Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Написание безударной гласной в личных окончаниях глаголов»
Урок русского языка
4 класс
Учитель: Бадртдинова Румия Адегамовна,
МБОУ «Бикбардинская основная общеобразовательная школа»
Тема: «Написание безударной гласной в личных окончаниях глаголов»
Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом написания безударной гласной в личных окончаниях глаголов
Задачи:
- совместно с учащимися разработать алгоритм деятельности по написанию безударной гласной в личных окончаниях глаголов;
- отработать деятельность учащихся по данному алгоритму.
Прогнозируемый результат:
- учащиеся знают алгоритм написания безударной гласной в личных окончаниях глаголов;
- умеют правильно писать безударные окончания глаголов.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель данного этапа: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к учебной деятельности. Время: 1-2 минуты
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Чего вы ждёте от сегодняшнего урока русского языка?
Начните свой ответ со слов «Я хочу …»
Учащиеся озвучивают свои ожидания, тем самым настраиваются на работу.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Время: 5 минут
- А я хочу наш урок начать вот с такой пословицы (записано на доске):
Один и камень не сдвинуть, а вместе и гору поднять.
- Только я сомневаюсь, что я её правильно списала.
- Как?
Запишите в тетрадях и на доске, отметьте орфограммы.
Во время записи возникают разные варианты написания безударных личных окончаний глаголов. В данном случае оставляем окошки. Один и камень не сдвин…шь, а вместе и гору подним…шь.
Читают с доски.
- Эта пословица составлена неправильно. Её нужно изменить.
Предлагают свои варианты ответов.
- Записывают.
Предлагают разные возможные варианты написания. Пытаются объяснить.
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.
Время: 1 минута
- Какое возникло затруднение? Почему?
- Что нам с вами сегодня нужно узнать?
Начните со слов «Мне надо …»
- Почему я выбрала эту пословицу?
Формулируют затруднение: «Мы не знаем, какое окончание нам выбрать, потому что не знаем какого спряжения эти глаголы»
- Формулируют цель урока: «Мне надо сегодня узнать, как правильно написать безударное личное окончание глагола»
- Сегодня мы должны работать все вместе и решить эту трудную задачу.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: построить проект выхода из затруднения.
Время: 2 минуты
Итак, тема нашего урока … (фиксирует на доске)
- Цель нашего урока …
- Для этого нам нужно узнать …
- Как вы это можете узнать?
«Написание безударной гласной в личных окончаниях глаголов»
- узнать, как правильно написать безударное окончание глагола.
- Как определить спряжение глагола с безударным окончанием.
- Спросить у учителя, найти в учебнике.
5. Реализация построенного проекта
Цель этапа: реализовать построенный проект
Время: 10 минут
Найдите в учебнике ответ на поставленный вопрос: «Как узнать спряжение глагола?»
- Давайте составим схему нашей деятельности.
Работают с текстом учебника. Обычно правило выделено цветными рамками.
- Находят в учебнике информацию: «Чтобы узнать спряжение глагола, можно поставить его в неопределённую форму. Если глагол оканчивается на ить, то это глагол второго спряжения, если не на ить, то первого спряжения».
- Составляют схему (алгоритм)
ГЛАГОЛ
ОКОНЧАНИЕ
УДАРНОЕ?
3. ДА НЕТ
4. ПИШУ, КАК СЛЫШУ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА
5. ИТЬ?
7.ДА НЕТ
II СПР I СПР
8. И… АТ ЯТ Е.. УТ ЮТ
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. Работа в парах.
Время: 5 минут
- Давайте вернёмся к нашей пословице.
Объясните написание безударных личных окончаний.
Прочитайте пословицы. Решите орфографические задачи.
1. Что заслуж…шь, то и получ…шь. (фронтально)
2. Чем больше узна…шь, тем счастливее стан…шь (в паре, с последующей фронтальной проверкой)
- Поднимите руки те, у кого не было ошибок. Молодцы. А кто ошибся? Почему?
- Значит, чтобы без ошибок писать безударные личные окончания глаголов нужно правильно ставить глаголы в неопределённую форму.
- Проговаривают по схеме:
1. Глагол «сдвин…шь», что сделаешь?
2. Безударное окончание, могу написать е или и.
3. Ставлю глагол в неопределённую форму: что сделать? – сдвинуть.
4. Смотрю на букву перед ть. Не «и», значит глагол первого спряжения, выбираю окончание - ешь. Сдвинешь.
Таким же образом объясняют написание глагола «поднимешь».
Учащиеся решают типовые задания, в форме коммуникативного взаимодействия, пользуясь алгоритмом.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях.
Время: 5 минут
Давайте проверим, все ли научились пользоваться нашим алгоритмом. Пользуясь схемой, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение:
(…) – ду…т
(…) – реша…т
(…) – украс…шь
(…) – потеря…те
(…) тороп…м
(…) – встрет…те
Эталон:
I – дуют (дует)
I – решают (решает)
II – украсишь
I – потеряете
II – торопим
II – встретите
Оцените:
- Если всё верно – «5»
- если одна ошибка – «4»
- если две-три ошибки – «3»
- если больше трёх ошибок – «2».
Индивидуальная работа учащихся. Выполняют задание и сами проверяют их, пошагово сравнивая с эталоном.
Оценивают свою работу.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;
2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Время: 10 минут
- Найдите ошибки в записанных ребятами предложениях:
Сонце весною дольше остаеца на небе и греит с каждым днём всё сильнее. Снег начинаит таить и вода ручейками сбегаит в реки и озёра.
- Запишите под диктовку друг друга, в парах.
- Находят ошибки, объясняют правильное написание.
- Пишут под диктовку.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке.
Время: 5 минут.
Возвращаемся к записям на доске.
Тема нашего урока …
Цель нашего урока …
Достигли ли мы цели? Почему?
Что мы узнали?
Чему научились?
Выберите из предложенных пословицу одну, наиболее понравившуюся, объясните, почему вы её выбрали.
Домашнее задание содержит две части:
1) обязательная часть, посильная для каждого, на вариативной основе, с творческим компонентом.
2) необязательную часть – одно задание, творческого уровня (то есть метод выполнения которого не изучался)
- Учащиеся фиксируют поставленную цель, соотносят с результатом.
Дают самооценку своей работе, используя предложенные пословицы.
Записывают домашнее задание.
Домашнее задание:
1) Глаголы I спряжения запишите в форме 3-его лица ед.числа, а глаголы II спряжения в форме 3-его лица множественного числа:
Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть, сушить.
Подберите и запишите глагол, который подходит к группе слов. Запишите глаголы в настоящем или будущем времени в таких формах: 1 л., мн.ч.; 2 л., ед.ч.; 2 л. мн.ч.:
Иней …. Молния … Глаза …
….. фотоаппарат. Дождь ….. на весь день. ….. одно и то же.
…. Глазом в чужую тетрадь. ….. траву.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ