Конспект фронтального занятия в 3 классе для детей с ТНР (СКОУ V вида) по теме: «Имя прилагательное»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Перспектива» г.о. Новокуйбышевск Самарской области









Конспект фронтального занятия

в 3 классе для детей с ТНР (СКОУ V вида)

по теме:

«Имя прилагательное»





Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Иевлева Ирина Асгатовна






Самара

2012

Цель: закрепить навык практического употребления в речи имен прилагательных

Задачи:1.Образовательные:

- активизировать словарь по лексической теме «Весна»;

- закреплять умение подбирать слова-признаки к существительным;

- закреплять умение подбирать к имени существительному качественные прилагательные;

- упражнять в подборе антонимов;

- закреплять навык разбора предложения;

-закреплять навык образования притяжательных прилагательных;

-закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

-закреплять навык выделения прилагательного из ряда однокоренных слов.

2.Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное восприятие и логическое мышление;

-развивать зрительно-моторную координацию.

3.Воспитательные:

-воспитывать интерес к русскому языку;

-воспитывать любовь к родной природе;

- воспитывать эстетический вкус;

-воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать усидчивость, самостоятельность, активность.

Оборудование: тетради, ручки, простые карандаши, пособие «Чьи следы»

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Какой сегодня день? (весенний, солнечный, тёплый и т.д.)

II. Основная часть.

1.Введение в тему:

-Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?

Сегодня мы с вами будем подбирать имена прилагательные, согласовывать их с именами существительными, тренироваться правильно употреблять их в речи.

2. По описанию, данному в стихотворении поэта Е.Трутневой, определите время года.

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

- Сегодня мы будем говорить о признаках весны.


3.- Прочитайте отрывок из стихотворения А.К.Толстого. Найдите в нём слова, которые обозначают признаки предметов.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.


4. Подбор слов-признаков к существительным.

(Фотография весеннего леса)

-Посмотрите, мы оказались в весеннем лесу. Какая красота вокруг!

- Подберите слова- признаки к слову «солнце». Солнце весной (какое?) …, небо (какое?)…, цветы (какие?)…, ручьи (какие?)…

(Небо - голубое, чистое;

солнце- яркое, горячее;

ручьи- быстрые, прозрачные, звонкие и т.д.)


5. Дидактическое упражнение «Назови весенний денек»

- Погода весной бывает разная. Каждый день не похож друг на друга:

-если светит солнце, то день …

-если на улице холодно, то день …

-если на улице тепло, то день …

-если на улице пасмурно, то день …


-если дует ветер, то день …

-если идет дождь, то день …

-Несмотря на то, что погода весной бывает разная, мы любим это время и ждём её прихода.



6. Дидактическая игра «Чьи следы» (на доске пособие «Чьи следы»)

-Ребята, не только мы ждали прихода весны, но и лесные звери вышли погреться под лучами весеннего солнышка. Чьи следы вы видите на снегу?

( заячьи, волчьи, лисьи, беличьи, оленьи, медвежьи следы).


7. Подбор качественных прилагательных.

-Посмотрите на волка. Какой он? (злой, серый, голодный, страшный, дикий, сердитый, зубастый)

-А какой заяц?


Физминутка.

Упражнение «Чудесная восьмёрка» снимает усталость глаз, снимает напряжение в мышцах шеи и спины (дети медленно рисуют восьмерку большим пальцем вытянутой руки и следят за движением пальца только глазами).

Упражнение «Вращение головы» расслабляет мышцы шеи и плеч, улучшает мыслительную деятельность, процессы чтения.


8.Подбор антонимов. (Игра с мячом)

-Иногда для описания каких-либо предметов мы используем слова, противоположные по смыслу. Как они называются? (антонимы)

-высокий-низкий;

-сильный-слабый;

-грусный-весёлый;

-старый-молодой;

-добрый-злой;

-светлый-тёмный;

-летний- зимний.


9. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

-Посмотрите и скажите, кто лишний? (грач) Почему? (потому что грач–птица, а волк, лиса и заяц- звери).

-Внимательно послушайте стихотворение и запомните имена прилагательные:

Ты его узнаешь сразу:

Белоклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник тёплых дней.

-Почему грача называют «первым вестником весны»?


10.Работа в тетрадях.

-Откройте тетради. Запишите число.

-Послушайте рассказ.

Первые вестники.

Вот и весна. Ярко светит солнце. По реке плывут льдины. С юга тянутся вестники весны. Через моря и горы летят весной стаи птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась травка. Скоро появятся одуванчики и подснежники.

Здравствуй, весна!

-Давайте прочитаем рассказ, добавляя имена прилагательные, чтобы наш рассказ окрасился яркими красками.

Первые вестники.

Вот и весна. Ярко светит ласковое солнце. По реке плывут последние льдины. С юга тянутся первые вестники весны. Через моря и высокие горы летят весной стаи перелётных птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.

Здравствуй, весна!


-Давайте запишем рассказ о весне (диктант)

Первые вестники.

Вот и весна. Ярко светит ласковое солнце. По реке плывут последние льдины. Через моря и высокие горы летят стаи перелётных птиц. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.


11.Разбор по членам предложения.

-Найдите второе предложение в тексте. (Ярко светит ласковое солнце.)

Разберите его устно по членам предложения (дети проговаривают и показывают жестами).

-Теперь разберите это предложение в тетради.

-Найдите третье предложение (По реке плывут последние льдины)

(проводится аналогичный разбор).


Физпауза.Массаж шестигранными карандашами улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Ребёнку предлагается прокатывать карандаш по поверхности стола, прокатывать карандаш между ладонями.


12.Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде.

- Найдите картинки, которые согласуются с прилагательным белые

(облака, голуби, кролик, тюльпаны), голубое (ведро, тарелка, небо, платье), чёрный (пиджак, перчатки, грач, кот).

- Ребята, давайте ещё раз повторим, что:

  -имя прилагательное зависит от имени существительного;

-в словосочетании и предложении имя прилагательное имеет тот же род, число и падеж, что и имя существительное.



13.Работа с родственными словами. Из данных слов выберите имена прилагательные:

Жёлтый-желтизна-желток-желтеет

Белеет-белок-белый-белизна-беляк

Ночевать-ночной-ночник.

14.-Выберите только те имена прилагательные, которые подходят к слову весна. (Солнечная, жаркое, яркая, долгожданная, ранняя, холодная, дождливая, снежная, засушливая, поздняя).


15.Развитие логического мышления

Вот и Весна. Не хочет зима уходить, упирается, снегом засыпает, ветрами холодит. А так хочется, чтобы поскорее тепло настало, что же делать? Как зиму прогнать?

-Посмотрите на картину (приложение) её нарисовал рассеянный художник, он хотел изобразить весну, но зима ему мешала. Что же на картине нарисовано неверно? (учащиеся исправляют ошибки, называя их: весной не выкапывают картошку; весной не лепят снежную бабу; весной дети не купаются в реке).


III. Итог занятия

- О какой части речи мы сегодня говорили?

-Приведите примеры имен прилагательных?

-От каких слов зависят в речи имена прилагательные?

-Каким членом предложения являются прилагательные?

-Для чего нам нужны имена прилагательные?

- Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них она бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

-Спасибо за работу!

Литература


1.Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4 – 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003.


2.Теремкова Н.Е. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Е.Теремкова –М. : Издательство «ГНОМ и Д» , 2006.























Приложение

10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ