Конспект урока для 3 класса "Чередование согласных звуков в корне слова"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБОУ СОШ №12)



Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Тема: Чередование согласных звуков в корне слова.















Автор:

Бурцева Галина Николаевна,

учитель начальных классов


Цели:

  • формировать представление о чередовании согласных в корне слова;

  • развивать умения контролировать собственную учебную деятельность;

  • воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы;

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, сегодня, надеюсь, мы поработаем на уроке отлично! Начнем урок со словарной работы.

  1. Словарная работа.

  2. Актуализация знаний учащихся.

- Повторим некоторые понятия, которые помогут в работе на уроке.

Корень - главная часть слова, общая часть однокоренных слов.

Приставка – часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов в предложении.

Суффикс – часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.

Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Основа – часть слова, которая остается, если отделить окончание.

- Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются однокоренными.

- Давайте вспомним, и скажем, как правильно делать разбор слова по составу. Важно ли соблюдать очередность?

- Вспомним стихотворение, которое поможет правильно определить порядок разбора.

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди

- Ребята, мы выполнили одну из задач, которые ставили перед собой? (ответы детей)

- Да, мы вспомнили, как правильно делать разбор слова по составу.

- А теперь вспомните, герой какой русской народной сказки не послушался сестрицы и превратился в милое домашнее животное?

- Утром и вечером ходил на берег козленочек и жалобно звал:

- Алёнушка, сестрица моя!

- Выплынь, выплынь на бережок.

- Нет ли в этих предложениях родственных слов? Докажите, что они однокоренные.

Берега – бережок

- Выделите корень.

Проверка задания на доске.

  1. Постановка учебной задачи.

- Возникло затруднение (разногласие)?

- В чём наша проблема?

Что произошло в корне? (ответы детей)

- Букву Г заменила буква Ж, звук «г» заменил звук «ж».

Как называется эта замена? (ответы детей)

- Чередованием.

- Ребята, еще одна цель достигнута, мы нашли в предложениях родственные слова и доказали, что они однокоренные.

Физминутка.

  1. закрепление.

- Сейчас мы попробуем составить пары родственных слов, в которых согласные звуки в корне чередуются, т.е. сменяют друг друга.

Работа у доски. (рисунки на доске)

- Это что? - Рука. У маленького ребёнка - ручка.

- Разберём слова по составу. Корни – рук – руч. Есть чередование согласных? Какие согласные звуки чередуются?

Паук-паучок, флаг-флажок (аналогично).

- Как называется замена одного согласного звука на другой в корне слова? (ответы детей)

Самостоятельная работа. (учащимся выдаются карточки с заданиями)

- Образовать слова и выделить корень. Найти согласные, которые

чередуются.

- Проверка задания.

6. Итог урока

Рифмовка.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться:

Бок - …(бочок), друг - …(дружок),

Ухо - …(уши), пух -…(пушок)

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

- Скажите, выполнена ли цель, поставленная перед нами?

7. Рефлексия.

-Выполнили ли мы все цели, поставленные в начале урока?

- Довольны своей работой?

8. Домашнее задание: стр. 121, правило, упр. 80.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ