Конспект урока на тему «Какие слова-синонимы»

Конспект урока на тему «Какие слова-синонимы»



Цели:

1)дидактическая: уточнение понятия «конфликт», анализ конфликта с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения;

2)коррекционная: коррекция вербального мышления на основе решения проблемных ситуаций;

3)воспитательная: развитие навыков поведения, позволяющих преодолеть конфликт; обучение правилам сотрудничества в конфликтных ситуациях.


Оборудование: дидактический материал (таблица с понятиями); анкета; раздаточный материал; словарные слова, определение по теме.


План занятия:

I. Оргмомент: сегодня на занятии мне нужны будут ваше участие, поддержка для того, чтобы разобраться в новой теме. А её название я предлагаю вам прочитать на доске:

II. Вводная беседа:

- в вашей жизни происходят конфликты?

- как часто это бывает?

- между кем могут происходить конфликты?

III. Сообщение темы и работа по ней: мы будем говорить о конфликте и возможных путях его разрешения.

-Взаимоотношения между людьми Далеко не всегда прозрачны и ясны. Часто они принимают конфликтный характер. Что же такое конфликт? Я предлагаю вам завершить начатое предложение.

На доске: КОНФЛИКТ – это…

1)работа с таблицей (у каждого на парте раздаточный материал):

а)мои понятия: б)мои мысли:

ссора меня хотят обидеть

спор меня хотят оскорбить

борьба взглядов меня подавляют

состязание хотят посмеяться

выяснение мнений хотят выяснить отношения


в)мои чувства: г)мои действия:

удивление я соглашаюсь

раздражение я иду на уступки

тревога я доказываю

злость я ищу сотрудничество

спокойствие я вступаю в диалог


На доске (по ходу разбора таблицы вывешиваются слова):

ссора проверка отношений

спор защита достоинства

драка Конфликт – это… взглядов

разборка мнения

дуэль точки зрения

- Что думает человек в конфликтной ситуации? Что вы думаете во время происходящего? Какие мысли вас посещают?

-Что чувствует человек во время конфликтной ситуации? Какие чувства испытываете вы?

Из полученных ответов составляется фраза на листочках каждым воспитанником.

Следовательно, мы сказали, что конфликт – это спор, ссора и т.д. Но конфликт – это не всегда спор или ссора. Он имеет и положительное воздействие. Например, это возможность проверить и выяснить человеческие взаимоотношения, это способ защиты своего достоинства (т.е. самоуважения), мнения, интересов, взглядов на какой-либо вопрос, проблему, точки зрения.

2)словарная работа: существует несколько определений понятия «конфликт». Это слово означает в переводе с латыни столкновение. Конфликт- это психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

Бытовое определение (т.е. повседневное) конфликта – это ссора.

-Между кем чаще всего происходят ссоры в жизни?

Показ наглядности: определить, кто изображён на иллюстрации?


Опираясь на ответы учащихся, делается вывод: наиболее распространённые – это семейные конфликты, в общественном транспорте, между соседями.

-А что характерно для ссоры?

3)работа с наглядностью: какие внешние проявления сопровождают конфликтную ситуацию? Это – громкие крики, взаимные оскорбления, жесты.

Анализ учащимися предложенной ситуации на картине, нахождение внешних признаков конфликта. Сейчас я приведу вам один пример, и мы его попробуем разобрать с точки зрения нашей темы: «Вы идёте по коридору школы. Видите двух ваших знакомых, которые разговаривают между собой. При вашем приближении они замолкают, обмениваются взглядами, понимающе улыбаются друг другу. Пройдя мимо, вы случайно оборачиваетесь и видите, что они смотрят вам вслед. Неожиданно, встретив ваш взгляд, они отводят глаза и что-то начинают говорить друг другу. Между вами не произнесено ни единого слова, но вы уверены, что это – конфликт».

- Есть ли в этой ситуации то, что характеризует ссору?

Всегда ли конфликт – это ссора? Вывод – нет. Ссора может сопутствовать конфликту, но это – лишь не самый лучший способ выражения накопившихся эмоции. Анализ иллюстраций: есть ли на ней внешние признаки ссоры?

4)практические упражнения.

Всегда есть пути мирного разрешения ситуации. Вам предлагается разделиться на 3 группы для обсуждения предложенной проблемы (дети рассаживаются по симпатиям).

Задание: разрешить конфликт таким образом, когда человек не скрывает своего чувства, не делает вид что всё в порядке, но при этом никого не обижает и не оскорбляет.

Раздаточный материал: для первой группы.

Задание надо было сделать к понедельнику. В понедельник сказали, что последний срок будет в среду. В среду на уроке учительница спрашивает: «Где твоё задание?». Ты честно сознаёшься: «Забыл». Опускаешь глаза и ждёшь, что будет дальше. Учительница…

Для второй группы:

Друг взял у тебя взял флэшку на 3 дня, чтобы записать фильм. Флэшка тебе нужна, чтобы работать на компьютере. Прошло 3 дня, а её нет. Ты звонишь другу и говоришь…

Для третьей группы:

Ты обещала маме быть дома сразу после школы или позвонить, если ты задерживаешься. Но ты встретилась на улице с подружками, разговорилась с ними и не заметила, как пролетело 2 часа. Конечно, ты не позвонила. Возвращаешься домой, мама открывает дверь и говорит…

Ответы воспитанников и предлагаемые пути решения проблемы.

Вывод: возможно всегда положительное решение конфликта. Для этого существуют различные способы: если это конфликт двух людей, то они вступают в диалог. Продолжение работы с таблицей: выбор учениками вариантов из столбика «Мои действия». Если вы не хотите обострять и портить отношения с человеком, то просто соглашаетесь, но каждый остаётся при своём мнении. Можно пойти на взаимные уступки – это компромисс, пойти на дальнейшее сотрудничество (взаимодействие) и разрешить ситуацию до конца. Можно прибегнуть к помощи третьей стороны, которая вас помирит. Показ наглядности и анализ иллюстраций.

На доске вывешиваются слова:

диалог согласие компромисс сотрудничество

5)анкетирование подростков (на листочках раздаются вопросы).

- А как вы контролируете свои чувства, реакции и действия в ходе возникшего конфликта?

- Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты, выбрав один из вариантов (подчеркнуть). Постарайтесь ответить откровенно и искренне. Все ли вопросы вам понятны?

Анкета:

1.Когда я сержусь, мой гнев управляет мной (да/нет).

2.Когда я конфликтую с кем-нибудь, я обязательно должен победить (да/нет).

3.Я использую физическую силу, чтобы добиться своего (да/нет).

4.Я думаю, что если нам удаётся разрешить конфликт, мы оба чувствуем себя победителями (да/нет).

5.Когда я злюсь, лучший способ добиваться своего – это крик (да/нет).

6. Если я успокоюсь и перестану злиться, то я смогу решить, что делать дальше (да/нет).

7. В жизни невозможно обойтись без конфликтов, поэтому полезно знать, как лучше разрешить наши проблемы так, чтобы никто не чувствовал себя обиженным (да/нет).

Подсчёт ответов, каких вариантов больше и на какие вопросы.

Вывод: в любой ситуации можно проявить сдержанность, сделать вид, что ничего не произошло, можно исходить из позиции: раз мне плохо, пусть будет плохо и другому. Но можно найти мирный способ. Перечислите их.

IV. Итог занятия:

- Одинаково ли люди думают об одном и том же?

- К чему приводят разногласия между людьми?

- Как ведут себя люди в ситуации конфликта?

- Помогают ли крики, ругань, обидные слова, драка?

- Можно ли решить конфликт так, чтобы никто не чувствовал себя побеждённым?

- Можно ли решать конфликты, используя физическую силу?

- Нравится ли вам быть в роли конфликтующих?

- Может ли быть воздействие конфликтов на их участников положительным?

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ