Использование эффективных приемов и методов для повышения уровня знаний по русскому языку в классах КРО VII вида
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Использование эффективных приемов и методов для повышения уровня знаний по русскому языку в классах КРО VII вида.
Методические рекомендации.
Кирово-Чепецк
2006 год
Составители: В.В.Душина, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №2
Р.Х.Сабрекова, учитель русского языка и литературы
МОУ ВШ
С.А.Захарова, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №7
Л.А.Люкина, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №10
Данное пособие является методическим руководством для учителей русского языка и литературы, работающих с учениками классов КРО VII вида. Оно показывает необходимость адаптации учебных программ при сохранении общего объема содержания, выявляет приемы и методы, способствующие овладению теоретическими сведениями, практическими умениями и навыками.
Особенности обучения русскому языку детей с задержкой психического развития.
Русский язык в системе коррекционно-развивающего обучения занимает лидирующее положение, так как играет основную роль в успешном обучении.
Освоение курса русского языка даётся учащимся 5-9 классов с трудом, так как у них часто нарушены как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая стороны речи.
Задачи учителя – обеспечивать коррекцию отклонений в развитии познавательной деятельности и речи учащихся, восполнять пробелы в знаниях.
Для решения этих задач существенное значение имеет использование специфических приёмов и методов обучения и воспитания, индивидуальный подход.
Знание психологических особенностей учащихся, основ психолого-педагогической диагностики позволяет учителю спланировать индивидуальную и групповую коррекционную работу по предмету.
Роль учителя для таких детей так велика, что, не впадая в крайность, можно сказать, что именно от педагога зависит всё: можно разрабатывать самые подробные методики и рекомендации, но без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми к принятию детей с проблемами развития такими, какие они есть, даже владение необходимыми приёмами не может компенсировать духовного единства взрослого и ребёнка.
О чём нужно постоянно помнить учителю класса коррекционно-развивающего обучения?
Если бы нужно было коротко суммировать то, что он должен учитывать при работе с детьми, имеющими задержку развития, можно, по-видимому, было бы сделать следующим образом:
1. Необходимо постоянно формировать у детей с ЗПР уверенность в своих силах, в возможности успешно учиться.
2. Не нужно требовать от них немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить оргмомент, т.к. дети с ЗПР с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от игры в перемену).
3. Нежелательно ставить ребенка с ЗПР в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него. Нужно дать ему некоторое время на обдумывание и подготовку.
4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал. Нужно разбить его на отдельные части и давать их постоянно.
5. Лучше не требовать от ребенка с ЗПР быстрого изменения неудачного ответа, а попросить его еще раз ответить через какое-то время.
6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать внимание детей с ЗПР на какие-то уточнения и дополнения инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них значительно снижен.
7. Стараться облегчить учебную деятельность учащихся с ЗПР использованием зрительных опор на уроках (схем, картинок, таблиц), но в то же время ограничить их количеством, т.к. объем зрительного восприятия у большинства детей с ЗПР значительно сужен.
8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, слухового, зрительного, кинестетического и т.д.) при усвоении нового учебного материала. Дети должны не только слышать, но и видеть, проговаривать, записывать изучаемый материал.
9. Необходимо постоянно развивать самоконтроль у детей с ЗПР, давать им возможность самостоятельно находить ошибки в своих и чужих работах, но делать это нужно тактично, лучше для этого использовать игровые приемы.
10. Должна быть тщательно продуманная предварительная подготовка перед каждым уроком. В классах КРО VII вида важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
11. Приемы и методы обучения должны соответствовать возможностям детей с ЗПР, их психологическим особенностям.
12. Не забывать о слабости нервной системы учащихся с ЗПР, давать им хотя бы кратковременную возможность для отдыха.
13. Учитывать индивидуальные особенности учащихся, степень проявления психического недоразвития, хорошо представлять «зону ближайшего развития» каждого ученика.
14. Не нужно давать на уроке больше двух новых понятий, т.к. у детей с ЗПР снижен объем внимания и памяти. Стараться активизировать не только механическую, сколько смысловую память.
15. Постараться создать максимально спокойную обстановку на уроке, атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Дети с ЗПР обязательно должны использовать чувство удовлетворения от учебной деятельности, чувство уверенности в своих силах.
Наиболее результативны в учебно-познавательной деятельности наглядные методы (показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение); практические методы (упражнения – чтение, письмо, пересказ).
Позволяет активизировать детей умело организованная беседа. Для стимулирования и мотивации учебной деятельности используются познавательные игры, ситуации занимательности, эмоционального переживания.
Успех работы во многом зависит от организации урока. Практикуем разминки.
Примеры заданий для проведения разминок.
Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной? (4,6).
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5).
Родители проводили сына в гости к бабушке 15 июля, а вернулся он домой 25 июля. Сколько дней гостил внук у бабушки? (Не меньше 10, так как неизвестно, сколько он был в пути).
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50).
У Мамеда 10 овец. Все, кроме 9, сдохли. Сколько осталось овец? (9).
Палку нужно распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов? (11).
На каком языке говорили герои ваших любимых литературных произведений?
Красная Шапочка (французский)
Карлсон (шведский)
Чипполино (итальянский)
Том Сойер (английский)
Три мушкетёра (французский)
Бременские музыканты (немецкий)
Кто становится выше, когда садится? (Собака).
Что легче - килограмм ваты или железа? (Одинаково).
Чем больше берут, тем больше это становится? (Яма).
Кирпич весит 1 кг плюс ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? (1 кг).
У стола четыре угла, один отпилили. Сколько углов осталось? (5).
Горело 7 свечей. Три погасли. Сколько свечей осталось? (3).
Что принадлежит только тебе, а употребляется другими? (Имя).
Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым).
Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
Обычно месяц заканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть 28-е число? (Во всех).
Врач прописал больному три укола, по уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы? (1 час).
Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сновидение).
Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка. Кто это? (Кот).
Мы стремимся к тому, чтобы урок дал учащимся заряд оптимизма, вселял веру в свои силы. Каждый ученик получает посильное для себя задание, в случае затруднений учитель приходит на помощь, подбадривая и поощряя за малейший успех, радуясь любым достижениям. При соответствующем настрое дети становятся внимательнее, активнее включаются в работу. Можно, например, сообщить им такую установку аутотренинга: «Я должен учиться успешно! Я смогу преодолеть трудности! В русский язык тропинку одолеем без запинки!»
Практикуем тренинги на развитие внимания.
КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ
А
Р
ш
А
Ж
ю
Л
Н
Ц
О
Н
Р
А
П
Ж
А
е
Р
д
щ
О
Г
У
П
н
О
ш
Д
э
К
А
П
э
П
Э
Ш
К
н
г
А
г
Г
а
Е
Р
Ф
е
Е
Х
З
Ц
г
з
Л
г
Ь
ъ
е
О
Ж
к
В
А
Х
а
ш
з
Д
н
Ж
е
з
Ш
А
у
Ф
К
Ъ
Ц
у
щ
Ж
н
О
н
щ
Д
Л
ц
А
М
а
В
к
щ
Ь
ы
Т
г
ш
А
Р
у
й
Ь
Й
Р
г
ш
М
л
А
Задания варьируются в зависимости от коррекционной задачи. Например, с целью развития зрительной памяти и непроизвольного внимания предлагаем определить за одну минуту, сколько букв «А» есть в таблице. Для развития произвольного внимания и избирательности мышления учащиеся вычеркивают в тексте на карточках заданные буквы. Это позволяет включиться в работу, сконцентрировать внимание.
Тщательно продумывается содержание учебного материала каждого урока, методы и приемы обучения, формы организации деятельности. Дидактический материал подбирается не только из учебника, но и из других источников – журналов, энциклопедий, дополнительной литературы, учитывается его соответствие цели урока, влияние на расширение кругозора учащихся.
Наглядный материал приходится делать самим. Хорошим подспорьем в работе являются схемы, памятки, таблицы, алгоритмы, которые являются опорой при воспроизведении ранее изученного теоретического материала. На коррекционном занятии дети выполняют схемы и памятки по образцу учителя или вслед за учителем при закреплении нового материала. Это достаточно эффективный прием, при котором включаются кинестетический, слуховой, зрительный анализаторы.
ПАМЯТКА.
Синтаксический разбор предложения
Найди подлежащее (Кто? Что?), обозначь, чем выражено.
От подлежащего задай вопрос к сказуемому (Что сделать? Что делать?)
От главных членов задавай вопросы к второстепенным членам предложения:
Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщется дополнение
Обстоятельство
На вопросы где?куда?откуда?как?когда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда
Определение
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? И какой?- вопросы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Обозначь, чем выражены.
Дай характеристику предложению:
По цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
По интонации (восклицательное или невосклицательное).
По количеству грамматических основ (простое или сложное).
По структуре грамматической основы (односоставное или двусоставное).
По наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
Чем осложнено (однородными членами, обращением).
Алгоритмы.
I.Алгоритм по теме «Правописание о , ё (е ) после шипящих и ц»
1) Если ударная гласная находится в корне, посмотрите:
есть чередование с е (шёлк-шелка) - пишем ё ; нет чередования -пишем о (шорох);
2) если гласная находится в суффиксе или окончании, обратите внимание на часть речи: в именах существительных, прилагательных и наречиях под ударением пишется о (медвежонок, чужого, горячо); в глаголах и отглагольных образованиях пишется ё (сбережёт, тушёный, сгущёнка).
После ц под ударением пишется о, без ударения- е.
Например: цоколь, пальтецо, письмецо, огурцом, танцор, облицовывать, лицо;
глянцевый, облицевать, танцевать, зданьице, платьице.
Правописание о, ё, е после шипящих и Ц
ё(е) в корне
о в корне
е(ё) в суффиксе и
окончании
о в суффиксе и
окончании
есть
чередование с е
(шёлк-шелка)
-
нет
чередования с
е (шов,
шорох)
1. не под
ударением пишу
е (ношей,
бежевый, певуче)
2. в отглагольных
образованиях
(сожжёт,
сожжённый,
тушёнка)
под ударением
пишу О
(багажом,
холщовый,
хорошо)
под
ударением
после ц
пишется о
(цоколь,
цокотуха^
не под ударением
после ц
пишется е
(зданьице,
танцевать,)
под ударением
пишется о
(лицо,
облицовывать)
Следует обратить внимание на непроверяемое написание. Будет полезна и интересна работа с орфографическим словарём.
* Запишите в словарик
джонка (китайское парусное судно)
жокей
жонглёр
капюшон
крюшон
мажор (музыкальное радостное настроение)
ретушёр (занимающийся ретушью)
трещотка
шовинизм (крайний национализм)
шомпол
шоссе
шофёр
цокотуха
палаццо (дворец)
скерцо (музыкальная пьеса в быстром темпе)
Индивидуальный контроль за усвоением материала можно осуществлять с помощью заданий по карточкам.
Для закрепления орфографических навыков можно использовать следующие упражнения.
Вставьте гласные о и е после шипящих в корнях слов.
ж..лтенъкий
ц.. кот
ж..м
ч..рт
пощ..чина
ш..к
ж..рнов
прич..ска
прич..ска
ж..нглер
прожорливый
печ..нка
разношерстный
крыж..вник
ш..коладный
ч..порный
ш..рты
изж..га
деш..вый
щ..лочь
Ш.тландия
сжегший
шоссейный
капюш..н
подж-.г (сущ.)
пч..лы
ц..котуха
заж..г(глаг.)
ж..ваный
сгущ..нка
ц.. коль
тяж.. лый
туш.. ный
Укажите неправильные написания слов печёный электросчётчик
щёлканье выточенный вечорка жолудь
пощочина полушепот шофёр шоколад мажорный размежовка сгущонка шоковый печонка
размежовка прожорливый рубашонка
пижён розовощёкий жёваная
жолчный капюшон портчонки
шофер стажор джокер молодожёны дешёвка многоженство
Учитывая большие обучающие возможности диктантов, безусловно, следует постоянно проводить тематические.
* Спишите, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы.
Маленький мыш..нок с кош..лкой в руч..нках бродил по чащ..бе. Жуя струч..к фасоли он огорч.мно рассматривал круж..ч..к копч.мой колбасы завёрнутый в холщ..вую тряпч..нку. Истощенный после ноч..вки в лесу мыш.мок думал о том как мама горяч., обнимет его напеч..т ему пирожков откроет банку туш.мки. Тогда всё ему будет нипоч..м! Вскоре пош..л дождь. Укрывшись плащ..м и надев капюш.м он повёл теч..м и наступая на ж..луди побежал домой..
* Спишите, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы.
Ч..порный дириж..р смущ..нно посмотрел на бессчётную публику и испытал ш..к. Маж..рная музыка не заглушала странного ш..пота и ш..роха.В плохо освещенном зале кто-то дож:..вывал деш..вый бутерброд с ч..рным хлебом кто-то утирал парч..вым платком щ..ки испачканные груш..вым джемом. Один вооруженный до зубов обж..ра размахивая зажж..нной свеч..й чуть не совершил подж..г и едва не обж..г сидевш..го рядом танц..ра которого все ласково звали Кузъмич..м.
Тесты по правилу «О-Ё после шипящих и ц в разных частях слова и частях речи»
1. Укажите неверное объяснение написание слова.
Медвеж..нок - в суффиксе существительных под ударением после шипящих
пишется ё.
Ж..лоб - в корне после шипящих пишется ё, так как есть проверочное слово.
Кольц..вая - в суффиксе прилагательного после ц не под ударением пишется е.
Кипяч..ный - в суффиксе отглагольного прилагательного после шипящих пишется ё.
2. Укажите правильное объяснение написание слова.
Туш..нка - в суффиксе существительных под ударением после шипящих пишется буква о.
Сожж..нный - в суффиксе причастия пишется после шипящих.
Нош..й - в окончании существительных не под ударением пишется буква о.
Ш..рох - в корне под ударением после шипящих пишется о, так как есть проверочное слово.
3. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А морж..вый Б душ..нка В шов
Г сокращ..н
1. А Г 2. А Б В 3. А Б 4 Б Г
4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А сгущ..нка Б береж..ный В маж..р
Г стаж..р
1. А Г 2. А Б В 3. А Б 4 Б Г
II. Алгоритм по теме «Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий».
1. Правописание имён прилагательных зависит от состава суффиксов:
Н пишу в суффиксах:
-ин- пчелиный
-ан- песчаный
-ян- серебряный
Запомнить:
стеклянный, оловянный, деревянный
НН пишу в суффиксах:
-они- организационный
-енн- соломенный
в словах с основой на Н +суффикс Н
туман - туманный
Запомнить:
Ветреный (день), ветряной (под действием ветра работающий) двигатель, но безветренный.
Юный, румяный, свиной, зелёный и др.
* В краткой форме пишется столько же Н, сколько в полной: туманный - туманна, ветреный - ветрена.
2. Правописание причастий.
НН пишется в полных причастиях, имеющих одно из условий:
1) приставку, кроме НЕ: разбросанный,
2) суффикс -ова- (-ева-),-ирова- линованный,асфалътированный
3) зависимое слово: кошенный кем-то луг
4) образовано от глагола совершенного вида: решённый.
Запомнить: раненый, пораненный в бою.
Н пишется
в слове при отсутствии всех этих условий, а также
в кратких причастиях: вещи разбросаны.
3. Правописание наречий.
В наречиях пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано:
говорит отвлечённо (от отвлечённый),
говорит путано (от путано).
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и
причастий.
В прилагательных
В причастиях
Н
В суффиксах -ан-, -ян-,-ин-
нн
В суффиксах -енн-, -они- и в словах с основой на -н
Н
1. в отглагольных
прилагательных,
не имеющих
признаков
причастия
2. в кратких страдательных причастиях
НН
1. есть приставка, кроме не-
2. есть зависимое слово
3. есть суффиксы-ова-, -ева-, - ирова-.
4. образовано от глагола сов. в (кроме раненый)
Ржаной,
багряный,
львиный
(иски.
стеклянный,
оловянный,
деревянный)
Соломенный,
революционный,
барабанный
(искл.
ветреный;
свиной, юный,
румяный и др.)
1. тканый, крашеный;
2. изучены, рассказана.
1. покрашенный,
2. тканный в прошлом веке
3. асфальтированный
4. сказанный
Запишите в словарик.
желанный
неслыханный
нежданный
негаданный
нечаянный
невиданный
синий
зелёный
румяный
юный
свиной
ветреный (но ветряная оспа, ветряной двигатель)
стеклянный оловянный
деревянный раненый (но израненный, раненный в бою)
Карточки по теме
1. Выпишите номера примеров, в которых пишется одна буква Н.
1. серебря...ые часы
2. стари...ое оружие
3. лебеди...ая песня
4. недюжи.„ые способности
5. подли...ые документы
6. песча...ый берег
7. лимо...ый сок
8. конопля...ое масло
9. обыкнове...ый человек
10.лекцио...ый материал
11..лу...ый свет
12.маши...ое отделение
13.кожа...ое кресло
14.лед...ой ветер
15.ветр...ые мельницы
16.письме...ый стол
17.стра...ая женщина
18.деревя...ый дом
19.моче...ые яблоки
20.пута...ые ответы
21.суше...ые грибы
22. выкова...ые обручи
23.увере...ая поступь
2.Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания графически.
1. маза...ая печь
2. вымаза...ос платье
3. золочс...ос блюдо
4. позолочс...ыс ложки
5. гашё...ая или негашё...ая известь
6. скоше...ый луг
7. нескоше...ые травы
8. луг, не скоше...ый колхозниками
9. варё...ый картофель
10. вываре...ос мясо
11.варё...ая в котелке картошка
12.дра...ый сапог
13.ободра...ос лицо
14.травле...ый волк
3. Определите неправильные написания слов.
1. туманная мгла
2. ветренная подруга
3. несказаная тишина
4. непаханное поле
5. длинные тени
6. серебрянные часы
7. незаслужсная обида
8. таинственные приключения
9. сеянные травы
10. каменные ворота
11. холстиная рубаха
12.подлиное чувство
13. взволнованное лицо
14. нечаянная встреча
15.данный текст
4. Определите правильные написания слов.
1. мощеная улица
2. серебрянный кубок
3. посеребреная цепочка
4. тканая скатерть
5. вытканный ковер
6. златотканный рисунок
7. сливочное мороженое
8. мороженое мясо
9. замороженное филе
10. свежемороженные фрукты
11. свежезамороженные овощи
12. златокованое изделие
13. осенний день -
14. сушеные ягоды
15. военное дело
16. военизированный отряд
17. уверенный взгляд
18. кожаная куртка
Тесты по правилу «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий».
1. Укажите неверное объяснение написание слова.
Камен..ый - у прилагательного пишется две буквы НН на стыке основы, оканчивающейся на Н, и суффикса –Н-.
Орошен..а - в суффиксе краткого страдательного причастия пишется одна буква Н.
Ветреный – в суффиксе прилагательного –ЕНН- пишется две буквы Н.
Асфальтирован..ый - в суффиксе причастия пишется две буквы НН, так в слове есть суффикс -ИРОВА-.
В каком примере к выделенному слову применимо правило: « В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?
Ночь туман..а
Люди действовали умело и слажен..о.
Учёные сосредоточен.. на решении задач.
Участники похода спокойны и сдеожан..ы.
3. В каком примере в отымённом прилагательном в суффиксе –АН- (-ЯН-)пишется одна буква Н.
Ткан..ый ковёр.
Стеклян..ая веранда.
Желан..ые гости.
Багрян..ые цветы.
4. В каком примере к выделенному слову применимо правило: « В суффиксе –ЕНН- прилагательных, образованных от существительных, пишется две буквы НН»?
1. Кошен..ые на лугу травы.
2. Бешен..ый галоп.
3. Соломен..ые шляпы.
4. Выкрашен..ые полы.
5. Укажите пример с прилагательным, в котором пишется НН, так как оно образовано от существительного с основой на –Н с помощью суффикса –Н-?
Полотняные заводы
Посеребрен..ая посуда
Одеколон..ый запах.
Калён..ый металл
6. В каком варианте ответа указаны все слова с одной буквой Н?
А Бархан..ые пески.
Б Топлён..ое молоко.
В Потушен..ый свет.
Г Писан..ый красавец.
1. А Б В 2. А Г 3. В Г 4. Г
7. В каком варианте ответа указаны все слова с двумя буквами НН?
А. Задержан..ый преступник.
Б Крашен..ый стол.
В Оловян..ый солдатик
Г Серебрян..ый поднос.
1. А В 2. А Б В 3. А 4. В
По правилу «Правописание наречий».
1. Укажите правильное объяснение написание наречия.
Где то - пишется раздельно с суффиксом то.
По французски - пишется через дефис, так как образовано от прилагательного при помощи приставки по- и суффикса -ски.
Давным давно - пишется раздельно, так как это сложное наречие.
Кое как - после приставки кое пишется раздельно.
2. Укажите неверное объяснение написание наречия.
По твоему ( следу) - пишется через дефис, так как образовано от прилагательного
при помощи приставки по- и суффикса -ему.
2. Где нибудь пишется через дефис, так есть суффикс нибудь.
3. По медвежьи - пишется через дефис, так как образовано от прилагательного при
помощи приставки по и суффикса ьи.
4. Далеко далеко - пишется через дефис, так как это сложное наречие.
3. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых следует поставить дефис?
А (По)просту Б (по)турецки В точь ( в) точь
Г бок (о) бок
1. А Б В Г 2. Б В 3. А Б Г
4. Б В Г
4. В каком варианте ответа указаны все слова, которые следует писать слитно?
А (в)верху Б (на) цыпочках В (по) одиночке
Г (по) одному
1. А Б Г 2. А В Г 3. А
4. А В
5. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В наречиях, образованных от существительных, полных прилагательных и собирательных числительных с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса, наречие обычно пишется слитно.
1. Поднять на смех
2. Кто то шёл
3. Увеличить в трое.
4. Потратить время по пустому.
6. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «Наречие, образованное соединением приставки с наречием пишется слитно».
Запомнить на всегда.
Во время путешествия.
По отечески заботиться.
Убежать без оглядки.
7. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «Сложное наречие,
образованное путём повтора, пишется через дефис».
Волей неволей.
Шаг за шагом.
В конце концов.
С боку на бок.
8. Это наречие пишется слитно.
По одиночке
По турецки
Нежданно негаданно
Разделить по ровну
9. Это наречие пишется через дефис.
С глазу на глаз
Крест на крест
Во что бы то ни стало
Побывать за границей
10. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В наречии пишу столько же Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
Неожидан…о
Путан…о
Организован..о
Особен..о
11. В каком варианте ответа указаны все наречия, на конце которых пишется суффикс О?
А снов…
Б занов…
В досух…
Г досрочн..
1. А Б Г 2. Б В 3. А 4. А В
12. В каком варианте ответа указаны все слова, на конце которых пишется суффикс А?
А издалек..
Б докрасн..
В запрост..
Г доверчив..
1. А Б 2. В Г 3. Б Г
4. А В
13. В каком варианте ответа указаны все наречия оканчиваются на О?
А горяч… Б ещ... В певуч… Г свеж..
1. А Б Г 2. В Г 3. А Г 4. Г
14. В каком варианте ответа указаны все наречия оканчиваются на Е ?
А блестящ.. Б общ.. В хорош..
Г убаюкивающ..
1. А Б Г 2. В Г 3. А Г 4. Г
Элементы занимательности – неотъемлемая часть уроков русского языка. Лингвистические миниатюры позволяют сделать теоретический материал более доступным для восприятия, облегчают его запоминание. Сложной для усвоения является тема «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них». Учебный материал излагается в виде лингвистической миниатюры. По ходу рассказа на доске демонстрируются термины, условные обозначения прямой речи, слов автора, знаков препинания (кавычки, тире, запятая), выкладываются схемы. У каждого ученика аналогичный набор в конверте; выполняя действия вслед за учителем, дети получают схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Такая деятельность продуктивна, способствует успешному запоминанию.
На различных этапах урока (перед объяснением нового материала, в момент закрепления в качестве самостоятельной или фронтальной работы) можно предложить детям кроссворд, нестандартные задания-игры.
Игровые приемы обучения позволяют организовать деятельный и психологически активный отдых; это своеобразные мостики, по которым дети переходят от одного вида деятельности к другому; учителю они помогают в дозировке трудоемкой работы, в решении коррекционных задач.
Эффективно активизирует личный опыт учащихся упражнение «Волшебная палочка». Передача «волшебной палочки» (линейка, ручка или карандаш) сопровождается соответствующей заданию речью. Например, передающий называет существительное, а принимающий – прилагательное к нему: стол – стол ученический, стол с чернильными пятнами, голубой стол, обеденный стол и т.д. Упражнение активизирует речь учащихся, фиксирует момент диалога: услышал – ответил.
Развитию внимания, сообразительности, памяти способствует упражнение «Составь слово». Класс разделен на группы. Задание: кто составит и напишет больше слов из букв данного учителем слова в течение трех минут. Выделить и объяснить в них орфограммы.
Использование разнообразных средств, методов и приёмов обучения на уроках русского языка должно быть разумным, чтобы способствовать решению главных задач – коррекции отклонений в развитии, в частности, речевом, формированию языковых и речевых умений.
Умения формируются в деятельности, организованной учителем. Учитывая особенности речевого развития школьников и испытываемые ими затруднения в восприятии и создании текста, нужно на каждом уроке вести словарную работу, создавать речевые ситуации. Хорошим подспорьем в работе учителя-словесника по развитию речи при изучении грамматики является учебное пособие А.Г.Зикеева «Практическая грамматика на уроках русского языка», Москва, 2003 год. В четырех частях.(2-я ступень обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях).
Предлагаемый большой практический материал разной сложности (более 1500 заданий) рассчитан не только на уточнение и формирование речевых навыков и умений, но и на повторение и применение усвоенных знаний по грамматическим темам. При этом затрагиваются различные стороны языковой системы: словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, фразеологическая и стилистическая. В пособии широко используются таблицы, схемы, которые особенно важны для уточнения и обобщения пройденного. Особое внимание обращается на сопоставление различных языковых умений, на выделение, сравнение и обобщение языковых компонентов, что способствует развитию логического мышления учащихся.
Особую трудность для учащихся представляют задания по созданию собственного текста, поэтому творческой работе – изложению, сочинению – должна предшествовать большая подготовительная работа по уточнению и расширению лексического запаса, работа с многозначными словами, синонимами, антонимами. Эффективно для развития речи задание «Расскажи о том, что видишь…». Просим ученика описать то, что он видит за окном (за спиной, слева, справа от учителя), так, чтобы можно было хорошо представить картину, ничего не упустить из нее. Первоначально ответы короткие, просто перечисление предметов, но постепенно фразы становятся сложнее, богаче, появляются эпитеты, сравнения.
Анализ художественных текстов, методически продуманная организация наблюдения за объектом описания или беседа позволяют сформировать у учащихся умения связно, логически последовательно излагать мысли на заданную тему.
Достаточно сложным, проблемным остается формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков. С целью организации индивидуальной помощи на уроке и коррекционных занятиях в начале учебного года в 5-м классе на каждого учащегося заполняется «паспорт грамотности», куда вносятся результаты диагностических, контрольных и творческих работ.
Начиная с 8-го класса, предлагаем учащимся работать с блоками орфограмм и заданий к ним при выполнении самостоятельной работы и работы над ошибками. Это позволяет развивать самостоятельность, орфографическую зоркость, умение сравнивать, анализировать, формировать уверенность в своих силах, в возможность успешной работы.
Разумное использование зрительных опор, активизация работы разных анализаторов при усвоении нового материала (видеть, слышать, проговаривать, записывать), соответствующие возможностям детей методы и приемы, учет психологических и индивидуальных особенностей, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания позволяют добиться положительных результатов в обучении русскому языку и коррекции отклонений в развитии детей с задержкой психического развития.
Муниципальное образовательное учреждение
«Городской методический кабинет»
С П Р А В К А
Дана Сабрековой Римме Хакимзяновне, учителю русского языка и литературы МОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы, в том, что она в 2005-2006 учебном году работала в городской проблемной группе «Использование эффективных приемов и методов для повышения уровня знаний по русскому языку в классах компенсирующего обучения» и является одним из авторов одноимённого сборника.
25.12.07 Заведующая МОУ «ГМК»: З.И. Воловик
Руководитель проблемной группы: В.В. Душина
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ