Формирование оценочной компетентности у учителей и учащихся в соответствии с новыми ФГОС
Юшкова Т.Ф.
МАОУ «СОШ №28»
г.Пермь, 2012 г.
Формирование оценочной
компетентности у учителей и
учащихся в соответствии с новыми ФГОС
Проблема оценивания всегда была важна для профессионального самочувствия учителя, но сегодня она становится особо актуальной, потому что появились критерии оценивания деятельности педагога для стимулирующей оплаты его труда, и, конечно, в связи с новыми образовательными стандартами.
Рассмотрим подробнее суть проблемы. «Вхождение России в мировое сообщество требует, не отказываясь от лучших традиций отечественной школы, усилить ее личностную и практическую направленность, повысить развивающий и творческий характер обучения… Требования к результатам обучения несколько изменились, на первое место поставлено личностное продвижение учащегося, затем идут метапредметные умения, и, наконец, предметные. По сути Министерство образования ставит на первое место – воспитание. И это понятно». (ФГОС основное общее образование. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897).
«Исследования двух последних десятилетий двадцатого века выявили систематический сдвиг у детей в Пермской области от возрастной нормы. Число детей, отстающих от нормы, увеличилось до 30 % (в 3 раза за 10 лет), а количество опережающих норму сократилось до 10-15 %. Причины: экологические аномалии, алкоголизм, наркомания, заброшенность детей в семье, агрессивное влияние СМИ» (Гузеев В. В. «Планирование результатов образования и образовательные технологии» «Народное образование» М., 2001г., с.87).
Читаем дальше: «Стандартный минимум поэтому должен ориентироваться на 80% большинства школьников».
Конечно, долг учителя – сделать все возможное для каждого ребенка, чтобы он смог этот минимум преодолеть. А невозможность выполнить это оборачивается страданием для неравнодушного учителя (о психологическом сгорании никто не думает).
Оценочная компетентность становится одной из важнейших в формировании профессионального и личностного роста и учителя, и ученика. Если не диагностировать способности учащихся и системно не анализировать результаты деятельности учителя и ученика, то конфликты: учитель – ученик, учитель – родитель, учитель – администрация и т.д. – неизбежны. Здесь несколько причин: нет единства в этом вопросе у всех учителей (проще оценивать по старинке и т.д.), неспособность к адекватной самооценке у ученика, а главное, у учителя. А ведь изменения в образовании зависят прежде всего от учителя, его умения работать со своей проблемой, и затем с проблемами своих учеников.
Некоторые пути формирования оценочной компетентности хотелось бы наметить.
Во-первых, необходимо включить ученика в оценивание собственной деятельности, ее результатов;
во-вторых, помогать ученику в освоении критериев оценивания той или иной учебной деятельности;
в-третьих, давать возможность участвовать в составлении программы собственного обучения, корректировке тем, видов учебной деятельности (на выбор: изложение или сочинение, письменная работа или устная и т.д.).
Этапы формирования оценочной компетентности могут быть следующие:
В 5 классе – обучение самооценке через проверку диктантов, различных видов грамматических заданий по образцу, самопроверка – по образцу.
В 6 классе – обучение словесному оцениванию личностного роста по следующим параметрам:
1) желание учиться – желание видеть себя лучшим;
2) мои способности, интересы, их устойчивость;
3) уровень понимания учебных и жизненных ситуаций (их анализ);
4) мир ценностей – отношений.
В 7 классе – знакомство с видами диагностики учебных результатов:
1) устный опрос;
2) письменная работа;
3) работа с различными источниками информации для поиска ответа на контрольный вопрос – презентации;
4) работа над рефератом, научной работой.
В 8 классе – составление карты оценивания по русскому языку и литературе, включающей следующие составляющие:
1) тема;
2) вид учебной деятельности;
3) критерии оценивания работы;
4) самооценка;
5) оценка учителя.
Совпадение оценок (райтинг) и будет говорить о правильном формировании оценочной компетентности.
В 9 классе – проведение различных зачетов с помощью консультантов-учеников по экзаменационным темам.
В 10-11 классах – составление индивидуальных программ обучения (по выбору уровня).
Сохранить единство требований к оцениванию возможно, если основываться на базовом системном «ядре» учебных курсов, предметов по русскому языку и литературе.
Вот каким может быть –
Мониторинг обучаемости и обученности учащихся по русскому языку:
Ф.И.
Обучаемость
Обученность
Мотивация внешняя, внутренняя
Способности: память, слух,
глубина понимания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Делать транскрипцию слова
Морфемный разбор
Определять принадлежность слова как часть речи
Роль слова в предложении, связи между словами
Словарный запас
Диктант с грамматическим заданием
Изложение
Сочинение
Монолог
Участие в диалоге
Проект
Мониторинг обучаемости и обученности по литературе.
Обучаемость
Обученность
Нравственне ценности
Способность читать и сопереживать прочитанному
Понимать подтекст
Эмоциональная память
Умение выражать свои чувства и понимание в отзыве, сочинении
Рецензии
Умение вести дневник чтения: понимать конфликт, основную идею
Умения определять выразительные средства текста
Проект
Исследование художественного текста
Презентация
Систематически (1 раз в четверть) и системно анализируя собственную деятельность и деятельность учеников, мы можем профессионально представить свою работу для любых целей.
Есть необходимость формировать портфолио достижений учителей и учеников. Совпадение оценок учителя и независимой экспертной оценки (ЕМТ, ЕГЭ), конечно, есть объективный показатель профессиональной работы. Хотя ребенок может растеряться и хуже написать, может воспользоваться случаем и, наконец, не исключено везение.
Таким образом, вернемся к главному вопросу:
Как объективно и верно оценить результаты качественно нового уровня образования, результаты труда учителя и ученика?
По ЗУНам, ЕМТ, ЕГЭ, портфолио достижений через внешние показатели и не только. Необходимо добавить системную диагностику обучаемости и обученности школьника, где можно проследить те внутренние изменения, которые происходят в сознании, позициях учителя и его учеников, знающих, самокритичных, способных облагораживать мир.
Увидим мы такой результат? Не всегда и не в полном объеме, и если захотим. Вот ради такого результата стоит работать в школе, потому что тем самым мы выполняем свою главную миссию – быть Учителем.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ