Формирование графического навыка и каллиграфического почерка

МОУ «Рождественская СОШ»





Формирование графического навыка и каллиграфического почерка




учитель начальных классов

Чечина Т. А.








2011г.


Содержание.


1. Обучение первоначальному письму 3


2. Этапы работы по формированию 4-7

графического навыка и каллиграфического почерка


3. Самоконтроль и самооценка учебной 8 деятельности

Обучение первоначальному письму.


Теоретической основой процесса овладения чтением и письмом является звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:

  1. расчленение звучащей речи на звуки – фонемы,

  2. дифференцировка их по основным признакам,

  3. перекодирование в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные),

  4. обратное перекодирование букв в соответствующие звуки – фонемы, слияние их в процессе чтения,

  5. соотнесение прочтенных звукобуквенных комплексов с определенным смысловым значением.

В процессе обучения первоначальному письму необходимы условия для органичного соединения слуховых, артикуляционных, зрительных, двигательных и рукодвигательных компонентов. Это позволит сформировать графический навык, который явится основой для развития письменной речи.

Прежде чем отрабатывать каллиграфический почерк, необходимо научить ребенка воспроизводить буквы и их комплекс в строго определенной последовательности, которая определяется закономерностями формирования зрительно-двигательных образов письменных графических знаков.

Синонимическое понимание терминов «графический» и «каллиграфический» навык, неправомерно. Графика – это система отношений между буквами письма и звуками речи, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее с помощью определенных движений руки. Следовательно, в период обучения грамоте первостепенной задачей является овладение закономерностями графики родного языка. И лишь по мере автоматизированности графического навыка станет возможной выработка каллиграфического индивидуального почерка.

Этапы работы по формированию графического навыка и каллиграфического почерка.


  1. Формирование видения рабочей строки и межстрочного пространства.


На данном этапе работы происходит знакомство с горизонтальной, вертикальной и наклонной линиями.

Горизонтальные линии образуют рабочую строку. Каждый ребенок участвует в создании разлинованного в узкую линейку листа. Таким образом, через практическую деятельность, ребенок знакомится и осознает роль каждой линии в разметке тетрадного листа.

Красный цвет вертикальной линии ассоциируется как «запрет».

Горизонтальные линии показывают, где надо писать, вертикальная линия – где не надо писать. Наклонная линия указывает на то, как писать.

В результате этой работы проводится практическая работа по ориентированию на рабочей строке:

- поставь точку на верхней линии рабочей строки,

- в середине рабочей строки,

- в середине межстрочного пространства.


II. Работа над элементами букв.


Технология обучения первоначальному письму определяется системой специфических принципов, методов и приемов.

Принцип поэлементного изучения букв реализуется через четкое структурирование учебного графического материала. Совокупность письменных букв русского алфавита представлена в виде графической системы, основу которой составляют восемь постоянных структурных единиц (элементов букв):

- прямая линия,

- линия с закруглением с одной стороны,

- линия с закруглениями с двух сторон,

- линия с петлей,

- линия с четвертным овалом,

-плавная линия,

- овал,

- полуовал.

Прежде чем приступить к письму новой буквы, ребенок должен воссоздать ее конфигурацию. Для этого используются следующие приемы:

- ассоциирование буквы с предметами окружающего мира,

- конструирование с помощью элементов – шаблонов,

- лепка из пластилина,

- письмо в воздухе.

В процессе такой деятельности ученик осмысленно и глубоко овладевает формой каждого буквенного знака и графической системой в целом.

Другим принципом методики обучения первоначальному письму является одновариантное и стабильное начертание письменных букв.

Данный принцип обусловлен закономерностью формирования двигательного навыка, а именно: повторяемостью и единообразием выполняемых движений.

Принципы 1) одновариантного начертания и 2) поэлементного изучения букв на практике реализуются через поэлементно-целостный метод. Суть метода состоит в том, что поэлементное письмо, как более полно отвечающее возрастным особенностям детей 6-7-летнего возраста, не противоречит безотрывному письму, а наоборот, закладывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: 1) зрительных и 2) двигательных.

Практическая работа по написанию буквы начинается с объяснения места написания элементов. Ученик должен овладеть не только начертанием новой буквы, но и научиться соединять ее с ранее изученными буквами, упражняясь в письме их сочетаний в словах, слогах и предложениях. Следовательно, уже на буквенном этапе формируется элементарный графический навык.

Знания о трех видах соединения букв начинают формироваться еще на основном (буквенном) этапе обучения первоначальному письму. Вид соединения буквы зависит от начала ее начертания: верхнее, среднее, нижнее соединение. Одну букву необходимо записать 3 раза, для различного соединения.


  1. Использование словарной работы как этап урока по каллиграфии.


У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

Плохая моторика пальцев рук дает и низкие результаты при выполнении таких заданий, как: нарисовать по образцу, списать слоги, слова, предложения, выполнить бордюр в прописи…

При выполнении задания ребенок быстро устает, падает работоспособность.

Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи. Маленькие стишки, загадки, считалки, песенки помогают развивать фразеологическую речь, обогащать словарный запас, осмысливать то, что дети произносят вслух.


Считалки:

  1. 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы считать:

Это – котик- вытриротик,

Это – носик - хитроносик,

Это – ежик - ворчунишка,

Это – мишка - топотышка,

Это – зайка - убегайка.


  1. Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки подаем –

И бегаем кругом.


  1. Пальчик – мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.


  1. Использование минуток чистописания на уроке русского языка.


На каждом уроке русского языка используются минутки чистописания. Целью данной работы является:

- закрепление принципа поэлементного и одновариантного начертания письменных букв,

- умение объединять буквы по виду элементов и виду соединения,

- развитие фонематического слуха, включая устное народное творчество в зависимости от цели урока.


  1. Выставка лучших тетрадей


В конце года проводится выставка лучших тетрадей учащихся, а также «Общественный смотр знаний», в котором используются задания, связанные с формированием графического навыка и каллиграфического почерка:

- написать буквы, какой – либо определенный элемент,

- дать характеристику звука,

- составить с данными буквами слоги в сочетании: нижнего, среднего, верхнего соединения,

- составить два слога с одной и той же согласной: 1) в одном слоге согласный звук должен быть мягким 2) в другом слоге – твердым,

- составить с данными слогами слова и предложения.


Самоконтроль и самооценка учебной деятельности.


В течение работы над формированием графического навыка и каллиграфического почерка, необходимо учить детей видеть в своих заданиях правильно выполненное написание, умение его выделить (обвести зеленым карандашом, превратить букву в солнышко…).

Таким образом, у ребенка возникают положительные эмоции при выполнении работы, а, следовательно, происходит стимулирование для выполнения дальнейшего задания.

Список используемой литературы.


  1. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию. – М.: Школа – пресс, 1995.

  2. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Народная асвета, 1990.

  3. Мисаренко Г.Г. Русский язык в классах компенсирующего обучения. – М.: Тандем, 1998.

  4. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Начальная школа, № 12 1995.

  5. Мирхайдарова Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики. Начальная школа, № 2 1996.
















9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ