Конспект урока "Гласные в приставках пре и при (с презентацией)"
Тема: Гласные в приставках пре и при (с презентацией)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели :
М/п: извлекать информацию из разных источников (правила, словаря, Интернета) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
4ЛР: вычленять в тексте слова с приставками пре и при, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре или при (типа пребывать – прибывать).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Тренировочный словарный диктант.
Вообразить, активный, пассивный, вестибюль, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, исполин, температура.
– Назовите антонимы. (Активный – пассивный.)
– В чём особенность всех слов в диктанте, начинающихся на букву з?
III. Постановка проблемного вопроса урока.
Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации (презентация л.1)
Ученики выполняют задания, отграничивая в процессе работы известное и новое, и формулируют вопрос, который затем сравнивают с авторской формулировкой в конце учебника.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
IV. Открытие нового знания.
1. Упр. 202.
Проводится наблюдение над группировками слов с общим значением высшей степени признака – «очень» и со значением «приближение», которое передают приставки.
Учащиеся работают самостоятельно, формулируют ответы на основе заданий после материала для наблюдения, делают вывод и проверяют, как поняли правило, вставляя нужную букву в слова с пропусками в упр. 202.
Далее от каждой группы представляют результаты исследований. Написания (по упр 202) сравнивают с доской: приехало, принёс, пресильный.
2. Чтение текста правила одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с выводами учеников.
Беседа на выявление понимания:
– Совпали ли ваши выводы с текстом правила?
– Есть ли в тексте новая для вас информация? (Перечислены и другие значения приставок, о которых ещё не говорили.)
– Попробуйте подобрать к ним свои примеры.
– Каков опознавательный признак орфограммы?
– А какие условия выбора? Сколько их? (Два: приставка, значение.)
– От чего зависит выбор е, и в приставках пре, при? (От значения.)
– Сколько разновидностей значения есть у приставки при? (Три.)
– А сколько у приставки пре? (Две.)
3. Составление таблицы (схемы) правила.
Регулятивные УУД
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
V. Развитие правописных умений.
1. Упр. 204 (развивается умение определять значение приставок пре, при и группировать слова в соответствии с общим значением приставки, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограммы. Упражнение выполняется по образцу коллективно.
Разбор по составу: прибрежный. Беседа о лексическом значении слов (прибрежные – при береге, около берега; брег//берег/,
2. Упр. 205 – развивается умение подбирать слова с изученной орфограммой по толкованиям их лексического значения, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограмм. Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка.
3. Упр. 205 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, разграничивать написания двух разных видов орфограмм в приставках: традиционные написания и написания приставок пре, при, а также писать слова с другими видами орфограмм – букв гласных в корне.
Разбирается с комментированием на примере 1го предложения, далее выполняется самостоятельно.
Познавательные УУД
4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
VI. Итог урока.
– Назовите ключевые слова урока. (Приставка; при, пре; значение.)
– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы в приставках? (Знать вид приставки.)
– Чему учились на уроке?
– Были ли трудности?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
Регулятивные УУД
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание.
1. Правило (составить схему, привести примеры, по желанию подготовить презентацию).
2. Упр.203 (работа с опорой на толковый словарь).

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ