Урок русского языка в 8 классе "Сочинение-описание по картине Василия Васильевича Мешкова «Золотая осень в Карелии»"

МБСКОУ СКОШ

Города Озёрска Челябинской области










Сочинение-описание по картине

Василия Васильевича Мешкова

«Золотая осень в Карелии»

(Урок русского языка в 8 классе)










Автор: Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы



















Сочинение-описание по картине Василия Васильевича Мешкова «Золотая осень в Карелии»

(Урок русского языка в 8 классе)

Цели:

1. обучать словесному описанию;

2. развивать связную речь учащихся;

3. воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

4. развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

Эпиграф

Живописцы, окуните ваши кисти
в суету дворов арбатских и в зарю,
чтобы были ваши кисти, словно листья,
словно листья, словно листья к ноябрю.

Окуните ваши кисти в голубое,
по традиции забытой городской,
нарисуйте и прилежно и с любовью,
как с любовью мы проходим по Тверской.

Мостовая пусть качнется, как очнется!
Пусть начнется, что еще не началось.
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...
Что гадать нам: удалось -- не удалось?

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
наше лето, наше зиму и весну...
Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.

Булат Окуджава

Слово о художнике

Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению. Она охватывает просторы полей и морей, богатство и разнообразие лесов и лугов, самобытность старой русской деревни и современное село, отдельные архитектурные памятники, городские ансамбли, парки и скверы.


Одним из самых плодовитых представителей русской реалистической художественной школы является Василий Васильевич Мешков (1893–1963). Народный Художник РСФСР. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Лауреат Сталинской Премии. Русский живописец, сын художника В. Н. Мешкова. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году примкнул к передвижникам. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. (Слайд 4)

Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, Мешков поехал продолжать образование за границу. Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы. (Слайд 5)


После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником.

Поездка в Крым и на Кавказ в 1924—1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника. ( слайды 6,7)


В период Великой Отечественной войны совершает несколько поездок на фронт, по результатам которых в 1944 г. создаёт произведения «После врага», «По следам оккупантов». (слайды 8, 9)


Животрепещущие идеи времени раскрываются в пейзажах, подобных картине "Сказ об Урале". Но в данном случае художественный образ произведения с большой силой выражает идеи общества именно первых послевоенных лет, когда наш народ, одержав победу над темными силами фашизма, ощутил в себе могучие силы, когда перед ним открылись необъятные горизонты, когда он почувствовал себя полновластным хозяином своей необъятной Родины, отразившей нашествие страшного врага

(слайды 10, 11)


После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». (слайды 12 - 14)


Персональные выставки художника проходили в Москве (1916, 1941, 1953) и Новосибирске (1929).Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Музее Русского Искусства в Киеве. (слайды 15 - 19)


Пожалуй, ни один край так не тронул художника, как Карелия. Он создал целую сюиту великолепных картин: «Озерный край», «Сентябрьские холода», «Осень в Карелии», «Осенняя песня», «Золотая осень в Карелии». Мешков раскрыл особую поэзию этой северной природы, суровой и строгой. (слайд 20 - 22)


Работа по картине

  1. Что изображено на картине?

Перед нами репродукция картины замечательного художника Василия Васильевича Мешкова. Он создал ряд великолепных полотен, посвящённых этому краю, но лучшим среди них является «Золотая осень в Карелии». Автор раскрыл особую поэзию северной природы, суровой и строгой. Мы видим на картине сухой пасмурный день. Воздух чист и прозрачен. Серые, по-осеннему холодные тучи висят низко и, кажется, цепляются за вершины сосен. Солнца нет, но краски осеннего леса создают эффект яркого света.


  1. Что зритель видит на переднем плане?

На переднем плане картины мы видим каменную гряду, поросшую редкими деревьями, одетыми в золото. Среди них огромными серыми глыбами лежат валуны. Высокие стройные сосны зеленой кроной возвышаются над лесом, тянутся к холодному северному небу.


  1. Что изображено на заднем плане картины?

На заднем плане, за деревьями, в окружении сосен видна серая гладь озера, берега которого покрыты ещё зелёной травой. Слева, за ним, можно разглядеть темную полосу леса. Пасмурное, молочно-серое небо довершает осенний пейзаж.


  1. По каким деталям можно определить, что картина изображает Карелию?

Карелия – очень красивый и живописный край с величественной и суровой природой. Холмистая местность, множество озер, скромная растительность, пробивающаяся к солнцу сквозь камни. Осенью Карелия особенно красива. Природа прощается с коротким летом ярко, с неистовством. Эту пору северной осени и изобразил В. В. Мешков на своей картине «Золотая осень в Карелии».


  1. Какие цвета и оттенки использует автор для изображения осени?

Художник раскрыл особую поэзию этого края. Он нашел для передачи ее своеобразия соответствующий колорит, в котором сочетается серая и золотистая гамма. Буйство красок выражается всеми оттенками желтого, коричневого, красного и золотого цветов.

Кажется, что вся природа застыла в надежде продлить это осеннее очарование как можно дольше. Цепь сероватых озер, желтеющая на холме трава, горящие яростным пожаром кроны деревьев, тускло-голубое в облаках небо – весь ландшафт здесь жадно впитывает последнее тепло, словно пытаясь задержать неизбежную зиму


  1. Каковы особенности композиции картины? (Почему художник выбирает для картины удлинённый формат?)

Удлиненный горизонтальный формат холста выбран художником, конечно же, не случайно – созданная благодаря ему панорама подчеркивает масштаб и многообразие карельской природы. Подобную пространственную композицию: художник создаёт часто, это усиливает протяженность пейзажа и вместе с тем сообщает ему эпическое звучание.


  1. Что, по-вашему, художник хотел выразить своим пейзажем?

«Край озер, непуганых птиц и нехоженых троп», так когда-то называли этот край, пленил художника своеобразной поэтичностью своего сурового ландшафта и колорита. Здесь царство воды, камня и леса. Цепь бесконечных озер, разнообразных по своим очертаниям, то соединяется протоками и водопадами, то разделяется каменными грядами. Среди озер разбросаны небольшие лесистые островки, создающие какой-то особый замедленный ритм в панораме озер. Камни то встали причудливыми дикими скалами, голыми или поросшими соснами, то протянулись правильными рядами, то рассыпались отдельными валунами, покрытыми мхами и лишайниками или гладко обточенными водой и ветрами.


  1. Какое впечатление произвела на вас картина?

Художник сам влюблен в свою натуру, передает восторг и зрителям, заставляя нас снова и снова любоваться ярким и многоцветным карельским пейзажем. Колорит картины передает прохладу и праздничность осенней природы. Мы видим глубину и бескрайние просторы российского севера, от которых захватывает дух.


Работа с учебником (упр. № 54 II часть)

Составить словосочетания с данными в упражнении словами, записать их на доске и в тетради.


Возможный план сочинения


  1. В.В. Мешков — талантливый пейзажист.

  2. Описание картины:

    1. передний план;

    2. задний план;

    3. особенности местности;

    4. основные цвета и оттенки;

    5. особенности композиции.

  3. Настроение, вызываемое пейзажем.


Работа над текстом сочинения.
























Литература:

Худякова Л.А. Пейзажная живопись на уроках развития речи. РЯШ № 2, 1993г.


Интернетресурсы:

images.yandex.ruМешков В.В. картины

artcyclopedia.rumeshkov_vasilij_vasilevich.htm

ru.wikipedia.orgwiki/Мешков,_Василий_Никитич

dic.academic.rudic.nsf/enc_pictures/2017/Мешков

valenik.ruvsesvit/tema/p/painter/m/2/meshkov.html

novodevichye.narod.rumeshkov-vv.html

for-ps.rupubl/sochinenija…klass…v…v_v_meshkova…64

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ