Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Написание безударной гласной в личных окончаниях глаголов»

Урок русского языка

4 класс

Учитель: Бадртдинова Румия Адегамовна,

МБОУ «Бикбардинская основная общеобразовательная школа»

Тема: «Написание безударной гласной в личных окончаниях глаголов»

Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом написания безударной гласной в личных окончаниях глаголов

Задачи:

- совместно с учащимися разработать алгоритм деятельности по написанию безударной гласной в личных окончаниях глаголов;

- отработать деятельность учащихся по данному алгоритму.

Прогнозируемый результат:

- учащиеся знают алгоритм написания безударной гласной в личных окончаниях глаголов;

- умеют правильно писать безударные окончания глаголов.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель данного этапа: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к учебной деятельности. Время: 1-2 минуты

- Прозвенел звонок, начинается урок.

- Чего вы ждёте от сегодняшнего урока русского языка?

Начните свой ответ со слов «Я хочу …»

Учащиеся озвучивают свои ожидания, тем самым настраиваются на работу.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Время: 5 минут

- А я хочу наш урок начать вот с такой пословицы (записано на доске):

Один и камень не сдвинуть, а вместе и гору поднять.

- Только я сомневаюсь, что я её правильно списала.



- Как?


Запишите в тетрадях и на доске, отметьте орфограммы.

Во время записи возникают разные варианты написания безударных личных окончаний глаголов. В данном случае оставляем окошки. Один и камень не сдвин…шь, а вместе и гору подним…шь.





Читают с доски.




- Эта пословица составлена неправильно. Её нужно изменить.


Предлагают свои варианты ответов.

- Записывают.


Предлагают разные возможные варианты написания. Пытаются объяснить.



3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

Время: 1 минута

- Какое возникло затруднение? Почему?






- Что нам с вами сегодня нужно узнать?

Начните со слов «Мне надо …»




- Почему я выбрала эту пословицу?


Формулируют затруднение: «Мы не знаем, какое окончание нам выбрать, потому что не знаем какого спряжения эти глаголы»


- Формулируют цель урока: «Мне надо сегодня узнать, как правильно написать безударное личное окончание глагола»


- Сегодня мы должны работать все вместе и решить эту трудную задачу.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Время: 2 минуты

Итак, тема нашего урока … (фиксирует на доске)




- Цель нашего урока …




- Для этого нам нужно узнать …



- Как вы это можете узнать?

«Написание безударной гласной в личных окончаниях глаголов»



- узнать, как правильно написать безударное окончание глагола.


- Как определить спряжение глагола с безударным окончанием.


- Спросить у учителя, найти в учебнике.


5. Реализация построенного проекта

Цель этапа: реализовать построенный проект

Время: 10 минут

Найдите в учебнике ответ на поставленный вопрос: «Как узнать спряжение глагола?»











- Давайте составим схему нашей деятельности.

Работают с текстом учебника. Обычно правило выделено цветными рамками.


- Находят в учебнике информацию: «Чтобы узнать спряжение глагола, можно поставить его в неопределённую форму. Если глагол оканчивается на ить, то это глагол второго спряжения, если не на ить, то первого спряжения».


- Составляют схему (алгоритм)

  1. ГЛАГОЛ


ОКОНЧАНИЕ


  1. УДАРНОЕ?

3. ДА НЕТ

4. ПИШУ, КАК СЛЫШУ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА


5. ИТЬ?

7.ДА НЕТ

II СПР I СПР

8. И… АТ ЯТ Е.. УТ ЮТ

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. Работа в парах.

Время: 5 минут

- Давайте вернёмся к нашей пословице.

Объясните написание безударных личных окончаний.

















Прочитайте пословицы. Решите орфографические задачи.

1. Что заслуж…шь, то и получ…шь. (фронтально)

2. Чем больше узна…шь, тем счастливее стан…шь (в паре, с последующей фронтальной проверкой)

- Поднимите руки те, у кого не было ошибок. Молодцы. А кто ошибся? Почему?

- Значит, чтобы без ошибок писать безударные личные окончания глаголов нужно правильно ставить глаголы в неопределённую форму.

- Проговаривают по схеме:

1. Глагол «сдвин…шь», что сделаешь?

2. Безударное окончание, могу написать е или и.

3. Ставлю глагол в неопределённую форму: что сделать? – сдвинуть.

4. Смотрю на букву перед ть. Не «и», значит глагол первого спряжения, выбираю окончание - ешь. Сдвинешь.

Таким же образом объясняют написание глагола «поднимешь».



Учащиеся решают типовые задания, в форме коммуникативного взаимодействия, пользуясь алгоритмом.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях.

Время: 5 минут


Давайте проверим, все ли научились пользоваться нашим алгоритмом. Пользуясь схемой, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение:

(…) – ду…т

(…) – реша…т

(…) – украс…шь

(…) – потеря…те

(…) тороп…м

(…) – встрет…те

Эталон:

I – дуют (дует)

I – решают (решает)

II – украсишь

I – потеряете

II – торопим

II – встретите

Оцените:

- Если всё верно – «5»

- если одна ошибка – «4»

- если две-три ошибки – «3»

- если больше трёх ошибок – «2».

Индивидуальная работа учащихся. Выполняют задание и сами проверяют их, пошагово сравнивая с эталоном.

Оценивают свою работу.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Время: 10 минут

- Найдите ошибки в записанных ребятами предложениях:

Сонце весною дольше остаеца на небе и греит с каждым днём всё сильнее. Снег начинаит таить и вода ручейками сбегаит в реки и озёра.

- Запишите под диктовку друг друга, в парах.

- Находят ошибки, объясняют правильное написание.








- Пишут под диктовку.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке.

  1. Время: 5 минут.

Возвращаемся к записям на доске.

Тема нашего урока …

Цель нашего урока …

Достигли ли мы цели? Почему?

Что мы узнали?

Чему научились?

Выберите из предложенных пословицу одну, наиболее понравившуюся, объясните, почему вы её выбрали.


Домашнее задание содержит две части:

1) обязательная часть, посильная для каждого, на вариативной основе, с творческим компонентом.

2) необязательную часть – одно задание, творческого уровня (то есть метод выполнения которого не изучался)

- Учащиеся фиксируют поставленную цель, соотносят с результатом.

Дают самооценку своей работе, используя предложенные пословицы.









Записывают домашнее задание.

Домашнее задание:

1) Глаголы I спряжения запишите в форме 3-его лица ед.числа, а глаголы II спряжения в форме 3-его лица множественного числа:

Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть, сушить.

  1. Подберите и запишите глагол, который подходит к группе слов. Запишите глаголы в настоящем или будущем времени в таких формах: 1 л., мн.ч.; 2 л., ед.ч.; 2 л. мн.ч.:

Иней …. Молния … Глаза …

.. фотоаппарат. Дождь ….. на весь день. ….. одно и то же.

. Глазом в чужую тетрадь. ….. траву.














6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ