Конспект урока для 2 класса на тему «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»

Урок русского языка во 2 классе

Комова Лариса Михайловна, учитель начальных классов

Тема: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»

Цель:

создание условий для ознакомления учащихся с одушевленными и неодушевленными предметами, применения имеющихся знаний в практической деятельности;

развитие умения ставить и решать проблему; развитие мышления, речи;

побуждение учащихся к активности, самостоятельности; воспитание умения сотрудничать на уроке.

Формируемые УУД

Познавательные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.

Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.

Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.

Личностные: самоопределение, самооценка.

Осваиваемые понятия

одушевленные и неодушевленные предметы

Планируемые результаты урока

Учащиеся будут учиться различать слова-предметы и правильно задавать к ним вопросы кто? что?

Ресурсы

Учебник «Русский язык». 2 класс (Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы)

Оборудование: предметные картинки, таблички со словами, текстами, компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Личностные УУД

1.Психологический настрой детей на урок, проверка готовности к уроку:

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, посмотрели

Друг на друга, на гостей,

Встали прямо, тихо сели.

Слушайте меня скорей!

2.Гимнастика для пальчиков рук.

1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.

2.Две веселые лягушки ни минуты не сидят –

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

- Откройте свои тетради, запишите число, «Классная работа».

II. Актуализация знаний.

Регулятивные УУД

1.Чистописание

Кк кк ки кл

Кто зимой белый, а летом серый?

На какой вопрос отвечает слово отгадка?

2.Словарная работа.

Знакомство с новыми словами для запоминания: Москва, человек.

а) Отгадайте ребус, запишите слово:

1 2 3 4 5 6 7

С А

М О С К В А

-На какой вопрос отвечает слово «Москва»?

-Подберите и запишите однокоренные слова: москвичи, московский. Задайте вопросы к словам.

Дополните пословицы: И не сразу строилась.

(Сразу ничего не делается, на всё нужно время)

- слезам не верит.

(Так говорят, когда чьи-то слёзы, жалобы не вызывают сочувствия, не могут пмочь)

б Прочитайте пословицы и поговорки. Какое слово повторяется? Как ты понимаешь их смысл?

— Человека ценят по его делам.

-Ложь человека не красит.

Труд человека кормит, а лень портит.

-На какой вопрос отвечает слово «человек»? Запомните, как пишутся эти слова.

IV. Постановка проблемы. Открытие нового знания.

Работа по учебнику, стр. 35

- Рассмотрите картинку.

Чему так удивился Петя Зайцев?

- Вспомните, какие вопросы мы задаём к словам-названиям предметов?

Что же могло произойти, раз табуреточка ожила?

- А в жизни так происходит?

- Задайте по рисунку вопросы к словам.

-Почему к одним словам мы задаем вопросы кто? К другим что? Что обозначают эти слова? Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Прочитайте название раздела.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Прочитайте стихотворение ( на экране)

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Котёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

Найдите и запишите слова, отвечающие на вопрос кто?

(Котёнок, собака)

Слова, отвечающие на вопрос что?

(Утюг, пенал, конфеты, стол, дождь)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Животных и людей)

— Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?(Неживые предметы)

Ребята, слова, отвечающие на вопросы кто? что? являются частью нашей речи. А кто из вас знает, какой частью речи являются эти слова? Почему их так называют?

Озвучивание записи хором за учителем, затем индивидуально.

4. Работа по учебнику. Упр. 48

Выполняется по заданию.

_ какие слова вы бы дописали в каждый столбик?

Вывод: о людях и животных спрашивают кто?, о других предметах – что?

Это – имена существительные.

5. Фронтальная работа:

Найди ошибки и объясни:

Кто? Дом, мама, кит, космос, дерево, щенок.Что? Машина, человек ,воробей, город.

Гимнастика для глаз (вращение глаз по кругу, влево, вправо, вверх, вниз)

Физминутка

Называю слова, если, слово отвечает на вопрос Кто? – хлопают, отвечает на вопрос Что? – топают. (Артист ,город, девочка, карандаш, народ, собака ,ранец, ребята, человек).

V. Закрепление знаний

1) Работа в парах (на партах лежат картинки)

Выберите картинку и задайте вопрос друг другу: Кто это?, Что это?

2) Дифференцированная работа по группам (даются задания разной сложности на карточках).

1 группа – Составить предложения по схемам:

Что? что? что? – это овощи. Кто? построил (что ?) из песка? В лесу живут (кто?), (кто?) и (кто?).

2 группа – Кому из сказочных героев принадлежат эти заветные желания. Соедини пары слов и поставь к ним вопросы Кто?, Что?

Хочу чистую посуду!– Хочу, чтобы ведра сами за водой пошли!– Хочу летать! – Хочу золотые колокольчики! – Хочу золотой ключик!

ЛягушкаЕмеляЗолотой ХохолокСтаруха Карабас-Барабас

колокольчикипосудаключикведропрутик

3 группа – Вставь пропущенные слова, задай к ним вопросы Кто? или Что?. Озаглавьте текст.

Стояла поздняя _______. ______всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный_______ яростно трепал ____ деревьев. Над полями звучала грустная ______ журавлей. Наступила ненастная ________ .

Слова для справок: осень, солнце, ветер ,ветви, песня, пора.

4 группа – Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Стоит октябрь. Льют частые дожди. Листья с деревьев опали .Пусты поля. Соловьи, стрижи, ласточки покинули свои гнёзда Тянуться к югу журавли, утки.

(Выполненную работу ученики проверяют по карточкам, на которых правильно выполнено задание. Для учащихся, которые выполнят быстро свою работу: придумать слова на вопросы Кто?, Что?).

3) Самостоятельная работа по учебнику: с.36 , упр.49

Выполняется по заданию

Проверка – сверка с изображением на экране.

Игра на развитие творческого воображения

«На что похожи эти изображения?»

(ЧТО? Фонарь, шар, ракетка)

(ЧТО? Волна, нитка, КТО? Змея)

(ЧТО? Листок, капля)

VI. Рефлексия

Регулятивные УУД

- Вот и закончился наш урок.

- Чему учились?

- Чему удивились?

- У кого знаний стало больше?

- Я очень рада, что у вас у всех знаний значительно стало больше.

Спасибо за урок. Молодцы!

VII. Домашнее задание:

Упр. 34 с.18 («Дидактический материал»)

Литература:

Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.

Русский язык.1-2 классы: Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е,доп.-М.: Баласс,2007.-288с.(Образовательная система «Школа 2100».

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык. Учебник для 2 –го класса ( 1-4).Серия «Свободный ум ».-М. «БАЛАСС»,С –инфо, 2009.-160 стр.: ил.

250 лучших диктантов по русскому языку для начальных классов/ Авт –сост.И.А.Гимпель.-Мн.:Полиграфмаркет,1998,-128с.

Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 9, 2005 г. ,№ 4

http://www.numi.ru/downloadrus.php?id=5465







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ