Формирование коммуникативной компетенции младших школьников, как необходимое условие повышения эффективности образования

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников, как необходимое условие повышения эффективности образования


Ткаченко Альбина Альбертовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №126»


Коммуникативная культура и компетентность - неотъемлемый компонент подготовки человека-гражданина-специалиста  21-го века.  В современной социально-научной и педагогической литературе можно найти работы и исследования, посвященных коммуникативной тематике. Исследуется,  какова роль коммуникации и изучения коммуникации в современном мире; почему современному специалисту необходимы коммуникативные умения; в каких именно профессиональных областях коммуникативные умения какого рода должны преобладать; каким должно быть современное общее коммуникативное образование  – чтобы полнее отвечать ”вызовам” 21-го века. И этот многосторонний исследовательский интерес  неслучаен. Действительно, коммуникативные качества специалиста любого профиля оцениваются сегодня на рынке труда как весьма важный ресурс. 

Изучение коммуникации и коммуникативная подготовка важны в современном обществе, как минимум: 

  • для полноценного развития личности

  • для повышения эффективности образования (включая  организацию и управление образовательным процессом с учетом  его современных форм коллективно-группового сотрудничества)

  • для успешной профессиональной деятельности, карьеры и бизнеса 

  • чтобы стать “ответственным гражданином ” , в социальном и культурном плане    

Почему коммуникативное  образование необходимо?

-Коммуникативное образование, ведет к пробуждению гражданской активности и ответственности, помогает осознать значимость своего индивидуального выбора и его последствий в условиях конкретной социальной ситуации.  Коммуникативно грамотный человек становится политическим субъектом.

-Коммуникативное образование - основа современного профессионализма и успешной карьеры.

базовые коммуникативные умения:  ясно говорить и выражать свои мысли, внимательно слушать, составлять документы, задавать и отвечать на вопросы

межличностные и межгрупповые умения:  выстраивать конструктивные рабочие отношения, работать в команде, компетентно вести себя в конфликтной ситуации и управлять конфликтом, вести переговоры

 аналитико-коммуникативные умения: анализировать, решать проблемы и коммуницировать решения

умения адаптироваться к изменениям

-Коммуникативное образование влияет на жизнедеятельность личности

По утверждениям исследователей коммуникативные умения влияют практически на все стороны жизнедеятельности человека. Коммуникативное образование – важный фактор общего развития личности.  Выявлено, что коммуникативное образование положительно влияет на развитие критического мышления и на критическое восприятие информации; на формирование качеств лидера и позитивной самооценки и уверенности в себе; на физическое и психическое здоровье, и т.д.


-Коммуникативная компетентность - необходимый атрибут межкультурного, межнационального и международного общения и понимания.


Общество имеет спрос на коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала.

Формировать коммуникативные умения необходимо с дошкольного и младшего школьного возраста. Это актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.

Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

Младший школьный возраст связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы. Впервые происходит овладение письменной речью. К концу младшего школьного возраста с развитием логической и коммуникативной функций речи, с выработкой произвольности и рефлексии формируется умение логично и связно строить высказывание. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Возрастает роль механизма осмысления при чтении. Учащиеся начинают опираться на основные идеи текста при слушании. Происходят изменения в речемыслительной и коммуникативной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Педагогические ориентиры: Культура общения.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Работая с учащимися, я знаю:

-важность формирования коммуникативных учебных действий школьников;

- педагогические приемы и способы их формирования.

Стараюсь умело отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования коммуникативных умений, использую диагностический инструментарий успешности формирования, привлекаю родителей к совместному решению проблемы формирования  коммуникативных умений. Одним словом, создаю условия обеспечивающие развитие коммуникативных универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности.

В своей работе я использую методы формирования коммуникативных умений:

  • различные формы учебного диалога;

  • выступления и сообщения;

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; роли Пишущего и Читающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью;

  • обсуждения, дискуссии,

  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях;

  • выступление на защитах учебных исследовательских работ;

  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, школьных праздниках

  • вовлечение учащихся в работу театральной студии;

Коммуникативный подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых за­дач при общении в любых формах: устной (диалоговой), пись­менной (монологовой), предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений. Коммуникативная ориентация курса раз­работана на основе требований Госстандарта и положений концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе (автор — доктор пе­дагогических наук А. Ю. Купалова).

Коммуникативная цель обучения становится одной из веду­щих в курсе русского языка и выступает как интегрирующая, поскольку речевое общение предполагает реализацию и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценно­стно-ориентированной, эстетической, этикетной. Важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в ка­честве дидактической единицы учебного материала. Анализ текстов строится как «разговор» с авторами, расшифровка их замысла и средств его реализации. Опора па текст обеспечивает органическое единство познания системы, струк­туры языка и развития речи.

Связать в единое целое языковое и речевое содержание кур­са помогает реализация деятельностного подхода, в соответст­вии с которым организация учебного процесса на уроке, вы­страивание системы упражнений осуществляется с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль: Примером может послужить система формирования стержневых коммуникативно-речевых умений: ставить комму­никативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, со­гласиться, отказать, попросить, поздравить и пр.); осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в усло­виях общения, в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при ка­ких обстоятельствах); планировать речевые действия: при со­здании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что скажу); при восприятий речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли гово­рящего (что и зачем услышу); выражать и развертывать мысль (что говорю); целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю); осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и пр.).

При реализации курса деятельностный подход приобретает характер коммуникативно-деятёльностного, что предполагает изменение характера деятельности на уроке и учащихся, и учи­теля. Учиться общению, общаясь — вот основная характеристика этого подхода. Это выражается и в особой организации учебно­го материала: выделении общих речевых тем и системы ситу­ативных упражнений (их называют коммуникативными). В та­ких упражнениях моделируются речевые ситуации — совокуп­ность тех условий, которые вовлекают школьника в речевую коммуникацию.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Во внеурочной деятельности младших школьников для формирования коммуникативных умений я использую курс "Риторика", рекомендованный новым стандартом.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – "Общение"

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – "Речевые жанры" В детской риторике изучаются жанры, которые существуют в речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений .

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

"Риторика" в моей работе даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок).

В заключении хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции младших школьников, не только необходимое условие повышения эффективности образования, а также старт для дальнейшей подготовки человека-гражданина, коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ