Конспект урока по теме «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня»

Конспект урока по теме

«Удвоенные согласные на стыке приставки и корня»


Задачи:

- познакомить учащихся с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня

- развивать способности различать удвоенные согласные в корне слова и удвоенные согласные на стыке приставки и корня

- воспитывать творческую активность учащихся

- воспитывать уверенность в себе, своих силах


Ход урока:

1. Организация начала урока.

Проверить, всё ли готово к уроку, стульчик правильно стоит?

- Сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь к ним, улыбнитесь и тихонечко садитесь.


Чтоб сегодня наш урок всем пошёл ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять, слушать, думать и вникать.(слайд 1)


2. Минутка чистописания. Прописываем удвоенные согласные.

А) прописываем удвоенные согласные

сс нн пп лл мм кк

б) – Я читаю вам загадки, а вы запишите отгадки.


Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный (класс)


Многим вам она знакома,

В ней купаться можно дома.

Что же это за предмет?

Догадались или нет? (ванна)


Простудился я вчера,

Голова болит с утра.

Я закашлялся, охрип.

У меня, наверно, (грипп)


Вдоль дорожки по бокам

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут (аллея)


Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000г.

(килограмм)


Есть спортивная игра,

В её названии – два «к».

Играя, клюшкой шайбу бей,

Игра известная… (хоккей)


Проверка на слайде.(слайд 2)



3. Повторение знаний о составе слова.


Подберите однокоренные слова к слову «класс», «грипп».


-Для чего нужно знать как можно больше однокоренных слов? (пополнить свой словарный запас, уметь подбирать проверочные слова)


Маша и Алёша ученики 3 класса подбирали однокоренные слова к слову «хоккей».

Вот, что у них получилось:


Маша: хоккей, хоккеист, хоккейная.


Алёша: хоккей, хоккея, о хоккее. (слайд 3)



- Кому удалось выполнить задание верно, без ошибок?

Ответы детей: Маше.

- Докажите.

- Одинаковый корень.

- Но у слов Алёши тоже одинаковый корень.

- Одинаковый смысл.

- Но у слов Алёши тоже одинаковый смысл.

Выясняем, что у слов Алёши изменилось только окончание. А при подборе однокоренных слов должно измениться не окончание, а приставки или суффиксы.

Письменно докажите, что Маша права. Что будете делать?

- Разбирать по составу.


Вспоминаем алгоритм действий.(плакат)

  1. Выделяем окончание.

  2. Выделить основу.

  3. Выделить корень.

  4. Выделить приставку.

  5. Выделить суффикс.


Один у доски, остальные в тетради.(слова написать на карточках).


4. Какие орфограммы мы повторяли?

Зачем мы повторяли? (наверное, нам это поможет в новой теме)


5. Домовёнок Афанасий пришёл к вам за помощью. Он принёс слова и говорит, что одно слово лишнее, но не знает, какое. Помогите ему.


Рассада

Коллектив

Группа (слайд)



Работа в группах, выясняя лишнее слово.

Каждой группе даётся карточка со словами.

(слова даны на карточках)


Вывод: удвоенные согласные могут быть в корне, а могут быть на стыке приставки корня.

Что такое стык? (соединение вплотную приставки и корня)

Воспользоваться словарём. Прочитать статью в словаре. Что обозначает слово стык.


6. Закрепление темы.

А) на компьютере: «рассаживаем» слова на ёлочку для двух белочек. Что будете делать, чтобы правильно распределить слова? (выделять в словах приставку и корень)

Б) На слайде слова: Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул,

аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил.


Прочитайте слова. Спиши слова в два столбика, в один – с удвоенной согласной в корне, в другой – с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

Проверка на слайде.



Что можете сказать о слове одноклассник? (слайд)


Подчеркни в словах знакомые орфограммы.

7. Физминутка.

Один ребёнок выходит к доске и выполняют знакомую физминутку.


8. Игра «Волшебники».(слайд)



Работа в группах.

Задание: образовать от данных слов однокоренные слова с удвоенной согласной при помощи приставки.


Срок, целина, след, звук, длина, конь, сказать,

сердитый, сторона, окно, дерево, зуб, писать


Слова на доске написаны столбиком, а рядом учащиеся должны написать получившееся слово.

Проверка работы группы. Выясняем, все условия задания выполнены?

* Слова однокоренные?

* Имеют удвоенные согласные?

* Образованы при помощи приставки?


9. Работа с текстом.

Дан текст на карточках.


В субботу наш класс побывал на экскурсии в музее. Там нам удалось хорошо рассмотреть разные картины. Экскурсовод показывала интересные коллекции русских художников и рассказывала историю их возникновения. На одной из картин мы увидели беззащитного птенца. На другой картине – бессловесный крепостной крестьянин честно работал на злого барина.


Докажите, что это текст.

Озаглавьте.

Назовите главную мысль.

Выписать слова с удвоенными согласными: мальчики – слова с удвоенными согласными в корне, а девочки- с удвоенными согласными на стыке приставки и корня. Какие слова не выписал никто? (слова с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса).

Найдите в тексте слова на разные правила:

- правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

- правописание парных согласных в корне слова

- сложные слова

- предлоги со словами


10. Итог урока. (слайд)

- Над какой темой работали на уроке?

- Что нужно сделать, чтобы выявить удвоенную согласную на стыке приставки и корня?

- Какие орфограммы повторяли в течение урока?


Игры на конец урока.



1) На слух определите слова с удвоенной согласной и хлопните один раз.


Спросите, не повысив тона,

Что больше, центнер или тонна?

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.,

Радиоволна идёт сквозь стену,

Мы её поймаем на антенну.

Если пьёте в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп



2) Написать за доской или на карточках предложения.


В саду растёт малинник.

Наступила весенняя оттепель.

Группа детей играла во дворе.

Пассажиры покупали билеты в кассе.

Бабушка продавала рассаду огурцов.

Летний рассвет очень красив.


- Выписать слова с удвоенной согласной.

- Разобрать слова по составу.(пользуемся алгоритмом)

- Назови слова с удвоенной согласной в корне? На стыке приставки и корня?


3) Компьютерная игра, выявляющая умение учащихся разбирать слова по составу.(«Семейный наставник». 3класс. Русский язык.)

8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ