Какие члены предложения являются однородными Урок русского языка в 8 классе (по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска









Какие члены предложения являются однородными

Урок русского языка в 8 классе

(по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова)











подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Радькова Юлия Николаевна





Брянск-2012

Технология: разноуровневое обучение с использованием межпредметных связей с литературой.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: актуализация и обобщение изученного ранее по теме «Однородные члены предложения»; отработка умения опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов, правильно интонировать их; отработка умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах; развитие орфографической и пунктуационной зоркости уч-ся; развитие устной и письменной речи уч-ся; пополнение словарного запаса уч-ся; воспитание активной гражданской позиции, любви к русской литературе.



Ход урока



1. Подготовка к восприятию. Организационный момент.

- «Единственный закон, для всех обязательный, - закон любви», - был убеждён Л.Н.Толстой. На уроках литературы мы изучаем рассказ писателя «После бала» и говорим о том, что недопустимы жестокость, насилие, безжалостность по отношению к другому. Наш сегодняшний урок русского языка построен на материале рассказа Толстого. А начнём мы работу со зрительного диктанта, в который вошли слова, имеющие непосредственное отношение к проблематике рассказа «После бала».

2. Зрительный диктант.

За доской распечатка Экзекуция Насилие

Жестокость Бесчеловечность

- Что объединяет эти слова? Какое из них стилистически окрашено? В каких отношениях со словом «любовь» - ключевым словом в прозвучавшем высказывании Л.Н.Толстого находятся эти слова? Почему?

- Поясняя значения слов, вошедших в зрительный диктант, составьте и запишите словосочетания. Определите способ связи.

- Жестокость, насилие, бесчеловечность осуждает Л.Н.Толстой в рассказе «После бала». Безобразный случай, невольным свидетелем которого становится герой произведения Иван Васильевич, меняет всю его жизнь. Давайте вспомним, что же увидел герой?

3. Работа с предложениями (распечатки на партах)

1) Дёргаясь всем телом шлёпая ногами по талому снегу наказыва…мый подвигался ко мне то

опрокидываясь (на)зад то падая (на)перед.

2) На спотыкавш…ся корчивш…ся человека с двух сторон падали удары.

3) При каждом ударе наказыва…мый поворачивал сморще..ое от страдания лицо и оскаливая

белые зубы повторял какие(то) одни и те(же) слова.

4) Я ув…дал его спину. Это было что(то) такое пёстрое мокрое красное (не)естестве..ое что я

не поверил что это было тело человека.

-Запишите эти предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

- Что объединяет эти предложения с точки зрения их структуры? Сделайте вывод, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

4. Формулирование темы и целей урока.

5. Актуализация изученного.

- Какие члены предложения называются однородными? Какие признаки однородности вы знаете? Подтвердите записанными примерами.

- Что такое ряды однородных членов? Приведите примеры из записанных предложений.

- Как могут быть связаны однородные члены? Приведите примеры из записанных предложений.

Какова пунктуация при однородных членах? Приведите примеры из записанных предложений.

6. Закрепление.

- физпауза: если в предложениях, которые читает учитель, есть запятые при однородных членах, потянуться вверх; нет запятой – потянуться вперёд.

1)Я вышел на поле и увидал в конце его что-то большое и чёрное. 2) «Верно, ученье», - подумал я и вместе с кузнецом пошел по направлению звуков. 3) Всю дорогу в ушах у меня звучали то барабанная дробь, то свист флейты. 4) Позади солдат в чёрных мундирах стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всю ту же мелодию. 5) Это была жестокая, нехорошая, визгливая музыка.

- работа по уровням.

Репродуктивный: списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти однородные члены.

На доске Ст…явший против меня с…лдат решительно выступил (в)перёд и со свистом взм…хнув палкой сильно шлёпнул ею по спине татарина. Татарин дёрнулся (в)перёд и такой же удар упал на него с другой ст…р…ны и опять с этой и опять с той. Полковник шёл подле и поглядывая то себе под ноги то на наказыва…мого втягивал в себя воздух раздувая щёки и медле…о выпускал его через оттопыре…ую губу.

Конструктивный: списать, дополняя предложения однородными членами, подчеркнуть их, расставить знаки препинания

На доске Подать свежих шпицрутенов крикнул полковник оглядываясь и …(увидал)меня. Грозно и …(злобно) нахмурившись он поспешно отвернулся. Шествие стало удаляться чеканным шагом двигалась высокая … (статная)фигура полковника рядом с наказываемым. Мне было до такой степени стыдно что я опустил глаза и … (поторопился уйти) домой. На сердце была почти физическая … (доходившая до тошноты) тоска.

Творческий: написать сочинение-миниатюру, используя слова из зрительного диктанта и предложения с однородными членами на тему:

На доске Почему вся жизнь Ивана Васильевича «переменилась от одной ночи или, скорее, утра»?

7. Подведение итогов

- «Мы говорим: зачем поминать… те страшные дела? Зачем это всё вспоминать? Палки и сквозь строй – это всё прошло? Изменило форму, но не прошло…»- писал Л.Н.Толстой в 1903 году. И сейчас, через сто с лишним лет со дня создания рассказа «После бала», мы сталкиваемся с проявлениями насилия и жестокости. Чтобы «человеческое» начало в людях не побеждалось «звериным», надо жить по «единственному закону, для всех обязательному, - закону любви».

Какие однородные члены предложения были использованы в моём слове?

- Какие члены предложения являются однородными?

- Ваши впечатления от урока (смайлики)

Домашнее задание (подобрать примеры из произведений художественной литературы с однородными членами).

Использованная литература:

Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.

С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык в двух частях, 8 класс, 2007-2011, М.: Мнемозина, 2010

Львова С.И. Уроки словесности. 5–9-е кл. 2-е изд. М.: Дрофа, 1997.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ