Формирование коммуникативной компетенции младших школьников, как необходимое условие повышения эффективности образования
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников, как необходимое условие повышения эффективности образования
Ткаченко Альбина Альбертовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №126»
Коммуникативная культура и компетентность - неотъемлемый компонент подготовки человека-гражданина-специалиста 21-го века. В современной социально-научной и педагогической литературе можно найти работы и исследования, посвященных коммуникативной тематике. Исследуется, какова роль коммуникации и изучения коммуникации в современном мире; почему современному специалисту необходимы коммуникативные умения; в каких именно профессиональных областях коммуникативные умения какого рода должны преобладать; каким должно быть современное общее коммуникативное образование – чтобы полнее отвечать ”вызовам” 21-го века. И этот многосторонний исследовательский интерес неслучаен. Действительно, коммуникативные качества специалиста любого профиля оцениваются сегодня на рынке труда как весьма важный ресурс.
Изучение коммуникации и коммуникативная подготовка важны в современном обществе, как минимум:
для полноценного развития личности
для повышения эффективности образования (включая организацию и управление образовательным процессом с учетом его современных форм коллективно-группового сотрудничества)
для успешной профессиональной деятельности, карьеры и бизнеса
чтобы стать “ответственным гражданином ” , в социальном и культурном плане
Почему коммуникативное образование необходимо?
-Коммуникативное образование, ведет к пробуждению гражданской активности и ответственности, помогает осознать значимость своего индивидуального выбора и его последствий в условиях конкретной социальной ситуации. Коммуникативно грамотный человек становится политическим субъектом.
-Коммуникативное образование - основа современного профессионализма и успешной карьеры.
базовые коммуникативные умения: ясно говорить и выражать свои мысли, внимательно слушать, составлять документы, задавать и отвечать на вопросы
межличностные и межгрупповые умения: выстраивать конструктивные рабочие отношения, работать в команде, компетентно вести себя в конфликтной ситуации и управлять конфликтом, вести переговоры
аналитико-коммуникативные умения: анализировать, решать проблемы и коммуницировать решения
умения адаптироваться к изменениям
-Коммуникативное образование влияет на жизнедеятельность личности
По утверждениям исследователей коммуникативные умения влияют практически на все стороны жизнедеятельности человека. Коммуникативное образование – важный фактор общего развития личности. Выявлено, что коммуникативное образование положительно влияет на развитие критического мышления и на критическое восприятие информации; на формирование качеств лидера и позитивной самооценки и уверенности в себе; на физическое и психическое здоровье, и т.д.
-Коммуникативная компетентность - необходимый атрибут межкультурного, межнационального и международного общения и понимания.
Общество имеет спрос на коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала.
Формировать коммуникативные умения необходимо с дошкольного и младшего школьного возраста. Это актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.
Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.
Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Младший школьный возраст связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы. Впервые происходит овладение письменной речью. К концу младшего школьного возраста с развитием логической и коммуникативной функций речи, с выработкой произвольности и рефлексии формируется умение логично и связно строить высказывание. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Возрастает роль механизма осмысления при чтении. Учащиеся начинают опираться на основные идеи текста при слушании. Происходят изменения в речемыслительной и коммуникативной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Педагогические ориентиры: Культура общения.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Работая с учащимися, я знаю:
-важность формирования коммуникативных учебных действий школьников;
- педагогические приемы и способы их формирования.
Стараюсь умело отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования коммуникативных умений, использую диагностический инструментарий успешности формирования, привлекаю родителей к совместному решению проблемы формирования коммуникативных умений. Одним словом, создаю условия обеспечивающие развитие коммуникативных универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности.
В своей работе я использую методы формирования коммуникативных умений:
различные формы учебного диалога;
выступления и сообщения;
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; роли Пишущего и Читающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью;
обсуждения, дискуссии,
упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях;
выступление на защитах учебных исследовательских работ;
выступление в качестве ведущих на мероприятиях, школьных праздниках
вовлечение учащихся в работу театральной студии;
Коммуникативный подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых задач при общении в любых формах: устной (диалоговой), письменной (монологовой), предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений. Коммуникативная ориентация курса разработана на основе требований Госстандарта и положений концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе (автор — доктор педагогических наук А. Ю. Купалова).
Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих в курсе русского языка и выступает как интегрирующая, поскольку речевое общение предполагает реализацию и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной, эстетической, этикетной. Важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала. Анализ текстов строится как «разговор» с авторами, расшифровка их замысла и средств его реализации. Опора па текст обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает реализация деятельностного подхода, в соответствии с которым организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляется с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль: Примером может послужить система формирования стержневых коммуникативно-речевых умений: ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить и пр.); осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах); планировать речевые действия: при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что скажу); при восприятий речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу); выражать и развертывать мысль (что говорю); целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю); осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и пр.).
При реализации курса деятельностный подход приобретает характер коммуникативно-деятёльностного, что предполагает изменение характера деятельности на уроке и учащихся, и учителя. Учиться общению, общаясь — вот основная характеристика этого подхода. Это выражается и в особой организации учебного материала: выделении общих речевых тем и системы ситуативных упражнений (их называют коммуникативными). В таких упражнениях моделируются речевые ситуации — совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в речевую коммуникацию.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Во внеурочной деятельности младших школьников для формирования коммуникативных умений я использую курс "Риторика", рекомендованный новым стандартом.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – "Общение"
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – "Речевые жанры" В детской риторике изучаются жанры, которые существуют в речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений .
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
"Риторика" в моей работе даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок).
В заключении хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции младших школьников, не только необходимое условие повышения эффективности образования, а также старт для дальнейшей подготовки человека-гражданина, коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ