Электронные образовательные ресурсы в обучении русскому языку в начальной школе по системе учебников «Начальная школа XXI века»

Электронные образовательные ресурсы в обучении русскому языку

в начальной школе по системе учебников «Начальная школа XXI века»


В программе по русскому языку (автор: С.В. Иванов) основная цель курса русского языка сформулирована следующим образом: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма, поскольку владение устной и письменной речью – показатель культуры человека. Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня – звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

В программе курса «Русский язык» УМК «Начальная школа XXI века» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма. Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.

При отборе ЭОР для обучения русскому языку по УМК «Начальная школа ХХI века» необходимо учитывать не только цели, задачи, содержание программы по русскому языку, но и общие положения обновлённой концепции данного УМК, в которой учтены идеи нового ФГОС начального образования. Так, например, интеллектуальное развитие младшего школьника, которое рассматривается в качестве одной из целей начального образования, по замыслу авторов концепции, предполагает:

  • сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

  • умение добывать знания; развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;

  • изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся, целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.);

  • сформированность универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

Представляется, что использование ЭОР на уроках русского языка должно способствовать реализации идей нового ФГОС, положений концепции данного УМК, целей и задач программы по русскому языку. Так, на сайте "Открытый класс" содержится коллекция ресурсов, представленная информационными, практическими, контрольными и комбинированными ЭОР для учащихся 1-2 классов. Использование информационных ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями. Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, решению задач с подсказками и без, выполнение упражнений с подсказками и без них, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажеров с подсказками и без них, с проверкой ответа. Контрольные ЭОР помогают проверить знания учеников и степень сформированности их умений, их готовность к самостоятельной работе с книгой.

Необходимо отметить, что в ЕК ЦОР нет ЭОР, специально разработанных для УМК «Начальная школа ХХI века». Но имеющиеся в коллекции ресурсы могут успешно применяться на уроках русского языка по учебникам данного УМК. Более целесообразно отбирать из Единой коллекции те ЭОР, которые, с одной стороны, не привязаны к конкретному УМК, то есть являются универсальными; с другой стороны, могут способствовать реализации тех принципов, общих концептуальных положений, а также целей и задач обучения русскому языку, заявленных авторами УМК. Подобные ресурсы по русскому языку входят в Интегрированный учебно-методический комплекс (ИУМК) «Открываю законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы». ИУМК разработан преподавателями и сотрудниками кафедр РГПУ им. А.И. Герцена. Компьютерная составляющая ИУМК реализована фирмой «Кирилл и Мефодий».

В ИУМК входят следующие виды ЭОР по русскому языку: конструкторы таблиц; анимации; интерактивные игры и задания; тестовые задания; иллюстративные материалы (предметные картинки для уроков обучения грамоте, фотоальбом, виртуальная картинная галерея для уроков развития речи); ЭОР смешанного характера, совмещающие функциональные особенности конструкторов таблиц и объектов интерактивного взаимодействия.

При обращении к ЭОР могут ставиться различные задачи. Использовать ЭОР можно как во фронтальной работе на уроке (Модель: АРМ учителя – класс), так и в самостоятельной (Модели: 1 ПК – 1 ученик; 1 ПК – пара или 1 ПК – малая группа) урочной и внеурочной деятельности (особенно это относится к ЭОР интерактивного характера, увлекательных для детей, активизирующих познавательный интерес).

Для наиболее адекватного использования ЭОР в процессе обучения русскому языку необходимо начинать работу с ЭОР с их анализа.

Направления анализа ЭОР с точки зрения целесообразности их использования для достижения требования ФГОС ООО:

- полнота покрытия содержания предмета в рамках выделенной темы;

- глубина раскрытия содержания предмета в рамках выделенной темы;

- наличие дополнительной информации (расширение содержания выделенной темы);

- возможность формирования предметных умений на материалах ЭОР в рамках выделенной темы;

- возможность достижения личностных результатов на материалах ЭОР в рамках выделенной темы;

- возможность достижения метапредметных результатов на материалах ЭОР в рамках выделенной темы.

Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу неодходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.


Литература:

1.Савельева Л.В. ЭОР для начального образования: возможности мультимедийного представления информации // Электронные ресурсы в непрерывном образовании (ЭРНО-2011): Труды II Международного научно-методического симпозиума. – Ростов-на-Дону.

2. Апробация электронных образовательных ресурсов. Открытый класс – http://www.openclass.ru/node/234008

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf

4.Каменкова Н.Г., Сурикова С.В. Особенности использования интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя начальных классов //Герценовские чтения. Начальное образование. Т.2. 2011.

5.Методические рекомендации по использованию интегрированного учебно-методического комплекта "Открываем законы родного языка, математики и природы" 5 документов http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/111015/?interface=catalog&class=42&subject=8

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ