Глаголы переходные и непереходные

Глаголы переходные и непереходные.

Образовательные задачи урока: дать понятие "глаголы переходные и непереходные", рассказать о контекстуальной переходности некоторых глаголов.

Развивающие задачи урока: научить определять вид, спряжение и переходность глагола.

Воспитательные задачи урока: на примерах переходных и непереходных глаголов русских фразеологизмов, пословиц и поговорок показать богатство и выразительность русского языка; раскрыть переносное значение слова "замолчать".

Мы говорили с вами, что каждая часть речи стоит на трех китах. Первая - общее значение. У глагола это действие. Второй - морфологические признаки постоянные и непостоянные. И третий - синтаксическая функция, каким членом предлоежения является. Глагол является сказуемым.

Мы продолжаем изучать постоянные морфологические признаки глагола. Какие постоянные морфологические признаки глагола вы уже знаете? - вид, спряжение. В вашем электронном архиве уже есть памятка по спряжению. Сегодня я вам отправлю по сетевому городу памятку с постоянными морфологическими признаками глагола. Сначала мы ее дополним.

Таблица на слайде (слайд1)



Объясняю материал. Переходность/непереходность определяется по возможности сочетаться с сущ., мест. и числит. в В.п. без предлога. Заполняем таблицу - не сочетается - непереходный (идти), сочетается - переходный (ловить рыбу).



Вместе заполняем таблицу (заранее еще раз распечатать). Определяем, являются ли приведенные глаголы переходными. Для гостей таблица на эл. доске (слайде2), один ученик вписывает на эл. доске.



Читаем по учебнику:

Дополнение (сущ. или мест.) может стоять при переходном глаголе в род. п.

при отрицании

при указании на часть предмета

Во фразеологии можно найти массу примеров: (слайд3)

не видать света белого

ни шагу не ступить

ни зги не видать

маковой росинки в рот не брать

нечего греха таить

В пословицах:

Шила в мешке не утаишь.

Прежнего не вернешь.

Плетью обуха не перешибешь.

Кривого веретена не выпрямишь. (Д/з объяснить смысл пословиц и фразеологизмов устно, составить с фразеологизмами два предложения).

Ребята выполняют упражнение 476 по заданию в тетради. Первая часть упражнения. В это время два ученика работают у доски и определяют, переходные глаголы или нет.

Для одного ученика столбец:

понять

додуматься

ценить

отбился от рук

подвести черту



Для другого ученика:

проявить

стремиться

блоху подковать

высунуть язык

витать в облаках



При определении переходности/непереходности следует учитывать, в каком значении употреблен глагол. Есть случаи, когда глагол в одном значении является переходным, а в другом непереходным. Например, глагол замолчать в своем основном значении "перестать говорить, перестать звучать" является непереходным.

Под шторкой (шторка - это функция на электронной доске , когда можно закрыть заранее подготовленный правильный ответ, чтобы ученики сами решили поставленную задачу):

У этого глагола есть и другое значение - "умышленно не говорить о ком-то или о чем-то". В этом значении глагол является переходным:

"Все можно растерять, что собрано веками, все можно замолчать, расправами грозя... И только человеческую память забетонировать и истребить нельзя" (С.Михалков).

Задание:

Замолчать - является ли глагол переходным?

Небольшой тест, оценки потом записать. По теме глагол.

1. В каком ряду все глаголы относятся к I спряжению?

1Петь, дышать, смотреть;

2спасать, топтать, брить;

3стелить, гнать, поить;

4вешать, подносить, спать.

2. В каком ряду все глаголы принадлежат к одному виду?

1заснуть, погасить, держать;

2успел, наложил, идет;

3встанет, прихорашивается, петь;

4ушла, придет, споют.

3. Укажите непереходный глагол.

1читать книгу;

2намазать бутерброд;

3шел по улице;

4дайте пирога.

4. Где ударение падает на последний слог?

1звонит;

2не дал;

3свекла;

4компас.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1раскле...т, улож...т, промока...т;

2обслуж...т, зажива...т, движ...т;

3посе...т, обтека...т, уме...т;

4руга...т, постел...т, смотр...т.



Д/з - параграф 82, Д/з объяснить смысл пословиц и фразеологизмов устно, составить с фразеологизмами два предложения), подобрать три фразеологизмя с переходными глаголами.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ