Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках русского языка и литературы
Пислегина Елена Николаевна.
Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках русского языка и литературы.
Каждый учитель заинтересован в результативности своей работы, каждый учитель ищет эффективные пути повышения качества знаний учащихся, повышения интереса к предмету. Так было всегда. Так есть сейчас. Но в последнее время мы стали говорит не только об интересе ученика к предмету, не только о качестве образования, но и о том, насколько те знания, которые мы преподносим нашим ученикам, значимы и необходимы им в жизни. Теперь мы говорим о компетенциях, которые нельзя передать, вложить в ученика, их можно сформировать.
А.В Хуторской выделяет среди компетенций учебно-познавательные, относя к ним “совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем”.1
У каждого учителя есть свой “арсенал” методик, приемов, технологий. Какие технологии “работают” на формирование учебно-познавательных компетенций?
Прежде всего, это технология развитие критического мышления через чтение и письмо.
“Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи)”. 2
Формы работы, которые используются на уроках, связаны, прежде всего, с формированием активного ученика.
составление буклетов по русскому языку и литературе (“Путеводитель по литературным героям”, “Путеводитель по снам”, буклет по теме “Союз как часть речи” и другие);
составление тематических сборников по поэзии (“Тема сна в поэзии Ф.И.Тютчева”, «Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева», сборник стихов поэтов-символистов «Земной мир», «Вечный вопрос» и т.д.). Сборник предполагает не только “сбор” стихотворений на одну тему, но и написание предисловия и комментария к стихотворениям. Приведем пример предисловия к сборнику стихотворений Ф.И. Тютчева «Бог и Слово».
«В его стихах есть Бог. Это если говорить коротко и емко. Во всем, что он писал, есть неуловимое, тонкое духовное начало. То самое, которое может позволить себе только «искусство ради искусства». Читая стихи Тютчева, осознаешь, что идея социальной лирики, образа поэта-гражданина, сама по себе веет чем-то революционным, беспокойными настроениями, вечными скитаниями и поисками. Поэт, пишущий ради поэзии, ради самой идеи этого прекрасного искусства, совсем не странник. От поэзии Тютчева веет спокойствием, умиротворением, и даже увядание он рисует необычайно тонко, словно ночь и смерть – это лишь покров, который вот-вот падет.
В его стихах есть Слово. Слово непреходящее, потому что его стихи звучат. Они имеют вкус, с ними легко выстроить ассоциативный ряд. Его стихи о вечном. И они едва ли религиозны. Они скорее несут в себе ту самую веру, ту степень веры, которая необходима каждому человеку.
В этом сборнике несколько стихов о вере и слове, о Боге и молчании, о конфликте внутреннего мира с окружающим, в основе которого лежит отсутствие гармонии с самим собой и постоянный поиск своего Бога». (Бубнова Анна, 10 Б).
При выполнении заданий данного типа ученик не только ищет информацию, но и работает с ней: анализирует, обобщает, сравнивает, делает выводы. Все эти умения являются метапредметными.
составление и использование в работе опорных конспектов и схем. С 5 класса заводится тетрадь для правил, в которой все страницы распределены по разделам. Для того чтобы разграничить разделы, выделяется отдельный лист для названия раздела: “Фонетика”, “Лексика”, Словообразование” и т.д. Внутренняя сторона “треугольника” используется для словарной работы: название переводится с латинского или греческого, выделяются заимствованные корни, подбираются однокоренные слова. Например, фонетика - (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Однокоренные слова – фонотека, магнитофон, диктофон, домофон, фонограмма, фонема, симфония.
Вначале ученикам предлагаются готовые опорные конспекты, весь теоретический материал “укладывается” в схемы, которые затем прочитываются. Постепенно, знакомясь с системой работы по опорным конспектам, ученики начинают сами составлять некоторые элементы схем, а затем и полностью схемы. В работе над составлением ОК формируются метапредметные умения и навыки: умение работать с информацией, использовать знаки и символы, обобщать и классифицировать, работать по алгоритму.
Активная позиция ученика формируется также на уроках нетрадиционной формы – урок-создание газеты, урок-суд, урок-путешествие, урок – вирутальная экскурсия, в создании которых принимает участие не только учитель, но и ученики. На уроке они обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения, используют знания в практической ситуации. Например, изучая в 10 классе тему “Жанры публицистики”, учащиеся знакомятся с различными жанрами. Но чтение и даже анализ множества текстов не даст того, что дает практическая работа: ученики выбирают жанр и создают свои тексты. Кого-то привлекает интервью, кого-то проблемная статья или заметка; главное, тема, выбранная нами, актуальна для десятиклассников: “Проблемы ЕГЭ”.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Поэтому технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает использование активных форм чтения. Формированию активного читателя способствует чтение с остановками, пометками, комментированием, прогнозированием. Так, например, с 5 класса вводится такое домашнее задание, как сделать закладки по герою произведения, выделить в тексте описание внешности героя, пейзажную зарисовку и т.д. На уроке работать с таким текстом ученику лучше, он хорошо ориентируется в прочитанном.
Задания на прогнозирование вызывают интерес к тексту, побуждают к дальнейшему чтению. Работа по прогнозированию может начаться уже с названия текста или произведения. Интересно, например, анализировать рассказ Е. Замятина “Дракон” именно с этой отправной точки - с заглавия, потому что по ходу чтения мы видим совсем другого “дракона”, чем это представляется с самого начала. “Разрыв” между названием и содержанием – уже есть проблемная ситуация, решив которую, мы определим авторскую идею.
Во время чтения рекомендуется использовать различные способы маркировки:
закладки с пометками;
подчёркивания карандашом;
выделения с помощью маркера;
специальные знаки:
? — сомнение, вопрос;
!!! — важно, обратить внимание;
NB — взять на заметку;
|_| — выписать.
Следующая технология, используемая в работе, - это технология творческих мастерских.
“Занятия в мастерских строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху”.3
Работа в мастерской – исследование текста не предполагает наличие плана работы, но на первых уроках можно дать примерный путь работы, алгоритм, хотя он каждый раз может быть разным. Например, анализируя эпизод “Сон Раскольникова об убийстве лошади”, можно предложить такой путь. Сон как элемент сюжета используется во многих произведениях и выполняет разные функции: сон-предсказание, сон-воспоминание. Со сном какого героя можно сравнить этот сон Раскольникова? Конечно, сон Ильи Ильича Обломова. Оба сна показывают главных героев в возрасте семи лет. Но является сон Раскольникова детским воспоминанием или это подсознание взрослого героя?
Проблемный вопрос урока позволяет исследовать эпизод разными способами: выявить хронотоп эпизода и соотнести его с реальным; выявить систему героев эпизода; найти отголоски с предыдущими и последующими эпизодами; найти важные суждения, мысли, идеи в эпизоде; найти символы (цвет, число, предметы). Все ответы групп выслушиваются и выстраивается схема.
На следующих уроках – мастерских уже не предлагается схема или план, учащиеся сами выбирают путь, по которому пройдет исследование. Самое главное - показать ученикам, что прийти к идее можно разными способами, путями, что в произведении все играет определенную роль, ничего не бывает просто так.
Проблемно – поисковая технология представляет такой путь обучения, когда знания не сообщаются ученикам в готовом виде, а им предлагается самим прийти к новому знанию. Если традиционные методики предлагают двигаться от теории к практике (прочитали параграф, правило, затем отрабатываем на задачах, упражнениях и т.д.), то проблемно-поисковая технология идет обратным путем. Сначала представляется практический материал, затем выявляются какие-то закономерности, выводится правило. Можно просто продиктовать темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева, а затем искать примеры в стихотворениях, а можно и наоборот – прочитать стихотворения и найти повторяющиеся мотивы, объяснить их роль в тексте.
Результат использования данных технологий представлен в диаграммах: участие учеников в олимпиадах школьных и районных, итоги ЕГЭ по русскому языку и литературе, уровень написания сочинения на ЕГЭ. Например, анализ сочинения на ЕГЭ по русскому языку показывает, что одним из самых сложных компонентов сочинения является отражение собственной позиции и аргументация ее. Из 24 учащихся 11 В класса 18 человек получили за данный критерий 2 и 3 балла из 3.
Итоги олимпиад по русскому языку и литературе
Итоги ЕГЭ по русскому языку
Анализ сочинения на ЕГЭ (критерий С-4)
Все технологии, используемые в работе, направлены на воспитание вдумчивого читателя, умеющего читать между строк, активного ученика, умеющего работать с информацией. Цель уроков русского языка и литературы заключается не в том, чтобы проверить, как ученик выучил правило, каких героев запомнил, а в том, чтобы научить думать и размышлять, видеть и понимать, что скрыто за строчками текста, не бояться рассуждать и высказывать гипотезы.
Список литературы:
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002.
2. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. Авторский коллектив: А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, доктор пед. наук, профессор, Л. Н. Серебренников и другие. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2009.
3. Сергун С.Н. Современные образовательные технологии на уроках литературы “Творческая мастерская”. Статья опубликована на сайте фестиваля педагогических идей, Москва, 2008г
1 Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002.
2 Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие
3 Современные образовательные технологии на уроках литературы "Творческая мастерская"
,
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ