Урок русского языка на тему "Интересные морфемы"

Методическая разработка урока

по курсу___русский язык________________________________________

класс ______________________________________________________

учитель ___Панкина Надежда Николаевна_________________________



  1. Методическая записка


Данный урок проходит в рамках учебного курса русского языка в пятом классе общеобразовательных школ в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

Урок разработан для 5-го класса, где возрастной психологической особенностью является активность учащихся, поэтому целесообразно подготовить учеников класса к тому, что урок требует от них взаимного уважения друг к другу.

Данный урок представляет собой урок обобщения и систематизации знаний. Урок построен в форме монтажа с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Дети творческие, имеют высокую мотивацию к обучению, что способствует созданию благо-

приятной творческой атмосферы на уроках и возможности в полной мере проявлять свои способности. В начале урока учитель должен ясно и четко изложить цель и задачи.

Урок несет в себе важное развивающее значение: учит видеть, находить и объяснять изученные в разделе «Морфемика» орфограммы, выбирать главное из пройденного материала, развивает логическое мышление и речь. Урок расширяет кругозор учащихся, прививает любовь к родному языку.

Связь теории с практикой на данном уроке очевидна. Практическими можно считать и навыки работы с источниками.

На уроке прослеживаются межпредметные связи с литературой и историей.

На данном уроке использована технология коммуникативного обучения, работа в группах и парах. Форма урока- монтажа приемлема для возраста пятиклассников, а частично-поисковый метод, используемый на уроке, позволит продолжить формирование навыков самостоятельной работы.



  1. План урока

Дата урока: 6.03.2010г.

Тема урока: Интересные морфемы

Целевые установки урока: в результате изучения темы ученик должен:

    • знать структуру слова.

    • уметь производить морфемный разбор слова, определять условия выбора приставок на з и с; о-е после шипящих в корне слова; о-а в корнях -лаг- - -лож, -раст - -рост-; и-ы после ц, работать в паре и группе.

    • использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Задачи урока:

    • Образовательные:

систематизировать и обобщить знания по теме «Морфемика»

    • Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении целей;

воспитывать любовь к русскому языку.

  • Развивающие:

развивать логическое мышление учащихся, их речи, памяти;

развивать коммуникативные и творческие способности.



Межпредметные связи: история и литература.

Оборудование и наглядность: учебник , доска, раздаточный материал, сигнальные

карточки.


Временная структура урока:


этапа урока

Название этапа урока

Время, мин

1

Организационный момент.


2 минуты

2

Выступление учащихся

(сценка «Кто главнее и важнее?)

10 минут

3

Обобщение знаний по теме «Морфемика»

19 минут

4

Опрос домашнего задания (Головоломка)

6 минут

5

Итог урока

2 минуты

6

Домашнее задание

1 минута


  1. Конспект урока


  1. Ход урока:

1. Организация класса.

. Сообщение темы и цели урока.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас необычный урок, урок- монтаж «Интересные морфемы». Мы повторим все о морфемике, вспомним структуру слова, какие морфемы служат для образования новых слов, какие изменяют форму слова, поговорим о корне слова, поработаем с основными орфограммами, изученными в разделе «Морфемика»

В течение урока каждый из вас должен быть внимателен и активен. В конце занятия вас ждет сладкий сюрприз! Успехов вам!


2. Сценка «Кто главнее и важнее?»

ВЕДУЩИЙ: Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное — суффиксы.

ПЕРВЫЙ СУФФИКС: Иногда они звенят, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-.

ВТОРОЙ СУФФИКС: Иногда словно стучат каблучками: -ек-. -ик-. -чик-, -ник-.

ТРЕТИЙ СУФФИКС: Иногда поют, как птички: -чив-. -лив-, -чив-, -лив-! А бывает, будто просят о чем- то: и..., льи...

ВЕДУЩИЙ: Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

ПЕРВАЯ ПРИСТАВКА: Ну как вы не понимаете?! Возьмем слово выиграть, это совсем не то, что проиграть!

ВТОРАЯ ПРИСТАВКА: А написать самой — это вам не списать у кого- нибудь! И все это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого еще какие- нибудь слова?

ПЕРВЫЙ СУФФИКС: Конечно нужны, и очень много! Мы привели сюда целую семью слов «лесок», «лесовик», «лесник».

ВТОРОЙ СУФФИКС: Смотрите, как могущественны в этих словах мы, суффиксы! Захотим- и деревьев станет меньше!(лесок)

ТРЕТИЙ СУФФИКС: А вот уже и нет никаких деревьев! Зато вот оно- сказочное существо, доброе, волшебное!(лесовик)

ПЕРВЫЙ СУФФИКС: А вот и человек, который охраняет лес!(лесник) И все эти превращения совершили мы, суффиксы!

ПЕРВАЯ ПРИСТАВКА: Зато если хотят сказать про что- нибудь, что они очень- очень, ну просто очень- преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный. прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

ВЕДУЩИЙ: Спорили приставки и суффиксы, спорили- чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался- встал между ними.

КОРЕНЬ: Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что- нибудь без меня, без корня, сказать!

ВЕДУЩИЙ: С тех пор корень как главный в слове решил так.

КОРЕНЬ: За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки,- слева, а вы, суффиксы,- справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома- терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные.

У приставок- вот какие , а у суффиксов- совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую:

ВЕДУЩИЙ: Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

КОРЕНЬ: В корне- смысл, но не весь.

Главный, но неполный.

ПРИСТАВКА: Потому приставка есть-

Смысл она дополнит!

СУФФИКС: Рад я в этом ей помочь,

После корня стать не прочь!

Ну и что ж, что после корня,-

Все равно я всех проворней!

УЧИТЕЛЬ: Корень , конечно, всех проворней, в нем заключен основной смысл, но и другие части слова тоже важны.

3. ИГРА «Горка».(работа в группах)

На доске и у каждого ученика табличка- кроссворд.









УЧИТЕЛЬ: В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах. Но оказалось, что забраться на эту горку и прокатиться с нее может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех слов общим, указано, надо лишь найти конец. Ученики заполняют пустые клетки в своих табличках. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.

(Примерный материал:

Лыжи, лыжня, лыжник, лыжница;

Сани. санки, санный, саночки;

Гора, горка, горочка, гористый;

Зима, зимка, зимний, зимушка)


УЧИТЕЛЬ: При помощи какой морфемы образованы новые слова?

(суффикса)

А еще какая морфема участвует в образовании новых слов?

(приставка)

4. ЗАДАНИЕ: За одну минуту напишите как можно больше слов с разными

приставками и общим корнем БЕЖАТЬ.

УЧИТЕЛЬ: Приставки и суффиксы нужны для словообразования!

А меняет форму слова (ребята хором ОКОНЧАНИЕ!)

5. ЗАДАНИЕ: Подумайте. что нужно сделать, чтобы зазвучали пословицы:

Что написано (перо), того не вырубить (топор).

За двумя (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь.

Спишите пословицы, выделите окончания.


Работа с орфограммами, изученными в теме «Морфемика».


Приставки на З и С.


УЧЕНИК: Живут на свете, людям помогая,

Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-,

Но если звук глухой согласный их встречает,

Мы пишем их лишь только с буквой «ЭС».

Глухие звуки- это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Ты запомни, что приставки

РАЗ-, ИЗ-. НИЗ-, БЕЗ-, и ЧЕРЕЗ-

Перед согласными глухими

Всегда меняют З на С.

УЧИТЕЛЬ: Какой человек натянул перчатки на пятки? (рассеянный )

Как в русских сказках зовут Кащея? (бессмертный)


Назовите приставки в словах- ответах, объясните их написание.

Придумайте два слова с приставкой РАЗ-


6. ЗАДАНИЕ: З или С (на доске)


...бежать, ...гибать, ...делать, ...бить, ...жать.

Почему в этих словах надо писать пристаку С?

(Потому что приставки З в русском языке нет)


ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ


ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: Ученик, тебе задание:

Как напишешь слово ЗДАНИЕ?

Все учти, продумай, взвесь.

Не свихнись на слове ЗДЕСЬ,

Помни все условия,

Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ.



ВТОРОЙ УЧЕНИК: Чтобы смысл не повредить,

З нельзя в них отделить.

...десь, ...доровье, ...дание

Лишены содержания.

Верните З, и снова

Заговорят три слова.


ТРЕТИЙ УЧЕНИК: В современном языке З действительно входит в корень слов здание, здоровье, здесь, зги. Но знаете ли вы, что только в слове здание- корень -зд-? Стоит лишь подобрать однокоренные слова к нему: создать, созидать, зиждитель, создатель, зодчий- и все становится ясным.

ЧЕТВЕРТЫЙ УЧЕНИК: В остальных же словах раньше писалось С, а не З, причем в слове здоровье С- была приставкой. Приставка эта озвончилась перед Д, и из сдоровья получилось здоровье. Корень же в этом слове был -доров- (сравните: дерево, дрова), и первоначально слово сдоровый означало «крепкий, высокий, как дерево».

ПЯТЫЙ УЧЕНИК: здесь возникло из славянского съ-де-съ, в начале и в конце стояло сь (указательное местоимение этот), в середине суффикс -де-. Значит, и в начале слова здесь было сперва с, которое позже перед звонким д перешло в з.


Корни с чередованием.


ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: Уж особое создание

Корни с чередованием!

Чтобы правильно писоть,

Правила должны мы знать!

-ЛАГ_ и -ЛОЖ- сказали ясно:

«С этим мы вполне согласны.

Если суффикс А за корнем

Пиши букву А спокойно!»

ВТОРОЙ УЧЕНИК: Корни -РАСТ- и -РОС-

Встали во весь рост

И сказали: «Букву А

Пишем, ребята, не всегда.

Если вслед за корнем СТ или Щ,

ТО писать, запомни,

Нужно букву А.

Но, к большому сожаленью,

Существуют исключения:

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,

РОСТИСЛАВОМ звали,

Он РОСТОК себе купил

Где-то на вокзале.


УЧИТЕЛЬ: Правило мы четко знаем,

А теперь мы просигналим!

(Учитель читает слова, дети сигналят А или О)

Предлагать, предложить, прилагательное, сложение, слагаемое, изложение, растение, вырос, подрастать, росточек, отрасль, ростовщик, Ростов.


О- Е после шипящих в корне слова


УЧЕНИК: Расскажи- ка буква Е,

Как твое житье- бытье?

Буква Е дает ответ:

- Ничего житье, течет.

Я- ударная всегда.

- Ой-е-ей, вот это да!

У доски ученик рассказывает правило о правописании О-Е после шипящих в корне слова.

6. ЗАДАНИЕ, Выборочный диктант.

(В первый столбик слова с Е в корне слова, во второй- с О)

Трещотка, защелка, чопорный,черный, шов, шел, трущоба, щелочь, жонглер, желудь.


И-Ы после Ц


ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: С тобой в одном мы правиле,

Не зря нас здесь поставили-

Чтоб знали все, в каких корнях

«Ы» после Ц, как у меня

«Цыган на цыпочках стоит

И цыц цыпленку говорит»


ВТОРОЙ УЧЕНИК: Цыган цыпленка, стал кормить,

Ему мурлыкал арию

И очень нежно «цып-цып-цып»

Цыпленку приговаривал

А тот,тихонько задремав,

Все бормотал спросонок,

Что нужно «ы» писать в словах

«Цып-цып», «цыган», «цыпленок»,

«Цыц», «цыкать», и на «цыпочках»...

Уснул, свой клювик выпачкав!


7. ЗАДАНИЕ (работа в парах)


Запишите под диктовку зту веселую чепуху, а потом проверьте друг у друга.

(Текст после диктовки появится на доске).

На цыпочках приходит в цирк

Цыган и начинает танцы,

А на циновке молодцы

Надели на цыпленка панцирь.


УЧИТЕЛЬ: Тему с вами повторили,

Знания ваши закрепили!

И закончим с вами тонкой

Замудреной головоломкой!







8. ЗАДАНИЕ. Головоломка.(Ходом шахматного коня)


ПО

ДЕРЖ

СВО

АН

НИК

Й

КАЖД

В

НИК

Е

АТЬ

РЯД

УЧ

ЕВ

ОБЯЗ

ЫЙ

ДН


К

Е


Начиная с рисунка шахматной фигуры, прочтите две строчки из стихотворения

С. Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова- приставка, корень, суффикс или окончание.

(«Обязан каждый ученик

Держать в порядке свой дневник».)








ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упр. 452 (работа с таблицей)








Литература:

1) Поурочные планы «Уроки русского языка в 5 классе»: методическое пособие/Автор-составитель Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2003

2) «Занимательный русский язык»: пособие для учителя и учащихся/ Г.А. Александрова. – СП.: Тригон, 2003.

3) «Секреты орфографии»: пособие для учителя и учащихся/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение,2001




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ