Конспект урока для 3 класса "Части речи"

Тема: Части речи (обобщение)

Цель урока:обобщение знаний учащихся о частях речи.

Задачи:Образовательная: обобщить знания об изученных частях речи, закрепить умение распознавать части речи, формирование орфографической зоркости.

Развивающая:развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.

Воспитательная:воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к языку.


Оборудование:карточки с текстовыми заданиями, лото "Радуга", электронный тест, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация MS PowerPoint.

Ход урока

Организация начала урока. Эмоциональный настрой

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

На уроке продолжаем красиво писать, думать и рассуждать.

Постановка учебной задачислайд 1,2

- Сегодня мы с вами совершим путешествие с маленькими каплями воды, которые помогут нам вспомнить, что мы знаем об изученных частях речи и вместе с тем повторить тему по познанию мира. А какую…, вы скажете мне в конце урока.

- Откройте тетради и запишите число.

Чистописание слайд 3 

- Посмотрите на слайд, капельки-дождинки падают на землю:

- В каких буквах встречаются эти элементы?

- На что они похожи?

- Пропишите элементы сначала в «воздухе», а затем в тетради до конца строки.

Словарная работаслайд 

- Наша маленькая капелька воды - дождинка жила на небе в белом, пушистом облачке и мечтала напоить землю. А как облака путешествуют по небу? Может, у них есть крылышки? 
Вы узнаете это, если правильно отгадаете загадку:

Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки 
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует.Ветер

"Значение слова "ветер":

- Какое значение у слова "ветер"?слайд 5

Работа с классом

- Произнесите это слово.слайд 6 

- Сколько слогов в слове? 

- Назовите 1-й , 2-й слоги.

- На какой слог падает ударение? .

- Где "опасное" место? Почему? Какой звук слышим?

- Пишется безударная гласная "е".

- Почему это слово является словарным?

- Запишите это слово с орфограммой.

- Как называется ветер уменьшительно-ласкательно?

Слайд7  "ветерок".

- Как называется ветер большой силы?

слайд 8  "ветрище".

- Как называется отсутствие ветра?

слайд9  "безветрие".

- Как называются данные слова?слайд 10 "Части слова":

- Выделите корень, суффикс, приставку в родственных словах.

Коллективная проверка классом индивидуальных заданий у доски (фонетический разбор).

слайд 11 "Синонимы":

- Как называются слова "ветер", "вихрь", "ураган"? 

- Что обозначают данные слова?

- На какой вопрос отвечают данные слова?

- Как называется эта часть речи?

Работа над предложением

Работа с классомслайд 12 "Работа над предложением":

- Ветер пошалил со словами. Составьте из них предложение.

Один ученик с комментированием записывает получившееся предложение, а остальные пишут в тетрадях.

- Найдите в данном предложении существительные, прилагательные, глаголы.

- В одном таком дождевом облаке жили и другие дождинки. Они были похожи, но мечты у них были разные. А облако росло и темнело (слайд 14), и, наконец, пролилось дождем.

Оздоровительная минутка

- Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу после дождя. Вдохните полной грудью запах цветов, травы.

- Ребята, очень трудно представить нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях в садах и парках цветут разные растения. Люди спешат рвать цветы, собирать их в букеты. А стоит ли губить цветы из-за нескольких дней красоты? Нет!

- Давайте не будем срывать полевые, луговые, лесные цветы. Пусть они радуют своим ароматом и ярким нарядом.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать

- Покажите свои добрые лица. Добрый человек не сделает больно цветку, который радуется жизни. Как хорошо ему на лугу среди друзей. Давайте сохраним эту красоту.

- Откройте глаза, что появляется после дождя?

- Вы узнаете это, если правильно составите словосочетания (прилагательное+существительное) (слайд 15"Работа над словосочетанием").

Самостоятельная работа в парах (лото "Радуга")

Каждая пара учеников получает комплект лото "Радуга" и подбирает к "цветовым" прилагательным подходящие по смыслу существительные.

- Проверим, что получилось.

- Сколько цветов получилось? В каком столбике существительные?

Вывод: число и род прилагательного зависит от числа и рода существительного, с которым оно связано.

-Что же появилось на небе после дождя? (слайд 16)

- Закончите предложение "В небе появилась …"

- Прочитайте получившееся предложение.

- Сколько слов в этом предложении?

Письмо с комментированием (один ученик комментирует).

- Я открою предложение, а вы проверите, как оно записано в ваших тетрадях.

- Выделите в нем грамматическую основу.

Ученики определяют подлежащее  и сказуемое.

- Из чего состоит предложение? Как оформляется предложение на письме?

Физминутка

- Вторая дождинка оторвалась от края облака. Она попала к другим капелькам воды и очень удивилась тому, что увидела.

слайд 19 "Один или много":

- Распределите слова в два столбика:

в 1-й –глаголы в ед.ч., во 2-й – глаголы мн.ч..

- Проверим, правильно ли распределены существительные? слайд 20 

- Что помогло правильно распределить слова по столбикам?

Вывод: глаголы изменяются по числам.

- Куда же попала вторая капелька? (В реку)

- Как пишется название реки? Почему?

- Третья дождинка упала на ветви дерева. Она скатилась вниз, чтобы напоить дерево, высыхающее от жажды.слайд 23 

Выборочное письмо (работа по рядам) слайд 24:

Из данного стихотворения надо выписать:

1 ряд – имена существительные

2 ряд – имена прилагательные

3 ряд – глаголы

Проверка : по одному ученику от каждого ряда зачитывают свои слова.

Итог урока

слайд 28 "Круговорот воды в природе":

- Теплые лучи солнца коснулись капель, они превратились в пари полетели к своему облачку. Мы совершили путешествие , которое помогло нам вспомнить все, что мы знаем о таких частях речи, как существительное, прилагательное, глагол. Кто догадался, какую тему по познанию мира мы повторили, путешествуя вместе с капелькой воды?

Домашнее задание: написать эссе на тему-

1 ряд – «Я - существительное»

2 ряд – «Я - прилагательное»

3 ряд – «Я - глагол»

Рефлексия

- Что же мы с вами знаем о таких частях речи, как существительное, прилагательное и глагол?

Знаю я теперь отныне- 
Есть одно такое имя - 
Назовет любой предмет 
И на все нам даст ответ. 
Это главная часть речи, 
Обозначает все на свете, 
Без нее никак нельзя. 
Существительным ура!

(Ученик прикрепляет к «небу» «облачко»-существительное)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

(Ученик прикрепляет к «небу» «облачко»-прилагательное)

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.

(Ученик прикрепляет к «небу» «облачко»-глагол)

(дети несут «капельки»-признаки частей речи к соответствующему «облачку»)
- Как вы думаете, что значат эти капельки с вопросами?

- Мы уже немало узнали, но можем ли сказать, что всё знаем об этих частях речи?

- Конечно, мы ещё не все знаем. Нам ещё предстоит многое узнать, а для этого…

- Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всем на свете – и тогда, каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным.

Спасибо вам за урок!





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ