Факультативное занятие «Омонимы и паронимы» 5 класс
Факультативное занятие «Омонимы и паронимы» 5 класс.
Знать, чем различаются лексические единицы «омонимы» и «паронимы».
Уметь правильно употреблять паронимы в речи.
I. Работа с таблицей. 4-5 мин. (Использование презентации, заполнение колонок таблицы примерами).
Омонимы и паронимы.
Омонимы – слова, имеющие одинаковое звуча
ние и написание, но разное ___________
Омофоны – слова, которые одинаково звучат, но различа-
ются _____________
Омоформы – слова, совпадающие в звучании и написа-
нии лишь в отдель-
ных_____________
Омографы – слова, которые имеют одинаковое написа-
ние, но различаются
__________________
Паронимы – слова, похожие по звучанию, но не совпадающие по значению.
II. Работа в группах. 4-5 мин (Карточки раздаются для каждой группы, нужно выбрать из словарей соответствующий, свериться со словарем, заполнить нужную колонку на доске, подобрать 2-3 свои примера). Важно, чтобы при работе в группе, ребята правильно распределили действия: заполнение колонки на доске, подбор примеров, сверка со словарем, правилом)
Задания. 1 группа.
К трем прибавить пять. – Мы трем пол до блеска.
Я сочинила стих. – Ветер стих.
Острая пила. – Пила воду.
Задания. 2 группа.
Карнавальный наряд – наряд на уголь – наряд милиции.
Бабочка (насекомое) – нож-бабочка – галстук бабочка
Коса ( у девушки) – коса (орудие для косьбы) – коса (географическое название) Куршская коса.
Задания. 3 группа.
Чай из мяты - вещи измяты
Высунул голову из люка – Миша – такой злюка.
Зеленый прут – рядом с домом находится пруд.
Задания. 4 группа.
Цветастый платок – цветной телевизор.
Сытый человек – сытный обед.
Опытный дипломат – дипломант конкурса скрипачей.
Задания. 5 группа.
Раздался громкий хлопок. – В поле убирали хлопок.
На горе стоит замок. – На дверях замка большой замок.
Звучит орган. – Больной орган.
IV. Викторина «Подумай и ответь».
V. Исправьте ошибки.
По небу ползла огромная дождливая туча. (Дождливая погода, дождливый сезон. Туча – дождевая (т.е. несущая дождь)
Употребите правильно слово.
На предмете остались (отпечатки, опечатки) пальцев.
(Адресат или адресант) отправил почтовую открытку.
(Дипломат или дипломант) вел переговоры о временном перемирии.
Все реже встречаются (грибные или грибковые) заболевания высеянных семян и молодых растений.
В лесу стояла (генеральская или генеральная) дача.
Это было очень (болотное, болотистое) место.
Мама (одела, надела) на дочку шубку.
Тест. 1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.
ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
Тест 2. В каком предложении вместо слова ЛОЖНАЯ нужно употребить слово ЛЖИВАЯ?
Было решено ЛОЖНАЯ атакой отвлечь противника от главного направления прорыва.
Это растение называется ЛОЖНАЯ АКАЦИЯ.
Зачем же ты отказался от такого предложения? Эта ЛОЖНАЯ скромность совершенно неуместна.
Я чувствую в нём какую-то неискренность: ЛОЖНАЯ улыбка, лицемерие во взгляде.
Тест 3. В каком предложении вместо слова ЛЕСНОЙ нужно употребить слово ЛЕСИСТЫЙ?
Собирая грибы, дети лакомились ЛЕСНОЙ земляникой.
К тому грибному месту вела известная только нам ЛЕСНАЯ тропа.
Мимо пассажиров, вышедших на палубу, медленно проплывали ЛЕСНЫЕ берега.
Какая это радость: лежать на траве и слушать ЛЕСНЫХ птиц!
Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Трудным ли вам показался материал?
К следующему занятию подобрать по три пары паронимов и составить с ними предложения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ