Технологическая карта урока 1 класс "Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф. Написание слов и соединений со строчной буквой ф"
Технологическая карта урока
ПРЕДМЕТ: литературное чтение + русский язык
ТЕМА УРОКА: Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф. Написание слов и соединений со строчной буквой ф
ТИП УРОКА: интегрированный (урок изучения нового материала)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой; овладевать начертаниями письменных букв, слов; уметь писать предложения; анализировать и записывать текст.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Познавательные: формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; уметь на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в паре.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивировать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Этапы урока
Деятельность учителя
Содержание дидактического материала
Деятельность обучающихся
Орг. момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Самоопределение к деятельности.
2.Актуализация знаний
Ребята, что вы видите на экране? Слайд
- Какое настроение нам дарит оно?
- Пусть это настроение сопровождает вас на протяжении всего урока.
- Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте?
- А вот я сейчас бы хотела проверить как вы занимаетесь на уроке? 3 Слайда
Характеристика звуков
3. Постановка учебной проблемы.
4.Открытие нового знания
–Ребята, посмотрите в Буквари и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Откройте учебники на с.140-141.
- Мы будем открывать новые знания или повторять?
– Давайте составим план урока. Составление плана урока.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Каким кружком обозначим?
1. Работа в «Букваре» (с. 140).
1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов фонарик и фиалка.
– Что нарисовано на кубиках? (Фонарик, цветок фиалка.) Слайд
– Сколько слогов в слове фонарь? (Два.) Назовите первый слог.
– Произнесите первый звук.
– Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].) Подберите слова, которые начинаются с этого звука.
- Произнесите второе слово фиалка.
– Дайте характеристику первому звуку.([ф’] – согласный глухой, мягкий.)
2) Найдите на ленте букв, какой буквой обозначаются новые звуки.
- Что вы ещё можете сказать про эти звуки? (Они являются парными согласными по глухости и звонкости со звуками [в], [в’]). Когда мы это можем услышать? (Когда эти звуки стоят в конце и в середине слова)
3) – На что похожа буква Ф? Слайд
ВЫВОД: Что мы узнали нового на уроке? Познакомились с буквой ф и звуками
[ф], [ф’] . Какой вывод сделали?
4) - А сможем ли мы напечатать слова фонарик и фиалка? Почему?
2. Работа в тетради для печатания (с. 45).
Печатание буквы Ф.
– Какую букву мы с вами печатали?
- А теперь сможем напечатать слова? Что мы можем сделать с этими словами?
Звукобуквенный анализ слова фонарик выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звукобуквенный анализ слова фиалка.
ФИЗМИНУТКА
– Как вы думаете, сложно написать прописную букву Ф?
– Давайте попробуем. Где мы будем учиться писать прописную букву Ф?
3. Работа в прописи (с. 28).
1) Написание буквы Ф.
– Из каких элементов состоит эта буква?
– Рассмотрите в рамочке, как пишется буква Ф.
– С чего начнём её писать?
Учитель показывает на доске.
2) Обведение букв по образцу, запись элементов.
3) Написание наклонной линии на первой строке красным цветом, буквы Ф – зелёным цветом.
4) Написание буквы О синим цветом на строке, буквы Ф – зелёным цветом на строке.
– Почему именно букву О написали вместе на строке с буквой Ф?
– Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке? Научились писать печатную и письменную букву ф. Оцените свою работу.
- А чему мы должны ещё научиться? (Читать слоги, слова и предложения)
ФИЗМИНУТКА
Формулирование темы, цели урока, планирование деятельности
Предположение темы урока
Выделение звука
Характеристика звука
Наблюдение и анализирование слов
Ответ на проблемный вопрос
Сравнение буквы
Формулирование вывода
Печатание буквы
Звукобуквенный анализ слов
Работа в прописи
Письмо строчной буквы
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа в «Букваре» (с. 140).
С дыхательной разминки
-вдох-выдох
-вдох-выдох на счёт 10
-вдох-положить пламя свечи, задуть свечу
-вдох- гласные звуки
-вдох-слоги с буквой ф Слайд
-вдох-чистоговорки: Аф-аф-аф – купили шкаф.
Уф-уф-уф – садись на пуф.
Фу-фу-фу – купили мы софу.
Фи-фи-фи- Ефим смотрел мультфильм
-вдох – скороговорка: Флот плывёт к родной земле – флаг на каждом корабле. Слайд
Чтение слов. (с. 140).
– Просмотрите 4 столбика слов на этой странице.
– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)
– Прочитайте слова про себя. Чтение вслух - хором
– Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)
– Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)
– Где ещё это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.) 1. Внешнее очертание, вид, форма чего нибудь (устар.). Какое это слово? (Многозначное)
– Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.)
– Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать – это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.)
– Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.)
– Найдите слово, называющее маленький фонарь.
– Как образовалось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик. ПРОПЕДЕВТИКА.)
– Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.) Слайд
– Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.) Ч это за слово?
– Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.
– Выделите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.)
– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)
– Составьте предложения с этими словами.
– Прочитайте «военное» слово. (Офицер.)
– Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.)
– Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.)
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
А какой цвет существует на букву ф? Какой он для вас? Я предлагаю посмотреть на него другими глазами. Фильм.
2. Работа в прописи. (с. 28).
1) Чтение и запись слогов по письменному образцу
Обратить внимание детей на способ соединения букв.
2) Подбор слов с этими слогами и соединениями.
Физкультминутка.
3. Работа в прописи
1) Рассматривание картинки.
– Есть ли слова со звуками [ф] и [ф’] на маленькой картинке? фонтан, форма, флажки, фотоаппарат, фуражка, фигура.
– Почему картинка такая маленькая? Что это? (Марка.)
– А для чего нужны марки? Составьте рассказ по этой картинке.
– Что мы сейчас делали? (Называли слова, составляли рассказ по картинке, записывали слоги.)
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
4. Работа в «Букваре».
Чтение слов (с. 140).
1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком. Прочитайте его.
– Сколько слогов в этих словах? Почему?
– Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.)
– Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)
– Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими передними полами.)
2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.) Кто из вас видел факел? Как он выглядит?
– Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)
– Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)
3) – Прочитайте слова последнего столбика.
– Есть ли у этих слов что-то общее?
– Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)
– А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.)
– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
5. Работа в прописи (с. 28).
1) Запись слов с печатного текста.
– Прочитайте слова под картинкой.
– Что заметили в словах 1-го столбика? (Оглушение согласного звука [в].)
– Девочки прочитают слова орфографически, а мальчики орфоэпически.
– Догадались, кого так крепко берёт за руку звук [в]? (Звук [ф].)
– Почему? (Они ходят часто парой, так как это парные согласные.)
Работа со схемами-«человечками». Раскрашивание, дорисовывание.
Запись слов улов, боров, травка.
– Подчеркните буквы гласных и парных согласных звуков.
– Что мы сейчас делали? (Записывали слова.)
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
6. Работа в «Букваре».
Чтение слов и предложений.
1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения.
Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке.
2. Снимок – изображение, полученное таким способом. 3. Учреждение, мастерская для съемок.
Фотоаппарат – аппарат для фотографии.
Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию изображение человека.
– Что объединяет слова? (Они однокоренные.)
– Выделите корень. (ПРОПЕДЕВТИКА.)
2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-.
– Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню полотнище.)
– Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффикса -ок-. Флажок.)
– Что такое флагшток? (Шест для флага.)
– Какое из слов является формой слова флаг? (Флаги.)
3) Чтение предложения.
– Какое предложение записано над картинками? Прочитайте.
– Соответствует ли предложение картинкам?
– Какие слова записаны с большой буквы? Почему?
– Как можно поменять слова в предложении местами, чтобы смысл предложения не изменился? (Поменять местами части.)
– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)
– Что нового для себя открыли?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
7. Работа в «Букваре».
Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).
1) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте заглавие.
– А кем может работать папа?
– Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст?
2) Чтение текста самостоятельно.
а) Выявление первичного восприятия.
– Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?
б) Повторное комментированное чтение вслух.
в) Обобщающая беседа.
– Какой фрагмент текста изобразил наш художник?
– Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.)
– Прочитайте, что ещё мы увидим на его фотографиях.
– Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.)
– А чем увлекается Саша Ефимов?
г) Проблемный вопрос к тексту.
– А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?
– Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?
3) Работа с текстом после чтения.
– Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подобрать?
«Любимая профессия семьи Ефимовых».
Дыхательная разминка
Работа в букваре
Чтение и анализ слов
Многозначность слов
Словообразование
Работа с предложением
Комментированное письмо
Работа в прописи
Рассматривание иллюстрации
Чтение слов
Беседа по вопросам учителя
Работа с парными согласными
Чтение слов и предложений.
Работа с текстом
ΙV. Итог
– Что нового узнали?
– Какие уже известные нам знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
Рефлексия
![](https://doc4web.ru/uploads/files/17/16891/hello_html_m7b72b6df.jpg)
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ