Какие бывают языки? 1 Класс
Технологическая карта урока.
Учитель: Кудряшова Елена Виталиевна
Предмет: Русский язык.
Класс: 1
Тема: Какие бывают языки?
Тип урока: Изучение новой темы
Цели урока:
1. Образовательные:
- помочь первоклассникам осознать многозначность слова язык, а также смысл понятий родной язык и иностранный;
- познакомить с происхождением названия русский язык;
- закрепить умение писать имена собственные с заглавной буквы
- 2. Развивающие:
- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, учебной мотивации, планирования, самопроверки, рефлексия);
- создать условия для развития мышления, речи учащихся.
3. Воспитательные:
- создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Средства обучения:
Соловейчик М.С. , КузьменкоН.С. Русский язык: К тайнам нашего языка, 1 кл.
Соловейчик М.С. , КузьменкоН.С. «Рабочая тетрадь по русскому языку», 1 кл.
компьютер, проектор
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Настрой на урок.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь.
- Руки на месте? (да)
- Ноги на месте? (да)
- Локти у края? (да)
-Спина прямая? (да)
- Молодцы!
3. Сообщение темы и целей урока.
Приступим к уроку.
Продолжим раскрывать тайны русского языка.
Запишите число и классная работа
Отложите ручки .
Прочитайте тему урока « Разные языки:…. и иностранные.
- Не кажется ли вам, что уже в названии кроется какая то тайна? (да)
- Языки бывают разные, а вот какие неизвестно, т. к. слово пропущено.
- Именно эту тайну будем раскрывать на уроке.
- Будем искать ответ на вопрос: Какие бывают языки? (на 2 слайде)
-Посмотрите на первый рисунок (нарисован колокол)
- Что вы видите? (колокол)
В народе говорят: Колокол без языка нем.
- Где у колокола язык? (метал. Стержень)
-Зачем он ему нужен?
(показывается 3 слайд с дет. башмаком)
Учитель читает: Ох, устал мой башмачок, высунул свой язычок.
- Где у башмачка язык?
Вывод: что же получается: слово одно, а значений у него несколько. И это еще не все значения.
Однажды Антона спросили; «А ты знаешь, какой у нас язык?
Давайте прочитаем, что он ответил. Упр. 39 (читают вполголоса, затем один ученик)
(Показывается 4 слайд – рисунок ребенка, высунувшего язык)
- Разве об этом языке его спрашивали? (нет)
-А о каком? (о том, на котором говорят)_
А заголовке о каком языке идет речь? (о языке на котором говорят)
- О чем же не знал Антон? (о том, что слово имеет много значений)
- Какие значения этого слова ты знаешь?
Вывод: на уроке мы будем пользоваться этим значение. Язык, на котором говорят, пишут, разговаривают люди.
Физкультминутка:
Все ребята дружно встали (встают)
И на месте зашагали (шагают)
На носочки потянулись (потягиваются)
А теперь назад прогнулись
Как пружинки, мы присели
И тихонько разом сели
Молодцы.
-Скажите пожалуйста в какой стране живешь? (в России)
-На каком языке говоришь? ( на русском)
- А какие языки ты знаешь?
Вывод: очень много разных языков на котором разговаривают люди.
А мы все с вами разговариваем на русском языке.
-А почему наш язык имеет такое название? Поищем ответ на этот вопрос в учебнике. Нам поможет небольшой рассказ. Найдите текст на стр. 29 вверху. Прочитайте громко. А теперь прочитает….
- Что узнали? Какое слово помогло открыть секрет названия нашего языка? (Русь)
Так почему назвали наш язык русским? (язык, на котором говорил народ Русь)
( на доске запись народ русь)
Чтобы разгадать тайны русского языка мы обратились к истории нашего народа. Так нередко поступают ученые.
Работа с проектором
Посмотрите картину. Подумайте, как она связана с прочитанным текстом?
Что здесь изображено? ( Русская земля, люди- жители страны Русь)
( на доске появляется запись страна Русь)
А позже эту страну назвали Россией (появляется запись Страна Россия)
Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (собст. Имя)
Физкультминутка.
Ах, как долго мы писали
Глазки у ребят устали
Посмотрите все в окно
Ах, как солнце высоко
Мы глаза сейчас закроем
В классе радугу построим
Вверх по радуге пойдем
Вправо, влево повернем
А потом скатимся вниз
Жмурься сильно не ленись
Работа в тетради
Итак, запишем слова в тетрадь ( на доску вывешиваются русь, русский, Русь, Россия). Сегодня буква Р и с именинница, поэтому эту букву пишем очень красиво. Обратите внимание, что в словах русский и Россия пишется 2 буквы. Отметьте опасные места. Если красиво и правильно написали соединение СС поставьте над буквами +.
Работа с учебником.
В учебнике тоже есть рисунок жителя страны Русь. По этим рисунком есть запись. Можно ли эти записи назвать предложениями? Почему? (нет, надо вставить слова).
-Прочитайте начало 1 предложения. Какое слово надо вставить?(русь) Почему надо писать с маленькой буквы?
Запишите.
Прочитайте 2 предложение. Вставьте нужное слово. Прочитайте какое предложение получилось?
Работа у доски.
- надо закончить предложения. (текст из упр. 42)
Вывод: итак, мы открыли с вами секрет названия языка и теперь знаете, что русский язык – это родной язык русского народа.
Работа с учебником . Знакомство с понятием иностранный язык.
-Какие еще страны, кроме России вы знаете?
- какие языки?
-перелистните страницу вперед. Кого вы увидели ?
-Прочитайте предложение о нем.
- почему мальчик назван иностранцем?
Как сказать иной? (чужой, не наш, )
-Зачем он попал на страницы нашего учебника?
Этого мальчика зовут Алекс. Он живет в Англии. Его родной язык английский.
Запишем эти слова в тетрадь.
Антон слушал и у него возник вопрос: А иностранный язык один или много? Что бы вы ответили Антону?
Уточнение понятия Родной язык по учебнику.стр. 30.
Итоги урока.
Итак, как вы ответите на вопрос: какие бывают языки?
Что еще вы возьмете с собой, о чем расскажете дома?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ