Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ по теме "Развитие связной речи. Работа над предложением"
Муниципальное казенное специальное
(коррекционное образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 39
Конспект логопедического занятия во 2 классе
«Развитие письменной связной речи.
Работа над предложением»
подготовила
учитель – логопед
Агеева Наталья Евгеньевна
г. Ижевск
2014 год
Пояснительная записка
В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа детей с нарушениями познавательной сферы, осложненными речевым недоразвитием. Среди них выделяется категория детей с задержкой психического развития (ЗПР). Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Одной из задач логопедических занятий является развитие связной речи учащихся. Одна из форм развития связной речи состоит в обучении учащихся с речевыми нарушениями навыкам создания письменного текста.
Вашему вниманию предлагается разработка логопедического занятия с использованием ИКТ для группы учащихся 2 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи.
Тема логопедического занятия «Развитие письменной связной речи. Работа над предложением».
Цель: развитие связной письменной речи по средствам работы над предложением.
Задачи:
Образовательная: учить детей грамотно строить предложения, грамматически правильно оформлять их, согласовывать прилагательные и глаголы с существительными, активизировать словарь по теме “Зима”;
Коррекционная: развивать мелкую моторику рук, связную речь, внимание, память, мышление;
Воспитательная: воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь; прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.
В результате систематической работы над предложением по определённой теме учащиеся приобретают навыки создания текста. При этом они строят высказывания осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции. В процессе такой работы у учащихся при построении предложения отмечается сокращение неоправданных повторов одного и того же слова, употребление лишних слов; уменьшение количества речевых ошибок по определению границ предложений.
Данное занятие рекомендуется использовать в своей работе учителям – логопедам и учителям начальных классов общеобразовательных школ и СКОУ VII вида по развитию связной речи, по теме «Связь слов в предложении».
Презентация к логопедическому занятию загружена для просмотра. На самом занятии каждый слайд, слово появляется по щелчку, по выполнению задания учащимися.
Конспект логопедического занятия
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примеча
ние
1. Организационный момент.
Введение в тему.
Логопед настраивает учащихся на работу.
Логопед: Поставьте буквы по порядку так, чтобы получилось слово.
РАСЕД, ТИНЯЦАП, ИМАЗ, БУСАБТО
Какое «лишнее» слово и почему?
Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой день недели?
Сегодня на занятии поговорим о зиме.
Учащиеся отгадывают слова: среда, пятница, зима, суббота.
Ответы учащихся.
Запись даты в тетрадь.
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
2.Основная часть.
Работа над составлением предложения.
Логопед спрашивает: Что сделала зима?
Какая зима?
Какое можно составить предложение о зиме, используя подобранные вами слова.
Загадка. Вился, вился белый рой. Сел на землю – стал горой. Что это?
Снег. Что делает?
Какой снег?
Какое предложение можно составить о снеге?
Где может находиться снег?
Давайте запишем 1 предложение: Пушистый снег лежит на деревьях и крышах домов.
Ответы учащихся: пришла, настала, наступила.
Ответы учащихся: снежная, холодная, ранняя, долгожданная, морозная, т.д.
Пришла холодная зима.
Наступила … … .
Настала … … . Запись 1 предложения в тетрадь.
Ответ: снег.
Ответы учащихся: лежит, падает, тает, кружится, летит, т.д.
Ответы учащихся: белый, пушистый, чистый, т.д.
Варианты предложений учащихся.
Ответы учащихся: кругом, на дорожках, машинах, крышах, земле, т.д.
Запись предложения в тетрадь, проговаривая встретившиеся в словах орфограммы.
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Работа над деформированным предложением.
Логопед просит составить из данных слов предложение: На, лёд, блестит, гладкий, пруду.
Записать правильно составленное предложение в тетрадь.
Учащиеся составляют и записывают предложение в тетрадь, комментируя встретившиеся в словах орфограммы.
Слайд №12, 13.
Беседа о зимних забавах детей.
Логопед: Дети любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в различные игры. Игры ещё называются в народе забавами, т.к. они забавляют детей, развлекают их. Какие знаете зимние забавы?
Ответы учащихся.
Динамическая пауза.
Логопед говорит и показывает движения: Мы едем на лыжах, мы едем с горы.
Мы любим забавы холодной зимы.
Учащиеся имитируют катание на лыжах.
Слайд №14
Работа над предложением по сюжетным картинкам.
Логопед предлагает составить предложения по картинкам.(По льду ребята катаются на коньках. Дети лепят снеговиков из липкого снега. Мальчишки играют в снежки. И др.)
Варианты предложений учащихся. Запись в тетрадь 1 предложения по выбору.
Слайд №15, 16.
Беседа о Новом годе.
Логопед: Ещё одна загадка:
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? …
Существует много праздников, но самый долгожданный любимый для всех – это Новый год.
Логопед предлагает найти и исправить ошибки в предложениях:
Новый дом приходит в каждый год.
Все подарки получат дети.
Записать получившихся предложений в тетрадь.
Ответ: Новый год.
Учащиеся ставят слова в предложениях правильно и записывают в тетрадь.
Слайд №17
Слайд №18
Логопед предлагает прочитать, что получилось в тетради. Можно назвать это рассказом?
Учащиеся читают предложения в тетради и приходят к выводу, что запись в тетради – это рассказ.
Слайд №19
3. Итог занятия.
Логопед спрашивает: О чём сегодня говорили на занятии?
Чему учились? Оценка деятельности детей.
Ответы учащихся: о зиме, зимних забавах, Новом годе, учились
составлять предложения.
Слайд №20
Заключение
Логопедические занятия в начальной школе при рациональной их организации способствуют коррекции речи учащихся с ЗПР. Выбор методов и приемов обучения связной речи осуществляется в соответствии с особенностями учащихся. Интерес к занятиям, эмоциональный настрой детей поддерживается с помощью дидактических игр, использования красочной наглядности, ИКТ. В результате коррекционной работы по развитию связной речи, дети учатся выражать свои мысли; речь их намного становится богаче, красочнее; корригируются высшие психические функции. А самое главное – учащиеся не чувствуют своей неполноценности и несостоятельности.
Список использованной литературы
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР - М., ВЛАДОС, 2003.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. С-Петербург., фирма «Стройлеспечать», 1995.
Интернет-ресурсы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ