Конспект урока русского языка на тему «О, великий могучий русский язык!»

«О, великий могучий русский язык!»

(Игра «Крестики – нолики»).

Цель: показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого человека.

Задачи:

- расширить и углубить знания о русском языке, увлечь тайнами и историей русского языка;

- формировать интерес к языку и познавательную активность;

- формировать умение выражать свои мысли;

- способствовать развитию нестандартного мышления;

- развивать творческие способности, смекалку, сообразительность;

- повышать грамотность учащихся.

Тип урока: урок – игра.

Оборудование: игровое табло; плакаты с пословицами «Язык до Киева доведёт», «Без языка – как без рук»; название команд;




Ход урока.

I.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к року.

Учитель: Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой учащихся на работу.

Сегодня на уроке мы будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

II.Сообщение темы и цели урока.

Учитель: «Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс ... язык.

- Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?- спросил Ксанф.

- Конечно,- ответил Эзоп,- разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?

- Хорошо. Иди на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь,- сказал Ксанф.

Эзоп пошёл и принёс… язык».

Учитель: Как вы думаете, прав ли был Эзоп?

Ответы детей:

Учитель: Да, он прав: язык может быть самой лучшей и самой худшей вещью в мире. Язык даёт нам возможность лучше понимать друг друга. С помощью языка писатели и поэты создают свои лучшие произведения, но словом можно разжечь вражду и ненависть. На земле насчитывается более 2000 народов и примерно 6800 языков.

Каждый язык живёт своей жизнью и развивается по своим законам, имеет свою историю. Чтобы знать язык, недостаточно знать его орфографию. Но чем больше мы будем знать о нём, тем больше мы будем его любить.

Роль языка как средства общения людей замечательно передана в русском народном творчестве. Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык до Киева доведёт», «Без языка – как без рук».

Учитель: Ребята, сегодня наш урок русского языка будет проходить в форме игры «Крестики-нолики» под девизом «О, великий могучий русский язык!»


III. Правила игры.

Учитель:

1.В игре участвуют 2 команды: команда «Крестики» и команда «Нолики».

2.Название команды и очерёдность хода определяется жеребьёвкой.

3.В каждой команде по 6 человек.

4.На доске нарисовано игровое табло в виде поля для игры в «Крестики-нолики».

5.По жеребьёвке та команда, которая получила право первого хода, выбирает табло с заданием.

6.Команды приступают к выполнению задания (по времени).

7.В зависимости от того, какое табло было выбрано, туда ставится значок команды победительницы – «крестик» или «нолик».

8.Победителем игры становится команда, первой заполнившая своими знаками строчку по вертикали, горизонтали или диагонали.


Игровое табло.



Найди

ошибку

Ералаш

Четвёртый лишний

Загадки-шутки

Зашифрованное

слово


Звёздный час

Что всё это значит?

Пословица

Скажи наоборот


Сектор «Найди ошибку».


Учитель:

Недавно я проходила мимо магазина. Он оказался закрыт, а на двери висела записка: «Через полчаса буду есть апельсины». Как это следует понять? А как правильно надо написать?

Учитель: Помогите найти ошибку и здесь: «Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах». Кто догадался?

Подведение итогов.


Сектор «Ералаш».


Задание:

Командам раздаются карточки с четверостишиями (на карточках написаны только первые части стихотворных строк) и полоски с продолжением строк. Надо разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте, по смыслу написанного.

(Задание на время.)


Злой кабан… (томился в клетке),

Пароход… (сидел на ветке),

Соловей… (точил клыки),

Дикообраз… (давал гудки).


Кошка… (физику учила).

Буратино… (шил себе штаны),

Маша… (хвостик свой ловила),

Портной… (все поел блины).


Кот… (накрыт к обеду был),

Чиж… (усами шевелил),

Рак… (летал под облаками),

Стол… (гонялся за мышами).

Подведение итогов.


Сектор «Загадки-шутки».

Загадки-шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются от всех других тем, что заставляют мысль работать в неверном направлении. Они остроумны и поражают неожиданностью ответа.


- Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой).

- На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое).

- Что можно увидеть закрытыми глазами? (Сон).

- Каких камней нет ни в одном море? (Сухих).

- Можно ли в решете воды принести? (Можно, если она замёрзнет).

- Когда в пустом кармане есть что-нибудь? (Когда в нём дырка).


Подведение итогов.


Учитель: А сейчас посмотрите сценку « На уроке».


Сценка «На уроке».

Учитель: Расскажите нам, Иванов, о глаголе.

Ученик: Ну, значит, вот… как это…ну, значит, так: глагол-это, так сказать, значит… э-э-э, это часть речи, это. Как её…Ага, вспомнил! Глагол – это часть речи! Во! Э-э-э. Глагол обозначает… м-м-м…а, действие…этого…ну. Как его. Ну, этого самого, ну, предмета! Ну, ещё это…на какие-то вопросы…м-да…э-э-э. А-а, вот! Отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?

Учитель: Садись, двойка.

Учитель: Как вы думаете, почему Иванов получил двойку? Что он сказал неправильно?

Ответы детей.


Сектор «Зашифрованное слово».


Задание:

Каждой команде выдаётся листок с описанием слов. Задача ребят-из каждого слова «достать» нужную часть для образования нового слова. Побеждает та команда, игроки которой первыми и правильно выполнили задание.

1.Его корень в слове «писать»,

Его приставка в слове «рассказать»,

Его суффикс в слове «книжка»,

Его окончание в слове «вода». (Расписка).


2. Его корень в слове «снежинка»,

Его приставка в слове «подъехал»,

Его суффикс в слове «лесник»,

Его окончание в слове «ученики». (Подснежники).


3. Его корень в слове «вязать»,

Его приставка в слове «замолчать»,

Его суффикс в слове «сказка»,

Его окончание в слове «рыбка». (Завязка).


4. Его корень в слове «дарственный»,

Его приставка в слове «подумать»,

Его суффикс в слове «лесок». (Подарок).


5. Его корень в слове «мёрзнуть»,

Его приставка в слове «заел»,

Его суффикс в слове «ушёл»,

Его окончание в слове «бегали». (Замёрзли).


Подведение итогов.


Сектор «Звёздный час».


Задание:

Перенесёмся на несколько минут в игру «Звёздный час». Перед вами слово «Грамотей». Какая команда составит больше слов, та и победит в этом конкурсе. Все слова должны быть именами существительными, нарицательными, в И.п. (Герой, море, тема, атом, рота, март, гора, грот, рот, гам, маг, торг, том, гейм и т.д.).


Подведение итогов.


Сектор «Пословица».


Задание:

Каждой команде выдаётся листок с напечатанными началом или окончанием пословиц. Задача-дописать пословицу. Побеждает та команда, игроки которой первыми и правильно выполнили задание.

1.Друзья познаются…в беде.

Ласковое слово и кошке….приятно.

Без дела жить-только небо…коптить.


2.Крепкую дружбу и топором…не разрубишь.

У кого что болит, тот о том и… говорит.

Была бы охота-будет и…работа.


3.Нет друга-ищи, а нашёл-…береги.

Слово-серебро, молчание-…золото.

Ученье свет, а неученье-…тьма.


Сценка «Рецепт».

Врач: В каком классе учишься, молодой человек?

Ученик: В 4 «Бы».

Врач: «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

Ученик: Жутко дружно! Жутко весело!

Врач: Жутко и весело? А учитесь хорошо?

Ученик: Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

Врач: Порядок. В пух и прах хвалит. Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач даёт рецепт – учебник русского языка.


Сектор «Скажи наоборот».


Задание:

Каждой команде выдаётся листок с напечатанными на них словами. Ребятам необходимо придумать к ним антонимы. Побеждает та команда, игроки которой первыми и правильно выполнят задание.

- А что такое антоним?

Ответы детей:

- Это слова с противоположным значением.

1.Высоко-низко

Далеко-близко

Потолок-пол

Потерял-нашёл

Грусть-веселье

Начало-конец

Широкий-узкий

Белый-чёрный

Умный-глупый


2.Друг-враг

Холод-жара

Сила-слабость

Тонкий-толстый

Здоровый-больной

Зима-лето

Здоровье-болезнь

Добрый-злой. (Дополнительно).


Подведение итогов.


Сектор «Четвёртый лишний».


Задание:

Каждой команде выдаётся листок с напечатанными на нём словами в группах. Одно слово в каждой группе лишнее. Задача ребят – найти, зачеркнуть его и объяснить, почему они так решили. Побеждает та команда, игроки которой первыми и правильно выполнили задание.

1.Водить, перевод, водный, водитель.

Горец, гореть, горный, гористая.

Рослый, вырос, подросток, роса.


2.Смешная, смешать, смешинка, смешить.

Удивительный, дивный, диванный, удивлённый.

Слева, лев, левый, налево.


Дополнительный материал.

Семейство, семья, семечко, семьянин.

Слониха, слоновий, прислонился, слонёнок.


Подведение итогов.


Сектор «Что всё это значит?»


1.Шиворот-навыворот. Как вы понимаете это выражение? (Сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать).

2.Как назвать одним словом человека, который много и охотно трудится? (Трудолюбивый).

3.Бить баклуши. Что это значит? (Бездельничать).


Дополнительный материал.

1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

2.Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.


Подведение итогов.

Награждение победителей.


Рефлексия урока.

- Что понравилось в игре?

- Кто, по вашему мнению, был сегодня «сильным звеном» в команде?

- Чему научились?

- Получилась ли у вас работа в команде?

- Какой вывод сделали для себя?

- На этом наш необычный урок закончился. Спасибо за участие.

«Через полчаса буду есть апельсины».


«Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах».


точил клыки

томился в клетке

сидел на ветке

давал гудки


физику учила

шил себе штаны

хвостик свой ловила

все поел блины


накрыт к обеду был

усами шевелил

летал под облаками

гонялся за мышами


Злой кабан…

Пароход…

Соловей…

Дикообраз…


Кошка…

Буратино…

Маша…

Портной…


Кот…

Чиж…

Рак…

Стол…



1.Его корень в слове «писать»,

Его приставка в слове «рассказать»,

Его суффикс в слове «книжка»,

Его окончание в слове «вода».


2. Его корень в слове «снежинка»,

Его приставка в слове «подъехал»,

Его суффикс в слове «лесник»,

Его окончание в слове «ученики».


3. Его корень в слове «вязать»,

Его приставка в слове «замолчать»,

Его суффикс в слове «сказка»,

Его окончание в слове «рыбка».


4. Его корень в слове «дарственный»,

Его приставка в слове «подумать»,

Его суффикс в слове «лесок».


5. Его корень в слове «мёрзнуть»,

Его приставка в слове «заел»,

Его суффикс в слове «ушёл»,

Его окончание в слове «бегали».



Грамотей.









1.Друзья познаются…

Ласковое слово и кошке….

Без дела жить-только небо…


2.Крепкую дружбу и топором…

У кого что болит, тот о том и…

Была бы охота-будет и…


3.Нет друга-ищи, а нашёл-…

Слово-серебро, молчание-…

Ученье свет, а неученье-…


1.Высоко-

Далеко-

Потолок-

Потерял-

Грусть-

Начало-

Широкий-

Белый-

Умный-


1.Водить, перевод, водный, водитель.

Горец, гореть, горный, гористая.

Рослый, вырос, подросток, роса.


2.Смешная, смешать, смешинка, смешить.

Удивительный, дивный, диванный, удивлённый.

Слева, лев, левый, налево.







Найди

ошибку











Х

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ