ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ.

Учитель русского языка и литературы Слуцкая Т. В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», г. Серпухов

Раскрываются приемы развития речевого мышления школьников и формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы и русского языка.

THE FORMATION KEY COMPETENCIES IN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS

SLUTSKAYA T.

Methods of forming communicative competence in the language and literature lessons

Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения диктует изменение целей и задач обучения, в частности в преподавании родной словесности становится актуальным овладение школьниками лингвистической, языковой и коммуникативной компетенциями.

Компетенции, по мнению Г. П. Щедровицкого, это такие структуры управления деятельностью, которые опираются, прежде всего, на способности мышления, рефлексии, коммуникации и понимания и способны ответить на вопрос, как вашу деятельность встроить в текущий контекст – кооперативный, коммуникативный, социальный, институциональный и т. д.

Другими словами овладение компетенциями позволит ученику не только обрести ряд способностей, знаний и умений, но и применять их в стремительно изменяющихся социальных условиях и ситуациях, характерных для общественного развития XXI века.

Большинство из этих компетенций возможно сформировать на уроках русского языка. Приоритетной компетенцией, на наш взгляд, является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.

Коммуникативная компетенция предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности. Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, которая включает в себя знание основных понятий лингвистики – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.

Коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью. Формирование данных навыков возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции, поэтому на уроках русского языка и литературы , а также во внеурочной деятельности целесообразно активно использовать проектную деятельность, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, развивать коммуникативные навыки. Проектной деятельностью занимаемся на протяжении трех лет, за этот период были осуществлены 2 долгосрочных проекта и один краткосрочный: «Топонимика Серпуховского уезда», «Николаевская гимназия. От истока до современности», «Ономастика. Формы, происхождение и значение имен». В процессе работы над проектами учащиеся проводили социологические опросы, интервьюирование (ценностно-смысловые компетенции), создавали презентации, буклеты, сборники, листовки (информационные компетенции), анкетирование (коммуникативные компетенции), учились доказывать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести дискуссию (учебно-познавательные компетенции).

Какова же роль предметов «Русский язык» «Литература» в развитии коммуникативной компетенции школьников? Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроке являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. Поэтому речевое развитие школьников на уроках русского языка и литературы должно соответствовать следующим критериям:
1. Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения, нравственно-психологические особенности человеческой личности.
2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя.
3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываниях литературоведческого и литературно-критического характера.
4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня.
5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им (аналитический пересказ, художественный пересказ, ответ, сообщение, доклад, художественно-биографический рассказ, слово о писателе и т.д.).
6.Содержательность высказывания.
7. Четкость, логичность, стройность композиции высказывания.
8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления.
9. Ведение диалога на литературные темы.
10. Самостоятельность в подготовке выступления.
11. Оптимальное сочетание в высказываниях материала, изученного по литературно-критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями.
12. Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуацией общения.
Исходя из данных критериев речевого развития для учащихся каждого «речевого возраста» (по периодизации А.К. Марковой) разрабатываются собственные критерии и уровни, являющиеся ориентирами для организации речевой деятельности в процессе изучения русского языка и литературы.

В заключение заметим, что работа по использованию компетентностного подхода в образовательной деятельности делает процесс обучения более интересным и увлекательным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают. Компетентностный подход наиболее точно отражает суть процесса модернизации в сфере образования, так как характеризуется формированием таких умений, способностей, личностных характеристик, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через личностный опыт учащихся.

Литература

  1. Боброва С.В. От семантики слова к семантике текста: методические рекомендации для учителя по программе элективного курса для профильной школы: русская словесность/под рд. Т. Е. Васильевой.- М.:Изд-воМГОУ,2012.

  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.

  3. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. – М.: Эксмо, 2007.

  4. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5.

  5. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. – М.,1995.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ