Односоставное предложение (Обобщение и систематизация изученного)

Односоставное предложение

(Обобщение и систематизация изученного)

Материалы к уроку


Прочитайте, найдите смысловую ошибку. Почему она возникла?


В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще может не быть.


При затруднении – подсказка:

- Ошибка возникла из-за того, что частица стоит не на месте.

- Исправьте.

- Обратите внимание, мы с вами переставили одну-единственную частицу, а тут же изменился смысл предложения.


2.

Итак, что же такое односоставное предложение?

Какие виды односоставных вы знаете? Приведите примеры.

Как определить вид односоставного предложения?

Составим/вспомним алгоритм.

(Возможны варианты заданий:

  • восстановить недостающие шаги;

  • один на доске пишет алгоритм, остальные в это время пишут цифровой диктант.)


Алгоритм определения вида односоставного предложения


  1. Ищу грамматическую основу.


  1. В предложении два главных члена?


да нет


двусоставное предложение 3. Главный член предложения – подлежащее?


да нет


назывное предложение 4. Действующее лицо мыслится (подлежащее можно вставить)?


да нет


5. Лицо мыслится определенно безличное предложение

(я, мы, ты, вы)?


да нет


определенно-личное 6. Лицо мылится неопределенно (кто-то)?

предложение

да нет


неопределенно-личное ищу ошибку!

предложение


Цифровой диктант «Односоставные предложения 8 класс»

Цифровой диктант вошел в практику моей работы после лекции Винокуровой Натальи Константиновны, кандидата педагогических наук, доцента МПГУ, о развитии творческих способностей учащихся.

Суть цифрового диктанта заключается в следующем: ученикам предлагается набор высказываний, по отношению к которым можно сказать да/нет (верно/неверно). Ответы записываются в виде кода, после выполнения задания организуется проверка.


Остановимся на нескольких моментах методики проведения данного вида работы.


  1. Учащиеся получают инструкцию:

Прослушайте утверждение. Поставьте

1 – если согласны с ним,

0 – если не согласны.

Каждые три ответа отделяйте пробелом.

У вас должно получиться 5 групп цифр.


  1. Читаются утверждения, в достаточно быстром темпе.

Задания воспринимаются на слух. Оценивается правильность высказывания. Ученики записывают в тетрадь в строчку некий код, например 100 011 001 и т.д.


  1. После диктанта проводится взаимопроверка

А) по коду, записанному на доске;

Б) читаются задания второй раз, обсуждается правильный ответ.

Второй вариант предпочтительней.

Ребята обмениваются тетрадями, проверяют правильность выполнения задания товарищем, ставят «+» или «-» под каждой цифрой, считают результат, выставляют оценку (необязательно).

Как правило, 0-1 ошибка – 5,

2-3 ошибки – 4,

4-5 ошибок – 3.

Можно попросить проверяющих перед предъявлением правильного ответа посчитать количество исправлений, записать в тетрадь соседа (при выставлении оценки не учитывается, позволяет добиться честности проверки).

Как отмечалось выше, предпочтительно организовывать проверку следующим образом:

каждое высказывание зачитывается повторно, коллективно ищется правильный ответ. В случае если должен быть выставлен 0, обязательно обсуждается, что именно в суждении неправильно, дается верный ответ.


  1. Все простые предложения делятся на одно- и двусоставные.

  2. Односоставными являются предложения, состоящие из одного слова.

  3. В односоставном предложении грамматическая основа может состоять из одного сказуемого.

  4. Предложения типа: Вечер. Вечереет – односоставные.

  5. В определенно-личных предложениях главный член – сказуемое.

  6. Односоставные предложения не могут быть распространенными.

  7. Безличное предложение – то, в котором нет и не может быть подлежащего.

  8. Предложение Вечером стало холодно – неопределенно-личное.

  9. Глаголы в НФГ употребляются в безличных предложениях в качестве сказуемого.

  10. Глаголы в повелительном наклонении употребляются в неопределенно-личных предложениях.

  11. Сказуемое в односоставном предложении может быть выражено только глаголом.

  12. Не бывает предложений без сказуемых.

  13. В определенно-личных предложениях употребляются глаголы 1 и 2 лица.

  14. Глаголы прошедшего времени не могут употребляться в определенно-личных предложениях.

  15. Предложение Взойдите на эту гору, и вы увидите весь город – односоставное.


Код: 101 110 101 000 110


Если алгоритм составлялся на доске индивидуально – проверка после цифрового диктанта.

- Все ли верно?

- На что же ориентируемся, определяя вид односоставного предложения с главным членом - сказуемым?

(Выйти на то, что можно ориентироваться на форму выражения сказуемого.)


Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

  1. Я называю способы выражения сказуемого, вы мне – вид односоставного предложения, в котором оно может быть употреблено.

  1. Глагол повелительного наклонения единственного числа (о/л).

  2. Слово категории состояния (б/л).

  3. Глагол изъявительного наклонения прошедшего времени (н/л).

  4. Слова нет, не было, не оказалось (б/л).

  5. НФГ (б/л).

  6. Глагол в форме изъявительного наклонения настоящего времени 1 лица единственного числа (о/л).

  7. Глагол в форме изъявительного наклонения будущего времени 3 лица (б/л).

  8. Безличный глагол (б/л).

  9. Глагол-связка быть (было) + краткое страдательное причастие (б/л).

  10. Глагол 2 лица (о/л).

  11. НФГ+ безличный вспомогательный глагол (б/л).


  1. Я называю сказуемое, вы с ним составляете односоставное предложение, определяете его вид.


(Упражнение предложено Винокуровой Н.К.)


Сравните 2 таблицы, выпишите буквы из правой таблицы в соответствии с числами левой, и у вас получатся предложения. Выделите в них грамматическую основу, укажите вид.


1

11

15

4

8



У

Д

В

П

Н

19

6

9

14

16



Л

З

О

Е

Ш

3

17

2

20

12



Е

К

Ж

У

И

10

13

7

18

5



И

Т

Д

О

О



Важно! Упражнение направлено в том числе и на развитие внимания. Работать с таблицами можно только визуально. Ничего не вычеркивается.


Уже поздно. Идите в школу.


Необязательное домашнее задание: составьте похожую головоломку.


  1. Проверочная работа

Работа выполняется на карточках по вариантам. Можно добавить задание: подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем выражено сказуемое.


Односоставные предложения.

Определите тип односоставного предложения.


1

Брожу по набережной снова.


2

Изба лесничего. Медвежье царство.


3

Последние шутки. Объятья.


4

Повеет полем, первой бороздой.


5

Загляну в глаза волжанки.


6

Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг.


7

В Сибири не любят горячку и спешку.


8

Весны без грозы не бывает.


9

Когда же прикажете ожидать вас?


10

Надо было на что-нибудь решиться.




Определите тип односоставного предложения.


1

Все грущу о шинели. (Ю.Друнина.)


2

Десять суток нам дают на отдых! (С.Наровчатов.)


3

Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной. (А.Яшин.)


4

Её (черемуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева.)


5

Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М. Алигер.)


6

Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков.)


7

Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М. Алигер.)


8

И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О. Берггольц.)


9

Как жить мне хочется до нового свиданья! (А.Фет.)


10

Уходи, зима седая! (А.Майков.)



(Упражнение предложено Винокуровой Н.К.)

Упражнение может стать домашним заданием.

Соедините правильно половинки пословиц и поговорок.


За правое дело

В радости знай меру –

В гостях хорошо

Без муки

Скучен день до вечера

Пашню пашут

Смотри дерево в плодах

Семь раз отмерь -

один раз отрежь.

стой смело.

а по уму провожают.

в беде не теряй веру.

а дома лучше.

нет науки.

коли делать нечего.

а человека в делах.



Выделите грамматическую основу в каждом предложении, определите его вид и тип.

Приведите свои примеры пословиц и поговорок на усвоенное правило, но лишь те, в которых встречаются числительные.


Важно! О сложном предложении нельзя сказать, двусоставное оно или односоставное. Каждую часть характеризуем отдельно.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ