Тема: Исследование роли деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей
Тема: Исследование роли деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей
Тип урока. Урок - практикум
Цели:
Метапредметные:
М/к: строить связное монологическое высказывание, высказывать и обосновывать своё мнение, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
М/п: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждение.
Пр. (коммуникативная компетенция): соблюдать нормы употребления деепричастий в речи (при одном действующем лице с глаголом сказуемым), наблюдать за ролью деепричастий в текстах разных стилей, создавать вторичный текст с использованием деепричастий.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. (Слайд 1)
II. Мотивация к деятельности
Я хочу начать наш урок с притчи. (Слайд 2)
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это 5 раз.
Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…
- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).
- Вот вам сегодня надо протянуть руку, получить знания и применить их на практике. Желаю удачи!
самоопределение
III. Формулирование темы урока.
На доске записаны ключевые слова урока (слайд 3) исследование, роль, деепричастие, деепричастный оборот, текст, стили речи.
– Сформулируйте на их основе тему урока. Определите его цель.
(Слайд 4) Выявить, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в текстах разных стилей.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему и цель урока.
IV. Актуализация знаний
- Одними из ключевых слов урока являются слова «стили речи». Давайте вспомним всё, что мы знаем о них.
Бухарина Лера напомнит нам стили речи ( на доске нарисована схема) (Слайд 5)
Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой —
Стиль это просто РАЗГОВОРНЫЙ,
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу —
Знай, в них ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ стиль,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ —
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок —
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой —
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ.
А правила когда мы учим
Употребляем стиль НАУЧНЫЙ.
Блиц-опрос:
- Назовите задачи книжных стилей.
Научный - обобщение научных сведений, научное объяснение фактов.
Официально-деловой - сообщение, информирование.
Публицистический – воздействие через средства массовой коммуникации.
Художественный – изображение и воздействие на читателя.
- Перечислите стилевые черты научного стиля (использование терминов и профессиональных слов; строгая логичность, объективность, смысловая точность; отвлечённость и обобщённость).
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
3. Уметь преобразовывать информацию (задавать вопросы).
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Перед нами сегодня стоит непростая задача – исследовать роль деепричастий в текстах разных стилей.
Индивидуальные работы.
Я хочу предоставить слово Смолокурой Алёне, Стекачёвой Даше, Лобачёву Никите, которые самостоятельно исследовали тексты. К каким выводам они пришли мы сейчас услышим. Слушайте внимательно и приготовьтесь к анализу их ответов
(Анализ работ, выставление оценок)
А сейчас мы познакомимся с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». Откройте учебники на странице 188 –й. (Слайд 8)
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре - развитие умений извлекать новую информацию о деепричастиях в процессе изучающего чтения художественного текста, находить в нём главную мысль.
(Слайд 9) Вы исследователи-лингвисты.
Вам предстоит исследовать текст. Исследование будет состоять из 4 этапов. На каждом этапе нужно выполнить следующие действия:
1 этап (теоретический). Определить стиль текста, вспомнив признаки данного стиля.
2 этап (гипотетический). Выдвинуть гипотезу о роли деепричастий в выбранном вами стиле речи.
3 этап (экспериментально- аналитический). Проверить гипотезу.
4 этап (продуктивный). Написать текст данного стиля речи на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик - радостный родник». «Родник – начало и исток, воды живительный глоток».
- Я могу ошибаться, ты можешь ошибаться, но вместе в самостоятельном поиске найдём верное решение.
- К какому стилю можно отнести этот текст? Докажите.
(Во-первых, по жанру, во-вторых, основная задача этого стиля – изобразить, воздействовать на читателя, поэт нарисовал словесную картину Лодорского водопада, стихотворение эмоционально, образно, перед нами водопад предстаёт как живое существо.)
- В чем особенность стихотворения?
(Состоит из 48 одиночных деепричас-тий и одного деепричастного оборота. Необычно построено, напоминает по форме водопад, текст состоит из одного предложения)
- Давайте выдвинем гипотезу о роли деепричастий в этом стихотворении?
- Делают речь выразительной, ёмкой, передают различные смысловые оттенки.
- Приступим к проверке нашей гипотезы.
- Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?
- Что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Разделить деепричастия на тематические группы.
- Какие тематические группы можно выделить? Ваши предположения?
1.По звуку
2. По движению.
3. По зрительным впечатлениям.
4.По аналогии с человеческими качествами.
(Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)
- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия (работа по группам) и сделайте выводы:
1 группа – по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
2 группа – зрительным впечатлениям (пенясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, блистая, мелькая, меняясь);
3 группа - движению (струясь, крутясь, сливаясь, свиваясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, вертясь, взметаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
4 группа – аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя, бросаясь, вырастая, стремясь, воркуя, убегая).
2 человека из 4 группы выделяют, какие именно человеческие качества присуще этому водопаду, распределите по группам.
1 - игривый, дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая);
2 – бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша)
3 – спокойный (ворча, воркуя, встречаясь)
4 – нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя)
1 группа – Рассмотрев деепричастия по слуховым впечатлениям, мы пришли к выводу, что автор использует звукопись, такие приёмы, как аллитерация и ассонанс. Сочетание свистящих, шипящих, сонорных, подкреплённое ассонансом дают возможность передать различные звукоподражательные эффекты: шум, грохот, спокойное движение воды.
2 группа – Выделив деепричастия по зрительному эффекту, мы пришли к выводу, что они помогают нам зрительно представить изменчивость водопадного потока: то бурного (пенясь), то спокойного (мелькая), то красующегося (блистая), постоянно меняющегося (меняясь).
3 группа – Рассмотрев деепричастия, которые передают движение, мы пришли к выводу, что эти деепричастия конкретизируют глагол падают, разнообразят речь, делают более ёмкой и выразительной.
4 группа – Мы рассмотрели группу деепричастий по аналогии с качествами человека, и пришли к выводу, что используя олицетворение автор хотел показать водопад как живой организм, у которого есть свой изменчивый характер: то он бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша), то игривый и дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая); то спокойный (ворча, воркуя, встречаясь); то нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя) и красующийся собой (блистая, ликуя).
- Проведя исследовательскую работу, подтвердили ли мы свою гипотезу?
- Да, деепричастия разнообразят речь, делают её более ёмкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки. В художественном стиле деепричастия употребляется в прямом и переносном значении.
Обозначая добавочное действие, дорисовывает, характеризует основное.
Может быть средством выразительности, помогает создать художественный образ.
(Анализ работы в группах, выставление оценок)
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из словарей, в том числе с помощью ИК-технологий, Интернета.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
3. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Памятка оценивания устного ответа на лингвистическую тему
а) правильность положений;
б) логичность и последовательность изложения (следование плану);
в) полнота и содержательность ответа;
г) наличие примеров;
д) соответствие текста стилю и теме;
е) культура речи.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группах).
4. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
Коммуникативные УУД
1. Владеть разными видами диалога.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
3. Осуществлять саморефлексию и взаимный речевой контроль.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
V. Развитие читательских умений и умений связной письменной речи.
Мы приступаем к 4 этапу нашей исследовательской задачи - (продук-тивному). Вам надо написать текст данного стиля речи, используя деепричастия и деепричастные обороты, на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик - радостный родник». «Родник – начало и исток, воды живительный глоток». Можно использовать деепричастия из стихотворения Саути. На работу вам отводится 5 минут.
- Кому трудно справиться с этой задачей, могут в готовый текст вставить подходящие по смыслу деепричастия. Тексты у вас на столах.
Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения.
Перед нами картина И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________,переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?
- Какое правило мы должны помнить, вводя в сочинение деепричастия, при написании работ? (Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: "Возвращаясь домой, меня застиг дождь".
Мой вариант:
Когда-то в Коренной Пустыне только зарождалась монастырская жизнь. А первым жителем этой священной земли стал родник. Пробив толщу земли, вырвавшись на свободу, падал его поток с крутого склона, напоминая маленький водопад. Струясь, резвясь, скользя по корням деревьев и камням, спешил напоить он своей живительной влагой землю, вперед убегая в свободолюбивом задоре.
Ожила земля в Коренной, зазвенели родники в разных концах её, добрым людям объятья земли раскрывая.
Анализ сочинений, выставление оценок
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные результаты
1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
2. Интерес к изучению языка, истории отдельных слов и выражений.
3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.
Памятка оценивания письменного ответа
- содержание работы полностью соответствует теме;
- содержание излагается последовательно;
- работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
- достигнуто стилевое единство и выразительность текста;
- использование деепричастий в миниатюре.
VI. Рефлексия
-Какой вывод можно сделать о роли деепричастий в тексте?
(Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей).
-Что узнали нового для себя?
- Где могут пригодиться эти знания?
Регулятивные УУД
1.Оценивать собственную деятельность, корректировать ее.
2. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
3. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание
Анализ текстов 1,2 на с. 187-188 с письменным обоснованием.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ