Конспект урока для 10 класса "Глаголы переходные и непереходные"

Урок 101. (6 класс)

Глаголы переходные и непереходные. (§ 82)


Знать: о переходных и непереходных глаголах.

Уметь: различать переходные и непереходные глаголы.

Ход урока


I. Устная синтаксическая пятиминутка.


Огромная гора сотрясалась от страшного грохота, и черно-серая туча дыма и


пепла поднималась над ее вершинами.


  • Составьте схему предложения.


  • Из 1-й части предложения выпишите глагол, разберите его по составу. Приведите примеры однокоренных слов.


11. Наблюдения на с. 191 (§ 82).


  • Знакомство с теоретическими сведениями на с. 192.


  • Упр. 475 (частично выполняется коллективно, частично—са­мостоятельно).


III. Запись примеров с заданием указать переходные глаголы.


Не участвовал в экспедиции, не увидел ошибки, не построили жилищ, не


чувствовала неприязни, не было препятствий, ненастье не прекраща­лось, ребенку


нездоровилось, не преследовал неприятеля.


Назовите глагол с нулевым окончанием. На что оно указы­вает?


IV. Запись предложения


Заливается-стонет ветер, гнет в поле одинокую голую березку.

(И. Бунин.)


Как вы думаете, почему Бунин пишет глаголы через дефис, а не через запятую? Что изменилось бы в картине осени, если бы они писались через запятую?


(всего одно предложение, но это це­лая картина!)




Урок 101. (6 класс)








  • Замените эпитеты определительными прилагатель­ными.


Что изменится в предложении?


  • Учащимся сообщается о том, что у Бунина часто можно встре­тить написание


глаголов через дефис. Второй глагол как бы «до­рисовывает», уточняет картину, делая


ее более яркой, образной. Он как бы подчеркивает одновременность двух действий.


Это один из приемов Бунина, который помогает ему, по словам


А. Твардов­ского, «обходиться малым числом слов для достижения наиболь­шей


выразительности».



1) ... Ветер звоном отдаленным гудит-поет...


2) Что шумит-звенит за­рею? (о ковыле в степи).


3) И бегут-змеятся волны быстрой, гибкой по­лосой.


  • Определите переходность глаголов.

……………………………………………………………………………………………..








Домашнее задание: § 82, упр. 478.


2


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ