ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа" (5 КЛАСС) УМК Р.Н. БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС) УМК Р.Н. БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙ
Учитель Дорофиенко Любовь Васильевна
Класс 5 Предмет русский язык
Тема урока Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные): выделять из группы существительных существительные, которые имеют форму только множественного числа, опознавать их в тексте и устной речи, определять принадлежность к тематическим группам, уметь употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией. расширить словарный запас детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока: авторская мультимедийная презентация, интерактивная доска, маркерная доска, раздаточный материал для групповой работы.
Этап урока
Цель этапа
Содержание учебного материала
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I.Мотивация к учебной деятельности.
Включение учащихся в деятельность
Приветствует, про- веряет готовность класса к уроку, со- здает эмоциональ- ный настрой, желает успеха.
Отвечают на приветствие учителя.
Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм
Уважение к учителю и сверстникам.
Самоопределение.
Самооценка готовности к уроку(Л)
II. Языковая разминка.
Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах ик-ек имён существи -тельных с после- дующим выходом на проблемную ситуацию урока
Линейный диктант:
1 Орешек
2. гвоздик
3. Карандашик
4. Свёрточек
5. Листик
6. Мячик
7. Цветочек
8. Котёночек
9. Комочек
10. Сухарик
Фронтальная,
парная,
индивидуальная
Диктует слова.
Работая по способу действия, записыва- ют гласные в суф -фиксах имён существительных ек-ик. Осуществляют самопроверку и взамопроверку , воспроизводя способ действий выставляют отметки в соответствии с нормами.
Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправ- лять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку(К).
III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.
Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.
1. Подводящий диалог:
1.Как слова, которые мы писали в диктанте, связаны с той большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Существительные)
2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существи- тельное? (имеют форму единственного и множественного числа)
2.Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном (ученики- ученик, столы- стол, гости – гость, каникулы-…, консервы…).
4.Почему не смогли вернуть мне слово?)
5.К кому или чему можем обратиться за помощью?
3. Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса (слайд №1)
6. Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?
Фронтальная, индивидуальная, парная
Создаёт условия для проблемной ситуации в техноло- гии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным матери- алом.
Организует игру, фиксирует затруднения.
Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.
Отвечают на вопросы,
Применяя ранее полученные знания,
в игровой форме образуют от существительных в форме множествен -ного числа форму единственного числа, проговаривают затруднения, с которыми столкнулись,
Анализируют, срав- нивают, обобщают, делают выводы
Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравни- вают с формулиров- кой в учебнике.
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать тему и проблему урока (Р)
IV. Физкультминутка
Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на умственно-физи –ческую.
1.Волна 2.Стена 3.Зима 4 . Страна 5.Снежинка 6 Холодный 7. Далёкий 8. Скрипучий 9.Столы 10 Цветы
коллективная
Диктует слова
Встают. В соответ -ствии с буквой, кото рую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища
А
Е О
И
V. Поиск решения. Открытие новых знаний.
Построение плана достижения цели,
Фиксация нового знания в речи
1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила:
Ножницы, духи, сутки, шахматы, сумерки.
(слайды 2,3)
Коллективная, парная
I. В технологии проблемного диа- лога организует наблюдение:
1.Прочитайте слова
2. Что их объединя- ет? (окончание мн. ч. и-ы)
3 Как же мы будем отличать существи- тельные, имеющие форму только мно- жественного числа, от существитель -ных, которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единствен -ного числа?
II. Организует пар -ную работу по ана- лизу материала для наблюдений и по- буждает к высказы- ванию своего мне- ния (Обсудите в па- рах, на какие тема- тические группы вы разделили бы эти слова. Дополните своими примерами).
Отвечают на вопросы, применяя выработанный на предыдущем уроке способ действия.
Составляют схему
Тематические группы имён существительных, имеющих форму только множественного числа
1.Парные предметы
2. Отрезки времени
3.Вещества
4.Явления природы
…, дополняя их своими примерами.
После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).
VI Реализация построенного проекта
Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы.
1.Сравнением с текстом учебника
2. Дополнение предложенной детьми схемы
Коллективная, фронтальная
Организует работу с текстом правила в технологии изу- чающего чтения.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке
формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения.
Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).
VII Физкультминутка
Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую.
Коллективная
Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз
Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз
VIII. Развитие учебноязыковых умений. Решение жизненной ситуации.
Организация усвоения детьми способа действия при различении существительных, имеющих формы обоих чисел и только множест- венного числа. Применение по- лученных знаний для решения жиз- ненных ситуаций.
Ситуация: семья переехала в новую квартиру в другом городе.
Цель: помочь родителям разложить все вещи, сходить в магазин, организовать вечерний досуг и продумать маршрут экскурсии на выходные дни. (Приложение)
Группо- вая
Уточняет понимание задания.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль
Выполняют задания в группах в соответствии с выбранной ролью, необходимой для решения жизненной ситуации.
Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.Р).
Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
IX Самостоятельная работа
Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.
Найди четвертое лишнее
1.джинсы, штаны, юбки, шорты
2.соки, супы, макароны, напитки
3. шашки, шахматы, викторины, прятки
4 Сухиничи, Калуга, Износки, Думиничи
5 сумерки, потёмки, сутки, заморозки
(слайд 4)
индивидуальная
Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль
Выполняют задание, определяя в каждом ряду лишнее слово.
Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.Р).
X Рефлексия
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.
коллективная
Организует рефлексию через подводящий диалог.
Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили?
Чему научились на уроке? Что следует доработать?
Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки?
Отвечают на вопросы, подводят итог работы
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)
XI Домашнее задание
&45. Упр.398, инд. задания.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ