Конспект фронтального занятия в 3 классе для детей с ТНР (СКОУ V вида) по теме: «Имя прилагательное»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Перспектива» г.о. Новокуйбышевск Самарской области
Конспект фронтального занятия
в 3 классе для детей с ТНР (СКОУ V вида)
по теме:
«Имя прилагательное»
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Иевлева Ирина Асгатовна
Самара
2012
Цель: закрепить навык практического употребления в речи имен прилагательных
Задачи:1.Образовательные:
- активизировать словарь по лексической теме «Весна»;
- закреплять умение подбирать слова-признаки к существительным;
- закреплять умение подбирать к имени существительному качественные прилагательные;
- упражнять в подборе антонимов;
- закреплять навык разбора предложения;
-закреплять навык образования притяжательных прилагательных;
-закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
-закреплять навык выделения прилагательного из ряда однокоренных слов.
2.Коррекционно-развивающие:
-развивать зрительное восприятие и логическое мышление;
-развивать зрительно-моторную координацию.
3.Воспитательные:
-воспитывать интерес к русскому языку;
-воспитывать любовь к родной природе;
- воспитывать эстетический вкус;
-воспитывать умение работать в коллективе;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность, активность.
Оборудование: тетради, ручки, простые карандаши, пособие «Чьи следы»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Какой сегодня день? (весенний, солнечный, тёплый и т.д.)
II. Основная часть.
1.Введение в тему:
-Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?
– Сегодня мы с вами будем подбирать имена прилагательные, согласовывать их с именами существительными, тренироваться правильно употреблять их в речи.
2. По описанию, данному в стихотворении поэта Е.Трутневой, определите время года.
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
- Сегодня мы будем говорить о признаках весны.
3.- Прочитайте отрывок из стихотворения А.К.Толстого. Найдите в нём слова, которые обозначают признаки предметов.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
4. Подбор слов-признаков к существительным.
(Фотография весеннего леса)
-Посмотрите, мы оказались в весеннем лесу. Какая красота вокруг!
- Подберите слова- признаки к слову «солнце». Солнце весной (какое?) …, небо (какое?)…, цветы (какие?)…, ручьи (какие?)…
(Небо - голубое, чистое;
солнце- яркое, горячее;
ручьи- быстрые, прозрачные, звонкие и т.д.)
5. Дидактическое упражнение «Назови весенний денек»
- Погода весной бывает разная. Каждый день не похож друг на друга:
-если светит солнце, то день …
-если на улице холодно, то день …
-если на улице тепло, то день …
-если на улице пасмурно, то день …
-если дует ветер, то день …
-если идет дождь, то день …
-Несмотря на то, что погода весной бывает разная, мы любим это время и ждём её прихода.
6. Дидактическая игра «Чьи следы» (на доске пособие «Чьи следы»)
-Ребята, не только мы ждали прихода весны, но и лесные звери вышли погреться под лучами весеннего солнышка. Чьи следы вы видите на снегу?
( заячьи, волчьи, лисьи, беличьи, оленьи, медвежьи следы).
7. Подбор качественных прилагательных.
-Посмотрите на волка. Какой он? (злой, серый, голодный, страшный, дикий, сердитый, зубастый)
-А какой заяц?
Физминутка.
Упражнение «Чудесная восьмёрка» снимает усталость глаз, снимает напряжение в мышцах шеи и спины (дети медленно рисуют восьмерку большим пальцем вытянутой руки и следят за движением пальца только глазами).
Упражнение «Вращение головы» расслабляет мышцы шеи и плеч, улучшает мыслительную деятельность, процессы чтения.
8.Подбор антонимов. (Игра с мячом)
-Иногда для описания каких-либо предметов мы используем слова, противоположные по смыслу. Как они называются? (антонимы)
-высокий-низкий;
-сильный-слабый;
-грусный-весёлый;
-старый-молодой;
-добрый-злой;
-светлый-тёмный;
-летний- зимний.
9. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
-Посмотрите и скажите, кто лишний? (грач) Почему? (потому что грач–птица, а волк, лиса и заяц- звери).
-Внимательно послушайте стихотворение и запомните имена прилагательные:
Ты его узнаешь сразу:
Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник тёплых дней.
-Почему грача называют «первым вестником весны»?
10.Работа в тетрадях.
-Откройте тетради. Запишите число.
-Послушайте рассказ.
Первые вестники.
Вот и весна. Ярко светит солнце. По реке плывут льдины. С юга тянутся вестники весны. Через моря и горы летят весной стаи птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась травка. Скоро появятся одуванчики и подснежники.
Здравствуй, весна!
-Давайте прочитаем рассказ, добавляя имена прилагательные, чтобы наш рассказ окрасился яркими красками.
Первые вестники.
Вот и весна. Ярко светит ласковое солнце. По реке плывут последние льдины. С юга тянутся первые вестники весны. Через моря и высокие горы летят весной стаи перелётных птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.
Здравствуй, весна!
-Давайте запишем рассказ о весне (диктант)
Первые вестники.
Вот и весна. Ярко светит ласковое солнце. По реке плывут последние льдины. Через моря и высокие горы летят стаи перелётных птиц. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.
11.Разбор по членам предложения.
-Найдите второе предложение в тексте. (Ярко светит ласковое солнце.)
Разберите его устно по членам предложения (дети проговаривают и показывают жестами).
-Теперь разберите это предложение в тетради.
-Найдите третье предложение (По реке плывут последние льдины)
(проводится аналогичный разбор).
Физпауза.Массаж шестигранными карандашами улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Ребёнку предлагается прокатывать карандаш по поверхности стола, прокатывать карандаш между ладонями.
12.Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде.
- Найдите картинки, которые согласуются с прилагательным белые
(облака, голуби, кролик, тюльпаны), голубое (ведро, тарелка, небо, платье), чёрный (пиджак, перчатки, грач, кот).
- Ребята, давайте ещё раз повторим, что:
-имя прилагательное зависит от имени существительного;
-в словосочетании и предложении имя прилагательное имеет тот же род, число и падеж, что и имя существительное.
13.Работа с родственными словами. Из данных слов выберите имена прилагательные:
Жёлтый-желтизна-желток-желтеет
Белеет-белок-белый-белизна-беляк
Ночевать-ночной-ночник.
14.-Выберите только те имена прилагательные, которые подходят к слову весна. (Солнечная, жаркое, яркая, долгожданная, ранняя, холодная, дождливая, снежная, засушливая, поздняя).
15.Развитие логического мышления
– Вот и Весна. Не хочет зима уходить, упирается, снегом засыпает, ветрами холодит. А так хочется, чтобы поскорее тепло настало, что же делать? Как зиму прогнать?
-Посмотрите на картину (приложение) её нарисовал рассеянный художник, он хотел изобразить весну, но зима ему мешала. Что же на картине нарисовано неверно? (учащиеся исправляют ошибки, называя их: весной не выкапывают картошку; весной не лепят снежную бабу; весной дети не купаются в реке).
III. Итог занятия
- О какой части речи мы сегодня говорили?
-Приведите примеры имен прилагательных?
-От каких слов зависят в речи имена прилагательные?
-Каким членом предложения являются прилагательные?
-Для чего нам нужны имена прилагательные?
- Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них она бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
-Спасибо за работу!
Литература
1.Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4 – 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2.Теремкова Н.Е. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Е.Теремкова –М. : Издательство «ГНОМ и Д» , 2006.
Приложение
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ