Конспект урока по развитию речи "Сезонные изменения в природе. Признаки осени"

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края





Конспект урока по развитию устной речи «Сезонные изменения в природе.

Признаки осени».




















подготовила

учитель начальных классов

Лиманова Наталья Николаевна











2012 год



Тема: Сезонные изменения в природе. Признаки осени.

Цель: закрепить и обобщить полученные знания;

развивать связную речь, уточнение и расширение словаря по теме

«Осень»; развивать логическое мышление, зрительное внимание,

творческое воображение, активность и самостоятельность;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование : доска, кроссворд, иллюстрации, фрукты, овощи.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Каждый день, всегда везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.


Отчет дежурного ( дата, месяц, год, день недели, к какому уроку приготовились, дежурный ФИО)


2.Артикуляционная гимнастика:

Упражнения на дыхание.

«Лесенка».

«Грибочек».

«Вкусное варенье».

«Воздушный футбол».


Чистоговорка. (Демонстрация рябины.)

Гроздья рябины

На солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.


Сравнение рябины летом и осенью. (Ученик у доски.)


3.Работа по теме урока:


Стихотворение – загадка.


Птицы улетают,

Собрались в стаи

Листья улетают

Ветер их уносит

Все это бывает

Если с нами …..? (Осень).


Ребята, сегодня мы вспомним, что мы знаем об осени.


Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Назовите время года, которое будет за осенью? ( Зима.)

Назовите время года, которое было перед осенью? ( Лето).

Назовите летние месяцы. ( Июнь, июль, август.)


Распределите, каждому времени года свои месяцы.

Зима Весна Лето Осень

декабрь март июнь сентябрь

январь апрель июль октябрь

февраль май август ноябрь


Объясни, приметы, как ты их понимаешь.


На рябине много ягод к холодной зиме. ( Если на рябине много ягод, значит будет холодная зима).

Облака идут против ветра к дождю. ( Если увидишь, что облака идут против ветра, потому что они тяжелые, скоро будет дождь).

Муравьи делают высокие муравейники, будет суровая зима. ( Если увидишь, что муравьи укрепляют свой дом, делают его большим, значит, зимой будет холодно).

Молодцы!


4.Физминутка.


Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!


Стихотворение . ( Ученик)


Осень желтым листопадом

Заглянула в школьный сад,

Это листья пожелтели

И летят, летят, летят!

На тропинки, на дорожки,

Дождик льет, как из ведра

И гулять выходит детвора!

Работа по иллюстрации «Осень».

Кого вы видите на иллюстрации? ( Детей).

Куда пришли дети? ( Дети пришли в лес).

Почему вы думаете, что дети пришли в лес ? ( Потому, что нарисованы животные, которые живут в лесу.)

Как нужно относиться к животным, которых вы встретите в лесу? (Не ловить их, не брать с собой домой).

Какое время года изображено на иллюстрации? (Осень).

Почему осень золотая? (Потому что преобладают желтые, красные, оранжевые цвета).

Наступила золотая осень. Красиво осенью в лесу, в парке. Воздух свежий, чистый, на клумбах еще не отцвели цветы, а птицы улетают на юг.

А почему улетают перелетные птицы? ( Холодно, мало корма).

Назовите перелетных птиц? ( Грач, скворец, соловей , ласточка).


Загадки. ( картинки птиц на доске).


На шесте веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец,

Он и летчик, и певец. (Скворец).


Ты его узнаешь сразу:

Белоклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней. (Грач).


Гнездо под крышей

- Ловко строит,

Птенцов своих постоянно выводит,

Перед дождём очень низко летает,

Эту птичку,

Каждый ребёнок знает,

За ней мы любим, наблюдать,

Эту птичку (Ласточкой) звать.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей)


Гнездо свое он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения!

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)


Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)




Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)



А все ли птицы улетают? (Нет).

А как называют птиц, которые остаются на зиму? (Зимующие).

Назовите зимующих птиц. ( Воробей, ворона, сорока).

Что мы должны делать, что бы птицы, не погибли зимой? ( Делать кормушки и подкармливать птиц).


Загадки. (Фото птиц на доске).


Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)


Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)


Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

- Получается прыжок. (Воробей)



Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ... (Cорока).


Жаль, что улетают птицы и опустели поля, но осень приносит нам много подарков.

В огородах, на полях люди собрали большой урожай.

Что делают люди с овощами и фруктами? Как можно сохранить их всю зиму?


Сценка. (Ведущий учитель, овощи - дети, на голове у детей на голове шапочки «Овощи»)

Однажды хозяйка с базара пришла . Хозяйка с базара домой принесла капусту, морковку, горох, лук, огурец, помидор и свеклу.

Вот овощи спор завели на столе. Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Ведущий:

Выскочил горошек!

Ну и хвастунишка!


Горошек:

Я такой хороший

Зелененький мальчишка!

Если только захочу

Всех горошком угощу.


Ведущий:

От обиды покраснев

Свекла проворчала


Свекла:

Дай сказать, хоть слово мне

Выслушай сначала.

Свеклу надо для борща

И для винегрета

Кушай сам и угощай

Лучше свеклы нету.


Капуста:

Ты уж свекла, помолчи

Из капусты варят щи

А какие вкусные

Пироги капустные!


Огурец:

Очень будете довольны

Съев огурчик малосольный

На зубах хрустит, хрустит

Я могу вас угостить.


Морковь:


Про меня рассказ не длинный

Кто не знает витамины

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку

Будешь ты тогда дружок

Крепким сильным ловким


Ведущий:

Тут надулся помидор и промолвил строго.


Помидор:

Не болтай морковка, вздор

Помолчи немного

Самый вкусный и приятный

Уж конечно сок томатный

Витаминов много в нем

Мы его конечно пьём


Ведущий:

У окна поставьте ящик

Поливайте только чаще

И тогда, как верный друг

К вам придет зеленый лук.


Лук:

Я приправа в каждом блюде,

И всегда, полезен людям

Угадали, я вам друг.

Я простой зеленый лук!


А как вы думаете, какой овощ самый вкусны, самый полезный? (Все)


А сейчас разукрасьте овощ, который больше всех понравился. ( На партах разу краски овощей)


4.Закрепление по учебнику.

Задание 1.

Найди рисунок, изображающий «золотую осень», и объясни, почему ты его выбрал. Какие эмоции такая осень у тебя вызывает?


Задание 2. Опиши листопад, используя 10слов- действий.


Задание 3. Игра «Где листок?».

Листок над грибом.

Листок на грибке.

Листок под грибочком.


5.домашнее задание.

Подготовьте рисунок «Осень» и рассказ по рисунку.


























Список используемой литературы.

1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Издательский центр "Академия".2000.


2.Фалькович Т. А. Барыкилкина Л. В. Сценарий занятий по культурно- нравственному воспитанию школьников.М. :ВАКО. 2008..


3.Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида, 3 класс.- М.: АРКти, 2004.-160с.:ил.


4.Чтение: 4 ласс: Учебник для специальных ( коррекционных) Ч 77 образ. Учрежд.VIII вида / Авт. - сост. Ильина С. Ю., Матвеева Л.В.- 2-е изд. - Спб.: филиал изд- ва «Просвещение», 2011.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ