Как устранять пробелы в навыках правописания слабомотивированных обучающихся



МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г.Льгова»

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Как устранять пробелы в навыках правописания слабомотивированных обучающихся»







Разработку подготовила:

учитель русского языка и литературы

Жильцова Оксана Сергеевна






















2014г.





Проблема повышения письменной грамотности обучающихся и последующей её стабилизации остаётся одной из острых проблем методики. Неуспевающие и слабоуспевающие по русскому языку обучающиеся все еще составляют значительный процент, причём многие из них получают низкие оценки за письменные работы( в том числе за сочинения и изложения) из-за низкой грамотности. Нередки случаи , когда такой ученик добросовестно выполняет домашние задания по русскому языку, знает правила правописания, посещает дополнительные занятия, но оценка его письменной грамотности постоянно колеблется. После 7 класса неустойчивая письменная грамотность ученика редко уже выправляется.

Грамотность зависит не только от знания учеником правил правописания, но и от многих других факторов: насколько безошибочно слышит он звуковой состав слов, понимает их смысл , строение и связь с другими словами в предложении, много ли он читает , насколько богат его активный словарь и развита связная речь. Поэтому , если ученик стал получать двойки за грамотность, надо прежде всего выявить , чего недостает ему для хорошей успеваемости: или он упустил материал последних уроков и вся его беда в незнаниии лишь нескольких правил, или же ему « не дается» грамотность, т.е. он регулярно учит правила, а необходимые навыки не формируются. Первое исправить легче, чем второе, достаточно лишь вместе с родителями наладить дневной режим ученика, обеспечить добросовестное выполнение домашних заданий.

Сложнее обстоит дело с неуспеваемостью второго рода, когда грамотность, по мнению учителя и ученика «не дается». В этих случаях необходимо прежде всего произвести достаточно основательный диагноз неуспеваемости. Важным средством при этом является анализ типичных ошибок. Одни ошибки (явные, например , искажение графического состава слова, заключающиеся в пропуске, перестановке, замене букв) могут свидетельствовать о том , что ученик неправильно воспринимает звуковой состав слова, другие – что он не умеет выделять части слова, третьи будут свидетельствовать о неумении устанавливать связь между словами в предложении, ставить грамматические вопросы. Есть ошибки, которые говорят о неумении ученика вдумываться в смысл слов и отдельных оборотов. Ошибки могут объективно рассказать о степени запущенности грамотности ученика, о том, с какого класса началась запущенность , какие конкретные недостатки мешают ученику овладеть правильным письмом. Беседы с учеником о его ошибках помогут разобраться и в общем характере его затруднений.

От правильной диагностики зависит правильность выбора вспомогательных средств и успех всей намеченной работы по преодолению( или предупреждению) неуспеваемости. Если ученик плохо ориентируется в составе слова и потому не может воспользоваться многими, даже хорошо известными правилами правописания, значит с ним надо срочно заняться словообразованием; если он искажает звуковой состав слов, надо уделить развитию речевого слуха; если у него то и дело появляются ошибки, искажающие смысл слова и предложения, то такому ученику нужно посоветовать больше читать, пересказывать прочитанное, объяснять те или иные факты, события, отдельные слова и обороты, обращаясь при чтении к толковому словарю.

Наиболее трудными оказываются те случаи, когда ученик не видит орфограмм, не подозревает , что он пишет неправильно, т.е когда у него не развита орфографическая зоркость. Проще бороться с ошибками, если ученики быстро и точно находит трудные для написания места, умеет определять , какие правила в тех или иных случаях надо использовать , но правила применяет неверно.

Для предупреждения и преодоления орфографических ошибок, связанных с неумением обучающихся пользоваться правилами, нередко я использую так называемые приёмы умственных действий. Ученик при этом должен не просто писать , писать, постоянно рассуждая, причём рассуждая строго определённым образом. Приёмы умственных действий позволяют управлять самостоятельной работой ученика, делают его работу хорошо осознанной , целенаправленной. Вначале управление осуществляется извне: учащимся предлагается приём, оформленный в виде инструкции (он предлагается ученику иногда в письменной, иногда в устной форме), и специально для этого предназначенные упражнения, задания; затем , когда приём уже освоен , управление орфографическими действиями и контроль за их правильностью становятся внутренними, непроизвольными, независимыми от инструкций. Одно из достоинств приёмов умственных действий заключается в том, что они позволяют формировать весь комплекс умений, необходимых для грамотного письма: развивают орфографическую зоркость, учат выбирать нужное правило и применять его.

Остановимся на одном из таких приёмов. Известно, что большое количество ошибок в письменных работах учащиеся разных классов приходятся на проверяемые гласные в корне слова. Как использовать приём умственных действий в работе по предупреждению таких ошибок? Прежде всего ученик должен знать и понимать правило. Правило это как раз не представляет особых трудностей, большинство учащихся хорошо его знают, а вот с применением дело обстоит неблагополучно. Некоторые учащиеся не умеют им пользоваться. Соответствующий приём окажется для них весьма полезными:

1)Найти безударный гласный в корне.

2)Можно ли изменить слово так, чтобы гласный оказался под ударением?

-если «да», то пиши как под ударением;

- если «нет», то подбери родственные слова. Есть ли среди них проверочное слово(чтобы сомнительный гласный оказался под ударением)

-если не выполняется данный пункт , то найди слово в орфографическом словаре.

Для того чтобы данный приём стал достоянием ученика и привёл к выработке устойчивого навыка, необходимо обеспечить три непременных условия. Во – первых , каждую в отдельности операцию, включенную в прием умственного действия, ученик должен уметь быстро и точно выполнять ,т.е. он должен уметь находить ударные и безударные гласные в слове, подбирать родственные слова, находить проверочное слово. Эти простые операции, составляющие в своей совокупности сложное действие по обнаружению и проверке гласных в корне, можно было бы отрабатывать и все сразу, прямо по указанной схеме, но обучение протекает быстрее и эффективнее, если каждая операция, в первую очередь те из них , которые оказались не усвоенными в начальных классах, отрабатывается сначала отдельно, а уж потом в действии приводится вся их последовательность.

Второе непременное условие заключается в том, что ученик, работая по приведённой схеме, должен на первых порах фиксировать, письменно отмечать все те умственные операции, которые он выполнял. Если он ищет безударные гласные в слове, значит, обязательно ставит знак ударения и подчеркивает безударные гласные. Если надо найти безударный гласный в корне , значит, он условным знаком указывает корень. Изменяя слово или подбирая родственные слова, ученик записывает соответствующие формы или слова. Для успешной работы по приведенной выше схеме существенное значение имеет фиксирование четырех операций:

  1. Обозначение корня,

  2. Постанова ударения,

  3. Подчеркивание безударных в корне

  4. Запись проверочного слова

Третьим немаловажным условием успешной работы по усвоению приема является разнообразие тренировочного материала, чтобы ученик столкнулся с примерами разной степени сложности, чтобы он учился подобрать проверочные слова разными способами – изменением грамматической формы(числа, падежа, рода, лица, времени, степени сравнения), изменением части речи, отбрасыванием , прибавлением или заменой суффикса.

Тренируюсь по указанной схеме , ученик постепенно запоминает все включенные в нее операции, их последовательность и начинает действовать совершенно самостоятельно. Операции, которые он вначале выполнял с трудом и непременно отмечал графически, автоматизируются, легко производятся в устной форме фиксировать их уже нет необходимости.































































CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ