Контрольная работа "Лексика. Фразеология" 10 Класс
Контрольная работа. ____________________________
Лексика. Фразеология.
Вариант 1
Задание 1
Дайте определение терминам, приведите примеры:
Омонимы - ________________________________________________________________________________________________
Синонимы - _______________________________________________________________________________________________
Эпитет - _________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Подберите антонимы к данному слову так. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха.
грубый материал - __________________________________________________________________________________________
грубый голос - _____________________________________________________________________________________________
грубый человек - ___________________________________________________________________________________________
Задание 3
Раскройте скобки, выберите подходящие слова (зачеркните лишнее).
Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.
Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.
Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.
В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).
Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).
С героем фильма постоянно происходят какие-то (романтичные, романтические) истории.
Пол почти во всех комнатах был (глинистый, глиняный).
Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.
Задание 4.
Прочитайте стихотворение и выполните задание
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром
Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.
В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы. Ее красота подчеркивается многочисленными …(точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и … (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря … мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»)
_______________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Письменно ответьте на вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.
Как говорят:
о человеке, который пришел не вовремя, некстати - _______________________________________________________
о кротком, безобидном человеке - _______________________________________________________________________
о человеке высокого роста - ____________________________________________________________________________
о болтливом человеке - ________________________________________________________________________________
о бесследном исчезновении кого-либо - ___________________________________________________________________
о чувстве большой неловкости, стыда - __________________________________________________________________
об очень дальних родственниках - _______________________________________________________________________
о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо - _____________________________________________________________
Задание 6.
Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.
Абонент – абонемент, косный - костный, глиняный - глинистый.
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.
а) коренной житель — коренной вопрос;
б) человек худой — характер худой;
в) больной заснул — больной ребенок.
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Прочитайте текст. Подберите синонимы (3 – 4) к слову физиономия. Запишите их.
Лицо его было бы приятным, если бы не глаза, сами по себе небольшие и невыразительные, но близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.
__________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа. ____________________________
Лексика. Фразеология.
Вариант 2
Задание 1
Дайте определение терминам, приведите примеры:
Паронимы - _______________________________________________________________________________________________
Антонимы - _______________________________________________________________________________________________
Метафора - _______________________________________________________________________________________________
Задание 2
Подберите антонимы к данному слову. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха.
густой лес - _______________________________________________________________________________________________
густой чай - _______________________________________________________________________________________________
густой голос - _____________________________________________________________________________________________
Задание 3
Раскройте скобки, выберите подходящие слова (зачеркните лишнее).
Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.
Паровоз, натужено дыша, протащился по платформе, состав (стал, встал.)
Студенческая молодежь у нас (предоставлена, представлена) самой себе.
В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и отдых забайкальцев.
Впечатлений много, но главное – это исключительно (дружественное, дружеское) отношение к нам французов.
У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения.
Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность) этого человека.
На мебели были (надеты, одеты) чехлы.
Задание 4
Прочитайте стихотворение и выполните задание
Тихо дремлет река. Темный бор не шумит.
Соловей не поет, и дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна все вокруг серебрит.
Серебрится река. Серебрится ручей.
Серебрится трава орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит.
Своим блеском луна все вокруг серебрит.
Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.
В стихотворении С. Есенина ночная природа живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку, она живая, это передается с помощью … («дремлет река», «все спит»). Красоту ночного леса мы видим, благодаря многочисленным … («серебрится река, серебрится ручей, серебрится трава). Образ засыпающей природы подчёркивается …(дремлет, не шумит, не поет, не кричит).
_____________________________________________________________________________________________
Задание 5
Письменно ответьте на вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.
Как говорят:
о работе, выполненной слишком быстро –________________________________________________________________
о том, что за окном стемнело –_________________________________________________________________________
о человеке, который похудел –__________________________________________________________________________
когда кого-либо обманывают –__________________________________________________________________________
о человеке, ничего не значащем –_________________________________________________________________________
о человеке, резко отличающемся от других –______________________________________________________________
о нависшей опасности –________________________________________________________________________________
о человеке, на которого сваливают чужую вину –___________________________________________________________
Задание 6.
Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.
Желанный – желательный, гордость – гордыня, эстетический – эстетичный.
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.
а) спутник Марса — спутник в дороге;
б) пачка папирос — пачка балерины;
в) звезда эстрады — звезда на небе.
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Прочитайте текст. Подберите синонимы (3 – 4) к слову невыразительный. Запишите их.
Лицо его было бы приятным, если бы не глаза, сами по себе небольшие и невыразительные, но близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.
__________________________________________________________________________________________________________

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ