Односоставное предложение (Обобщение и систематизация изученного)
Односоставное предложение
(Обобщение и систематизация изученного)
Материалы к уроку
Прочитайте, найдите смысловую ошибку. Почему она возникла?
В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще может не быть.
При затруднении – подсказка:
- Ошибка возникла из-за того, что частица стоит не на месте.
- Исправьте.
- Обратите внимание, мы с вами переставили одну-единственную частицу, а тут же изменился смысл предложения.
2.
Итак, что же такое односоставное предложение?
Какие виды односоставных вы знаете? Приведите примеры.
Как определить вид односоставного предложения?
Составим/вспомним алгоритм.
(Возможны варианты заданий:
восстановить недостающие шаги;
один на доске пишет алгоритм, остальные в это время пишут цифровой диктант.)
Алгоритм определения вида односоставного предложения
Ищу грамматическую основу.
В предложении два главных члена?
да нет
двусоставное предложение 3. Главный член предложения – подлежащее?
да нет
назывное предложение 4. Действующее лицо мыслится (подлежащее можно вставить)?
да нет
5. Лицо мыслится определенно безличное предложение
(я, мы, ты, вы)?
да нет
определенно-личное 6. Лицо мылится неопределенно (кто-то)?
предложение
да нет
неопределенно-личное ищу ошибку!
предложение
Цифровой диктант «Односоставные предложения 8 класс»
Цифровой диктант вошел в практику моей работы после лекции Винокуровой Натальи Константиновны, кандидата педагогических наук, доцента МПГУ, о развитии творческих способностей учащихся.
Суть цифрового диктанта заключается в следующем: ученикам предлагается набор высказываний, по отношению к которым можно сказать да/нет (верно/неверно). Ответы записываются в виде кода, после выполнения задания организуется проверка.
Остановимся на нескольких моментах методики проведения данного вида работы.
Учащиеся получают инструкцию:
Прослушайте утверждение. Поставьте
1 – если согласны с ним,
0 – если не согласны.
Каждые три ответа отделяйте пробелом.
У вас должно получиться 5 групп цифр.
Читаются утверждения, в достаточно быстром темпе.
Задания воспринимаются на слух. Оценивается правильность высказывания. Ученики записывают в тетрадь в строчку некий код, например 100 011 001 и т.д.
После диктанта проводится взаимопроверка
А) по коду, записанному на доске;
Б) читаются задания второй раз, обсуждается правильный ответ.
Второй вариант предпочтительней.
Ребята обмениваются тетрадями, проверяют правильность выполнения задания товарищем, ставят «+» или «-» под каждой цифрой, считают результат, выставляют оценку (необязательно).
Как правило, 0-1 ошибка – 5,
2-3 ошибки – 4,
4-5 ошибок – 3.
Можно попросить проверяющих перед предъявлением правильного ответа посчитать количество исправлений, записать в тетрадь соседа (при выставлении оценки не учитывается, позволяет добиться честности проверки).
Как отмечалось выше, предпочтительно организовывать проверку следующим образом:
каждое высказывание зачитывается повторно, коллективно ищется правильный ответ. В случае если должен быть выставлен 0, обязательно обсуждается, что именно в суждении неправильно, дается верный ответ.
Все простые предложения делятся на одно- и двусоставные.
Односоставными являются предложения, состоящие из одного слова.
В односоставном предложении грамматическая основа может состоять из одного сказуемого.
Предложения типа: Вечер. Вечереет – односоставные.
В определенно-личных предложениях главный член – сказуемое.
Односоставные предложения не могут быть распространенными.
Безличное предложение – то, в котором нет и не может быть подлежащего.
Предложение Вечером стало холодно – неопределенно-личное.
Глаголы в НФГ употребляются в безличных предложениях в качестве сказуемого.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются в неопределенно-личных предложениях.
Сказуемое в односоставном предложении может быть выражено только глаголом.
Не бывает предложений без сказуемых.
В определенно-личных предложениях употребляются глаголы 1 и 2 лица.
Глаголы прошедшего времени не могут употребляться в определенно-личных предложениях.
Предложение Взойдите на эту гору, и вы увидите весь город – односоставное.
Код: 101 110 101 000 110
Если алгоритм составлялся на доске индивидуально – проверка после цифрового диктанта.
- Все ли верно?
- На что же ориентируемся, определяя вид односоставного предложения с главным членом - сказуемым?
(Выйти на то, что можно ориентироваться на форму выражения сказуемого.)
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым
Я называю способы выражения сказуемого, вы мне – вид односоставного предложения, в котором оно может быть употреблено.
Глагол повелительного наклонения единственного числа (о/л).
Слово категории состояния (б/л).
Глагол изъявительного наклонения прошедшего времени (н/л).
Слова нет, не было, не оказалось (б/л).
НФГ (б/л).
Глагол в форме изъявительного наклонения настоящего времени 1 лица единственного числа (о/л).
Глагол в форме изъявительного наклонения будущего времени 3 лица (б/л).
Безличный глагол (б/л).
Глагол-связка быть (было) + краткое страдательное причастие (б/л).
Глагол 2 лица (о/л).
НФГ+ безличный вспомогательный глагол (б/л).
Я называю сказуемое, вы с ним составляете односоставное предложение, определяете его вид.
(Упражнение предложено Винокуровой Н.К.)
Сравните 2 таблицы, выпишите буквы из правой таблицы в соответствии с числами левой, и у вас получатся предложения. Выделите в них грамматическую основу, укажите вид.
1
11
15
4
8
У
Д
В
П
Н
19
6
9
14
16
Л
З
О
Е
Ш
3
17
2
20
12
Е
К
Ж
У
И
10
13
7
18
5
И
Т
Д
О
О
Важно! Упражнение направлено в том числе и на развитие внимания. Работать с таблицами можно только визуально. Ничего не вычеркивается.
Уже поздно. Идите в школу.
Необязательное домашнее задание: составьте похожую головоломку.
Проверочная работа
Работа выполняется на карточках по вариантам. Можно добавить задание: подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем выражено сказуемое.
Односоставные предложения.
Определите тип односоставного предложения.
1
Брожу по набережной снова.
2
Изба лесничего. Медвежье царство.
3
Последние шутки. Объятья.
4
Повеет полем, первой бороздой.
5
Загляну в глаза волжанки.
6
Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг.
7
В Сибири не любят горячку и спешку.
8
Весны без грозы не бывает.
9
Когда же прикажете ожидать вас?
10
Надо было на что-нибудь решиться.
Определите тип односоставного предложения.
1
Все грущу о шинели. (Ю.Друнина.)
2
Десять суток нам дают на отдых! (С.Наровчатов.)
3
Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной. (А.Яшин.)
4
Её (черемуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева.)
5
Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М. Алигер.)
6
Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков.)
7
Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М. Алигер.)
8
И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О. Берггольц.)
9
Как жить мне хочется до нового свиданья! (А.Фет.)
10
Уходи, зима седая! (А.Майков.)
(Упражнение предложено Винокуровой Н.К.)
Упражнение может стать домашним заданием.
Соедините правильно половинки пословиц и поговорок.
За правое дело
В радости знай меру –
В гостях хорошо
Без муки
Скучен день до вечера
Пашню пашут
Смотри дерево в плодах
Семь раз отмерь -
один раз отрежь.
стой смело.
а по уму провожают.
в беде не теряй веру.
а дома лучше.
нет науки.
коли делать нечего.
а человека в делах.
Выделите грамматическую основу в каждом предложении, определите его вид и тип.
Приведите свои примеры пословиц и поговорок на усвоенное правило, но лишь те, в которых встречаются числительные.
Важно! О сложном предложении нельзя сказать, двусоставное оно или односоставное. Каждую часть характеризуем отдельно.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ