Контрольная работа "Лексика. Фразеология" 10 Класс

Контрольная работа. ____________________________

Лексика. Фразеология.

Вариант 1

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите примеры:

Омонимы - ________________________________________________________________________________________________

Синонимы - _______________________________________________________________________________________________

Эпитет - _________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Подберите антонимы к данному слову так. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха.

грубый материал - __________________________________________________________________________________________

грубый голос - _____________________________________________________________________________________________

грубый человек - ___________________________________________________________________________________________

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (зачеркните лишнее).

  1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

  2. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.

  3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

  4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).

  5. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).

  6. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романтичные, романтические) истории.

  7. Пол почти во всех комнатах был (глинистый, глиняный).

  8. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Задание 4.

Прочитайте стихотворение и выполните задание
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы. Ее красота подчеркивается многочисленными …(точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют  и … (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря … мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»)

_______________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Письменно ответьте на вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

  1. о человеке, который пришел не вовремя, некстати - _______________________________________________________

  2. о кротком, безобидном человеке - _______________________________________________________________________

  3. о человеке высокого роста - ____________________________________________________________________________

  4. о болтливом человеке - ________________________________________________________________________________

  5. о бесследном исчезновении кого-либо - ___________________________________________________________________

  6. о чувстве большой неловкости, стыда - __________________________________________________________________

  7. об очень дальних родственниках - _______________________________________________________________________

  8. о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо - _____________________________________________________________

Задание 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Абонент – абонемент, косный - костный, глиняный - глинистый.

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) коренной житель — коренной вопрос;

б) человек худой — характер худой;

в) больной заснул — больной ребенок.

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Прочитайте текст. Подберите синонимы (3 – 4) к слову физиономия. Запишите их.

Лицо его было бы приятным, если бы не глаза, сами по себе небольшие и невыразительные, но близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

__________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа. ____________________________

Лексика. Фразеология.

Вариант 2

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите примеры:

Паронимы - _______________________________________________________________________________________________

Антонимы - _______________________________________________________________________________________________

Метафора - _______________________________________________________________________________________________

Задание 2

 Подберите антонимы к данному слову. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха.

густой лес - _______________________________________________________________________________________________

густой чай - _______________________________________________________________________________________________

густой голос - _____________________________________________________________________________________________

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (зачеркните лишнее).

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.

  2. Паровоз, натужено дыша, протащился  по платформе, состав (стал, встал.)

  3. Студенческая молодежь у нас (предоставлена, представлена) самой себе.

  4. В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и  отдых забайкальцев.

  5. Впечатлений много, но главное – это исключительно (дружественное, дружеское)  отношение к нам французов.

  6. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные)  удостоверения.

  7. Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность)  этого человека.

  8. На мебели были  (надеты, одеты) чехлы.

Задание 4

 Прочитайте стихотворение и выполните задание
Тихо дремлет река. Темный бор не шумит.
Соловей не поет, и дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна все вокруг серебрит.
Серебрится река. Серебрится ручей.
Серебрится трава орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит.
Своим блеском луна все вокруг серебрит.

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

В стихотворении С. Есенина  ночная природа живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку, она живая, это передается с помощью … («дремлет река», «все спит»). Красоту ночного леса мы видим, благодаря многочисленным … («серебрится река, серебрится ручей, серебрится трава). Образ засыпающей природы подчёркивается …(дремлет, не шумит, не поет, не кричит).

_____________________________________________________________________________________________

Задание 5

Письменно ответьте на вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

  1. о работе, выполненной слишком быстро –________________________________________________________________

  2. о том, что за окном стемнело –_________________________________________________________________________

  3. о человеке, который  похудел –__________________________________________________________________________

  4. когда кого-либо обманывают –__________________________________________________________________________

  5. о человеке, ничего не значащем –_________________________________________________________________________

  6. о человеке,  резко отличающемся от  других –______________________________________________________________

  7. о нависшей опасности –________________________________________________________________________________

  8. о человеке, на которого сваливают чужую вину –___________________________________________________________

Задание 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Желанный – желательный, гордость – гордыня, эстетический – эстетичный.

_________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) спутник Марса — спутник в дороге;

б) пачка папирос — пачка балерины;

в) звезда эстрады — звезда на небе.

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Прочитайте текст. Подберите синонимы (3 – 4) к слову невыразительный. Запишите их.

Лицо его было бы приятным, если бы не глаза, сами по себе небольшие и невыразительные, но близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

__________________________________________________________________________________________________________

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ