Конспект урока русского языка "Грамматические признаки имени существительного"

Бабакова Елена Константиновна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №43 г Ростова-на-Дону







Грамматические признаки

имени существительного

урок русского языка



2 класс I полугодие

программа Л.В. Занкова

















Тема урока: «Грамматические признаки имени существительного»

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном .

Задачи:

  1. Образовательная: формировать умение осознанно распознавать грамматические категории имени существительного;

  2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

  3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

  1. Презентация Power Point “Имя существительное ”

  2. Компьютер, проектор.

  3. Раздаточные листы для обучающихся

  4. Цветные карандаши, клей-карандаш, листы А-3

  5. Учебник русского языка (Нечаева Н.) 2 класс

Предполагаемые результаты:

  • Повышение учебной мотивации учащихся; интереса к предмету;

  • Формирование концентрации внимания;

  • Расширение кругозора;

  • Повышение самооценки;









































Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 1)

Приглашаем волшебных помощников: дружба, внимание, знания, терпение, дисциплина. (Детям раздаются карточки)

Расположите эти слова по мере важности для работы в вашей группе сегодня, приклейте на жёлтый лист. Это будет девизом работы вашей группы.



Запись числа, слов «Классная работа» в рабочих тетрадях.



II. Минутка чистописания. (слайд 2)

Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно. С её помощью образуются все слова на данной схеме. Для этого её надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок. Какая это буква? Какие слова с её помощью можно образовать?



Т К Д

М К

Л Н


Придумайте узор и напишите строку буквы О.

III. Словарно – орфографическая работа.

Угадайте, с чем мы сейчас встретимся? (Учитель читает текст: «По небу плыли облака. Ярко светило солнце. В саду, среди травы, рос цветок. Бабушка сорвала его и отдала девочке».) Что за цветок, из какого произведения, кто автор произведения?

На доске открывается «Цветик – семицветик» (загадки для групп). Каждая группа отрывает по одному лепестку:

  1. Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (коньки)

  1. С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

Хвостик – колечком. (собака)

  1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

  1. Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнётся у порога.

Что это? (дорога)

  1. Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

  1. Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

  1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)



Группы произносят свои отгадки, остальные запоминают. Все пишут получившийся ряд слов.

Самопроверка (слайд 3)

Что общего у слов? (орфограмма, существительные)

IV. Определение темы урока. Составление таблицы ЗУХ. (слайд 4)

Предположите тему урока. Заполнение таблицы.

Заполни таблицу:

  • Что ты уже знаешь об имени существительном?

  • Что ты уже умеешь?

  • Чему хотел бы научиться?

знаю

умею

хочу

Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Задавать вопросы и определять существительное в тексте

Узнать новые сведения об имени существительном

Уточнить и запомнить лучше, то что знал

V. Работа по теме урока.

Выполнение упражнения с карточки по группам. Распределите слова на две группы. Наклейте карточки на белый лист по группам (в столбики), запишите в тетрадь.

По какому признаку?

У одной группы по числам, у другой – собственные и нарицательные, третья – по родам, четвёртая – одушевлённые и неодушевлённые.

I группа – Прочитайте. Распределите слова на две группы. Объясните, по какому признаку распределили слова. (одуш – неодуш)

М..двед.., б…ерёза, кролик, к..пуста, ромашка, за..ц, в..р…бей, карась,рисунок,автобус.

II группа Прочитайте. Распределите слова на две группы. Объясните, по какому признаку распределили слова. (собств – нариц)

(А, а)ндрей, (Я,я)блоко, (Ж,ж)учка,(К,к)апуста, (И,и)рина, (О,о)гурец, (Л,л)имон, (М,м)урка, (В,в)олодя, (А,а)пельсин.

III группа Прочитайте. Распределите слова на две группы. Объясните, по какому признаку распределили слова. (числа)

М..лина, з..воды, водолаз, птица, хв…сты, ж…рафы, гр..чи, глаз, маш…ны, книга.

IV группа Прочитайте. Распределите слова на группы. Объясните, по какому признаку распределили слова. (род)

Маш..на, солнце, туч(а,я), окно, лицо, р..бота, м..лина, отряд, лё(д,т),буке(т,д).

Защита выполненных работ. По одному представителю от группы выходят к доске с оформленным листом, объясняют выполненную работу.

VI Физминутка: называю существительное – ловим наверху (подпрыгиваем), глагол – внизу (приседаем).

VII. Знакомство с алгоритмом грамматического разбора имени существительного (выполнение упражнения).

Волшебник имя существительное попросил нас рассказать всё, что можем о его друзьях.

Составление плана разбора имени существительного (вывешиваем карточки с грамматическими категориями на доске).

Прочитайте в учебнике, что такое начальная форма имени существительного

Разбор слов из пословицы на доске (слайд 5). Найдите сущ.

Труд кормит, а лень портит.

Нач. форма труд лень

Одуш/неодуш неодуш неодуш

Собст/нариц нариц нариц

Число ед ед

Род муж жен

Самопроверка (слайды 6 и 7)

VIII Закрепление изученного.

Разбор существительных из пословицы.

Не бросай друга в беде.

Самопроверка (слайды 9 и 10)



IX. Рефлексия. Самооценка. Работа с таблицей. (слайд 4)

X Итог урока. Домашнее задание. (слайд 11)





Список использованных источников

  • 1. Таблица ЗУХ: http://festival.1september.ru/files/articles/53/5379/537959/img4.gif

  • 2. Домашнее задание: http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Stepeni-sravnenija-prilagatelnykh-urok/0014-014-Nash-urok-podkhodit-k-kontsu.jpg

  • 3. Картинка «Лесная школа»http://open.az/uploads/posts/2009-11/1258017007_poslovitsi.jpg

  • 4. Нечаева Н. В. «Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 2 класс» издательство «Учебная литература» 2008

  • 5.Бакулина Г. А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 1 класс Москва 2001

  • 6. Васильева В. В. , Пищева Г. Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ