Конспект урока для 10 класса "Глагол. Правописание глаголов"
Урок русского языка в 10 классе
Тема: Глагол. Правописание глаголов
Цели урока:
-закреплять знания о правописании глаголов,
-развивать умение практически использовать изученный материал
-стимулировать интерес к изучению русского языка
- формировать стремление осознанно выбирать будущую профессию
Ход урока:
І. Психологический настрой на урок.
II Проверка домашнего задания (Эссе «Профессия, о которой я мечтаю...»)
Хотелось бы поговорить о вашей мечте, о том, кем вы представляете себя в будущем. Какая профессия вам нравится? Что о ней знаете?
III Полезные советы из журнала «Профессиональное самоопределение»
Прочитать тексты.
Как увидеть дорогу, по которой следует идти?
Некоторые, выбирая профессию, не думают о своем призвании. У них бывают другие мотивы: кому-то работа нравится из-за того, что она денежная, непыльная, другой выбрал учебное заведение, потому что родители заставили, третий – по принципу «куда все, туда и я». Результат такого выбора часто бывает плачевный: одни бросают работу, другие в силу надобности и безысходности продолжают жить в серых буднях, без радости и успеха. А в итоге страдают и другие: врач выписывает не те лекарства больному, водитель совершает наезды на пешеходов, из-за халатности строителей рушатся дома...
Полезные советы
Выбирая профессию, вы выбираете свой жизненный путь, потому что профессия – это не только способ заработать, но и одно из основных средств реализации жизненных ценностей, целей.
Будущая профессия должна быть в радость. Она должна также пользоваться спросом на рынке труда. Как можно больше узнавай о мире профессий, тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе будущая профессия.
Уже сейчас старайся пробовать себя в разных видах деятельности.Способность менять поле деятельности, получать новые навыки, обучаться и находить радость творчества даже в обыденных делах – залог успеха.
Это интересно!
Повышенным спросом у работодателей пользуются следующие качества специалистов:
1. Умение общаться с людьми
2. Способность к решению проблем
3. Технические навыки
4.Знание компьютера
5. Знание иностранного языка
6. Деловое управление
7. Математический ум
8. Управление деньгами.
(из журнала «Профессиональное самоопределение»)
IY Беседа
- А сейчас давайте узнаем о некоторых современных профессиях
Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.
Коучер – специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании, помогает развитию способности осуществлять движение в нужном темпе и направлении, приводит в действие системы мотиваций человека. Основные требования – коммуникативные навыки, глубокие знания в психологии
Криэйтор - человек, отвечающий за разработку и воплощение новых рекламных идей.
Профайлер - эксперт по выявлению лжи.
Такой специалист может оценить и спрогнозировать поведение человека, анализируя его действия, мимику, жесты и то, как он говорит.
- О каких профессиях вы знаете?
- А сейчас хочу рассказать одну притчу. У людей, занятых одним и тем же делом, спросили, что они делают. Один сказал: «Я таскаю камни». Другой ответил: «Зарабатываю на пропитание». А третий промолвил: «Строю храм».
- В чем смысл притчи?
Учитель: Как видите, одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей.
Мне бы хотелось, чтобы уроки русского языка для вас не были наказанием, не прошли даром, а помогли в будущем утвердиться вам, чувствовать себя уверенным. В любом обществе всегда ценятся люди грамотные, хорошо знающие свое дело.
Представьте, что вы редактор, учитель, профайлер и вам нужно проверить статью, в которой допущены ошибки:
Некоторые люди, выберая професию, не думают о своем презвании. У них бывают другие мативы: кому-то работа нравиться из-за того, что она денежная, непыльная, другой выбрал учебное заведение, потому что ро дители заставели, третий – по принципу «куда все, туда и я». Результат такого выбора часто бывает плачевный: одни брасают работу, другие в силу надобности и безисходности продолжают жить в серых буднях, без радосте и успеха. А в итоге страдают и другие: врач выписываит не те ликарства больному, вадитель совершаит наезды на пишеходов, из-за халатности страителей рушаться дома...
Y. Погружение в тему
Наш урок мы посвятим одной из главных частей речи в русском языке.
Угадайте загадку:
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
- О какой части речи говорится в этом четверостишии?
Русский писатель А.Югов сказал: «Глагол – самая огнепышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».
Цитата станет эпиграфом сегодняшнего урока.
К вашему сведению, 15 % слов художественного текста – это глаголы.
Древнегреческий мыслитель Конфуций говорил:
Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю.
Обратите внимание, сколько глаголов использовал автор для выражения своей мысли. Как вы понимаете значение этих слов?
Сегодня на уроке мы повторим изученное о глаголе, будем закреплять умение правильно писать, употреблять в речи глагол.
Урок проведем в виде просмотра журнала «ГЛАГОЛиЯ», оформленного как рабочая тетрадь для учащегося 10 класса. На страничках данного журнала имеются задания для устного и письменного выполнения, интересная информация, тестовые задания, советы, высказывания знаменитых людей.
YІ. Повторение
С целью повторения частей речи на первых своих страницах журнал предлагает морфологическую разминку.
Сколько в русском языке самостоятельных частей речи?
Необходимо ответить на занимательные вопросы и по угаданным ответам дать определение самостоятельным частям речи.
1. Имя существительное
- Часть слова без окончания (основа)
- Школьная отметка, означающая «отлично» (пятерка)
- Разговор двух или более лиц (диалог)
-К какой части речи относятся ответы?
- Дать определение имени существительному.
2. Имя прилагательное
Загадки – шутки
1. Какой болезнью на земле не болеют? (морской)
2. В какую бочку нельзя налить воды? (полную)
- Дать определение имени прилагательному.
3. Имя числительное
Загадки-шутки
1. Горело 7 свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? (Две)
- Дать определение имени числительному.
4. Местоимение
-Загадки-шутки
- Когда руки бывают местоимениями? (когда вы-мы-ты)
- Дать определение местоимению.
5. Наречие
-Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Ответить на этот вопрос помогут наречия.
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- Дать определение наречию.
6. Глагол
Подобрать синонимы к словам.
Размышлять (думать); беседовать (разговаривать); реветь (плакать)
хохотать (смеяться); разрушать (ломать); глядеть (смотреть).
- К какой части речи относятся ответы?
YII. Закрепление изученного о глаголе (на доске дана схема)
А) Признаки, свойства глагола
-Следующая страничка журнала предлагает рассказать о глаголе, составив кластер (На интерактивной доске даны пустые клетки. Один ученик их заполняет. Пока он заполняет, другие устно рассказывают о свойствах и признаках глагола.)
Вид Вопросы
Спряжение Часть речи
Инфинитив ГЛАГОЛ
Переходность
Род Время
Синтаксическая роль Постоянные и непостоянные признаки Наклонение
-Что такое глагол?
-Как изменяется?
-Какие глаголы являются переходными, какие - непереходными?
-Что такое спряжение?
-Какую синтаксическую роль выполняют глаголы в предложениях? Приведите примеры.
-Что такое инфинитив?
-В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
- Когда можно определить род глагола?
Б) Правописание глаголов (прослушать устные ответы учащихся по схеме)
-ТСЯ -ТЬСЯ -РАСТ- -РАЩ- -РОС-
-ГОР- -ГАР- -ЛАГ- -ЛОЖ-
-КЛОН- -КЛАН- -КОС- -КАС- ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ
Мягкий знак после шипящих в глаголах -БЕР-, -БИР- -ПЕР-, -ПИР- -ДЕР-, -ДИР- -ТЕР-, -ТИР- -МЕР-, -МИР- -СТЕЛ-, -СТИЛ- -БЛЕСТ-, -БЛИСТ- Правописание НЕ с глаголами
- Рассказать:
1) о чередующихся гласных в корнях глаголов: -гор-, -гар-; - раст-, -ращ-, -рос-; -кос-, -кас-; - лаг-, -лож-; -клон-, -клан-; -бер-, -бир-, - тер-, -тир- и др.;
2) о правописании –тся и –ться;
3) о правописании мягкого знака после шипящих в глаголах;
4) об определении спряжения глаголов при безударных личных окончаниях.
5) Назвать разноспрягаемые глаголы.
6) Рассказать о правописании НЕ с глаголами.
-Назвать другие глаголы, которые без НЕ не употребляются.
Словарная работа.
-Обратить внимание на некоторые глаголы, пишущиеся с НЕ слитно:
невзлюбить, невзвидеть, несдобровать, недомогать, недолюбливать, недоумевать, недоставать, недоглядеть.
IХ Письменная работа в тетрадях и на интерактивной доске.
Вставить пропущенные буквы, устно объяснить:
(Два ученика работают у доски, остальные - в тетрадях. После выполнения ученики проверяют записи на доске.)
1-ый ученик: г..реть, подр..стать, надо учит..ся, к..сается; предл..гают, р..сли, бл..стит, покл..н, заб..раешь, спряч...
2-ой ученик: заг..р, ст..лется, предл..жить, к..снется, скл..нять, р..сток выр..щивать, ход...шь, он учит..ся
Х Самостоятельная работа
Г) Определить вид и спряжение глаголов, проспрягать по выбору два глагола (I и II спряжения)
Стелить, заходить, дышать, выдумать, убегать, посмотреть.
-Используя глаголы, составить предложения.
ХI. Работа с фразеологизмами.
Объяснить значение фразеологизмов, заменив их глаголами: вставлять палки в колеса (мешать), сесть в калошу (попасть в неловкое положение), делать из мухи слона (преувеличивать), за двумя зайцами погнаться (не закончив начатое дело, браться за другое, показать где раки зимуют (угрожать), жить как кошка с собакой (враждовать,ссориться), водить за нос (обманывать).
ХII. Домашнее задание
1) упр.200, стр. 142;
2) выполнить тестовые задания в учебнике (стр. 147-148)
XIII. Работа с тестами.
-Говорят, «хочешь получить грант завтра - готовься сегодня». Предлагаю выполнить тестовые задания (Дети выполняют тесты, а затем организуют взаимопроверку. Ответы высвечиваются на интерактивной доске.)
Проверь себя и друга!
Вариант 1
1. Антонимы выражены глаголами:
А) красиво-прекрасно В) веселиться – грустить
С) быстро- медленно Д) день-ночь Е) молодой – старый
2. Найти словосочетание, в котором слова связаны способом управления
А) слушать песню В) теплая шуба С) легко ходит
Д) по широкой дороге Е) прочитанная книга
3. Указать глагол первого спряжения
А) лететь В) лепить С) дышать Д) летать Е) решить
4. В каком предложении употреблен безличный глагол?
А) Я остановился в гостинице.
В) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.
С) В глазах у меня потемнело.
Д) Девочка перестала плакать.
Е) Что посеешь, то и пожнешь.
5. Где мягкий знак не пишется?
А) печ.. пироги В) зажеч.. лампу С) читаеш.. книгу
Д) необходимо подстрич..ся Е) радует..ся успеху
6. В каком глаголе пишется буква а?
А) подг..рает . В) изл..гает С) покл..нился
Д) выр..сли Е) разл..жить
7. Какую синтаксическую роль выполняет глагол в предложении: Учиться – наша главная задача.
А) подлежащее В)сказуемое С) обстоятельство
Д) определение Д) дополнение
8. В каком предложении глагол употреблен в прямом значении?
А) Речка спит В) Ребенок проснулся С) Часы идут
Д) Дни бегут Е) Ветер воет.
9. Указать нужную форму глагола в предложении: Дворники на тротуаре (колоть) лед.
А) колят В) колоют С) колит Д) колет Е) колют
10. Главный член определенно-личного предложения выражен:
А) глаголом-сказуемым в форме 3 лица множественного числа
В) безличным глаголом
С) глаголом-сказуемым в форме 1,2 лица единственного и множественного числа
Д) существительным Е) краткой формой прилагательного
Вариант 2
Найти глаголы-синонимы:
А) смешной-забавный В) хорошо – прекрасно
С) воевать – сражаться Д) друг – приятель Е) плакать -смеяться
2. Найти словосочетание со способом примыкания
А) прекрасный день В) крепко спит С) письмо другу
Д) наши друзья Е) смотреть телевизор
3. Найти глагол второго спряжения
А) брать В) решать С) гонять Д) брить Е) кричать
4. В каком предложении нет безличного глагола?
А) В лесу легко дышится В) Пахнет весною. С) Дорогу осилит идущий. Д) Мне нездоровится. Е) Вот уже светает.
5. Где мягкий знак пишется?
А) Мальчик купает..ся в речке. В) Ребенок улыбает..ся.
С). Завтра начинают..ся каникулы. Д) Хочется прикоснут..ся к стене
Е) Скоро распустят..ся подснежники.
6. В каком глаголе пишется буква о?
А) подр…стать В) предпол..гать С) предл..жить
Д) прик..саются Е) кл..няется
7. Какую синтаксическую роль выполняет глагол в предложении: Ученики поехали на соревнования.
А) сказуемое В) подлежащее С) обстоятельство
Д) дополнение Е) определение
8. В каком предложении глагол употреблен в переносном значении?
А) Мы идем домой. В) Дети поехали в лагерь.
С) Огни ярко светятся. Д) Самат быстро уснул.
Е) Дни бежали быстро.
9. Указать нужную форму глагола в предложении: Буря мглою небо (крыть).
А) кроят В) крыет С) кроет Д) кроют Е) кроит.
10. Главный член неопределенно-личного предложения выражен:
А) именем существительным
В) глаголом-сказуемым в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени
С) глаголом в форме 1,2 лица единственного и множественного числа
Д) безличным глаголом
Е) неопределенной формой глагола
Ключи ответов
Вариант 1 1) В 2) А 3)Д 4)С 5) Е 6)В 7)А 8)В 9)Е 10) С
Вариант 2 1) С 2) В 3)Е 4) С 5)Д) 6)С 7) А 8) Е 9) С 10) В
XIY Подведение итогов урока, оценивание
XY Рефлексия
Что узнали нового на уроке?
Что удалось сделать? Довольны ли собой?
Хамитова Куралай Тулегеновна,
учитель русского языка и литературы Донской СШ
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ