Урок на тему «Письмо и развития речи в 8-м классе»
ГКСОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Урок на тему «Письмо и развития речи в 8-м классе»
Учитель Алексеева Ольга Александровна.
2012 г.
Пояснительная записка.
Данный тематический план составлен в соответствии с программой под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида // ВЛАДОС, 2000 г) из расчёта 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используется учебник Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской // М., Просвещение, 2006 год.
В тематический план включены следующие разделы:
-Состав слова
-Имя существительное
-Имя прилагательное
-Личные местоимения
-Глагол
-Предложение
-Повторение изученного за год
В процессе изучения этих тем проводится работа по развитию связной устной и письменной речи, которая включает в себя работу с деформированным текстом, изложение, сочинение, составление рассказа по опорным словам, продолжение рассказа по его началу, а также работа над формированием приёмов делового письма (объявление, заявление, объяснительная записка, автобиография), частного письма, поздравительной открытки.
Кроме ежеурочной работы, в план включены специальные уроки по развитию связной письменной речи.
В целях контроля усвоенных знаний запланировано 8 контрольных работ.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец года.
Учащиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
-разбирать слова по составу (несложные случаи);
-различать части речи;
-строить простое распространённое предложение, предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение и сочинение с помощью учителя;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарём.
Учащиеся должны знать:
-части речи;
-наиболее распространённые правила правописания слов (безударные гласные в корне, сомнительные согласные в корне, гласные после шипящих, падежные окончания существительных, раздельное написание предлогов, личные окончания глаголов, «ь» после шипящих).
I четверть (37 часов)
Дата
№ урока
Тема
Задачи урока
Работа над связной речью
Словарная работа
1-2
Предложения простые и сложные.
Формирование на-выка различать простое и сложное предложение, сос-тавлять предло-жение из двух про-стых, как с союзами, так и без них.
3
Сложное предложение с союзами и без них
Конституция,
Отечество, гражданин
4-5
Знаки препинания в сложном предложении
Учить расставлять запятые в сложном предложении
Составление рассказа по опор-ным словам
6
Предложения с однородными членами
Закрепить знания учащихся об однородных членах предложения и знаках препинания при них.
7-8
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
9
Повторение по теме «Предложение»
Практическое повторение знаний о предложении.
10
Развитие речи:
Объяснительная записка
Дать представление об объяснительной записке как жанре делового письма.
Составление объяснительной записки.
Словарный ди-ктант из слов, изученных в 7 классе.
11
Контрольная работа по теме «Предложение»
Контроль за уров-нем усвоения про-граммного мате-риала.
12-13
Однокоренные слова
Продолжить фор-мирование навыка выделять корень в слове и подбирать однокоренные сло-ва.
14
Состав слова: суффикс, приставка
Продолжить фор-мирование навыка разбора слова по составу.
15-16
Орфограммы корня
Обобщение знаний учащихся об ор-фограммах корня, тренировка в право-писании слов с изученными орфо-граммами.
Раскрытие содер-жания части текста с помощью опор-ных словосо-чета-ний.
17
Правописание приставок
Продолжить фор-мирование навыка правописания при-ставок.
Продолжение сказки по опорным словам.
Демократия
Демонстрация.
18
Приставка и предлог
Совершенствование навыка раздельного написания предло-гов.
Составление рас-сказа по картинкам.
19-20
Сложные слова
Продолжить фор-мирование навыка разбирать и сос-тавлять сложные слова с помощью соединительных гласных.
Составление пре-дложений из слов с иноязычными корнями (микро-, теле-, фото- и т.д.
Аэродром, типография, телеграф, электростанция.
21
Повторение по теме «Состав слова»
22
Развитие речи: Автобиография
Познакомить с автобиографией как жанром делового письма.
Написание автобиографии.
23
Повторение по теме «Состав слова»
Практическое пов-торение сведений по теме.
Словарный диктант
24 -25
Контрольная работа по теме «Состав слова» и её анализ
Контроль за уров-нем усвоения про-граммного матери-ала.
26
Части речи
Обобщить знания об известных час-тях речи, учить различать части ре-чи и находить их в тексте.
Образование
квалификация
27
Имя существительное как часть речи
Обобщить знания о грамматических ка-тегориях существи-тельных, познако-мить с ролью су-щеествительных в тексте.
«Словесное рисо-вание» с помощью существительных.
28
Имя собственное
Продолжить фор-мирование навыка правописания соб-ственных имён су-ществительных
29
Существительные в единственном числе с шипящей на конце
Продолжить фор-мирование навыка правописания су-щеествительных с шипящей на конце
Продолжить ска-зку по её началу, используя опорные слова.
Крепыш
Ловкач
30
Склонение существительных в единственном числе
Учить изменять существительные по числам и падежам.
.
Национальность
Территория
31-33
Правописание паде-жных окончаний имён существительных в единственном числе
Продолжить фор-мирование навыка правописания паде-жных окончаний сущ-х в един-ственном числе.
Деление текста на части, составление плана
34
Развитие речи: сочи-нение-описание кар-тины Кустодиева «Масленица»
Продолжить фор-мирование умения описывать картину, опираясь на вопро-сы.
35
Правописание падеж-ных окончаний имён существительных во множественном числе
Продолжить фор-мирование навыка правописания паде-жных окончаний сущ-х во множест-венном числе.
Расположение час-тей текста в нужной последовательности
Экскаватор
Элеватор
Экскалатор.
36-37
Развитие речи: сочинение «Спасибо тебе, лес»
II четверть (27 часов).
Дата
№ урока
Тема
Задачи
Работа над связной речью
Словарь
1-2
Существительные с шипящей на конце.
Продолжить форми-рование навыка пра-вописания сущеест-вительных с шипя-щей на конце.
3-4
Несклоняемые существительные
Познакомить учащих-ся с несклоняемыми существительными.
Фойе, кафе, пианино, по-ни, шимпанзе,
Кенгуру.
5-6
Повторение и обоб-щение по теме «Имя существительное»
Повторить и система-тизировать знания учащихся по теме.
Деловое письмо. Адрес отправителя и получателя.
7-8
Контрольная работа по теме «Имя сущее-ствительное» и её аннализ.
Контроль за уровнем усвоения програм-много материала.
9
Развитие речи: сочинение по картине.
Продолжить форми-рование умения пи-сать сочинение по коллективно состав-ленному плану.
10
Имя прилагательное как часть речи.
Дать понятие о роли прилагательного в речи, учить находить прилагательные в тексте, а также ис-пользовать прилага-тельные при состав-лении предложений.
Составление пред-ложений с испо-льзованием древних выражений
Галантерея
Кулинария
11
Согласование прила-гательного с сущест-вительным.
Упражнять учащихся в согласовании при-лагательных с суще-ствительными.
Словарный диктант
12-13
Родовые окончания прилагательных
Учить выделять окон-чания прилагатель-ных, изменять прила-гательные по родам.
14-15
Правописание безу-дарных окончаний имён прилагательных.
Учить проверять око-нчания прилагатель-ных при помощи вопросов.
Составление пред-ложений с данными словами.
Экспедиция
Континент
16
Притяжательные при-лагательные.
Учить образовывать притяжательные при-лагательные
Расстановка пред-ложений в нужном порядке.
17-19
Склонение притяжа-тельных прилага-тельных
Формировать навык склонения притяжа-тельных прилага-тельных
Составление текста из частей, озаглав-ливание текста.
20-22
Повторение по теме «Имя прилагатель-ное»
Систематизировать знания учащихся об имени прилагатель-ном.
Восстанавление по-рядка частей текста по заданному плану
Искусство
Фестиваль
Абонемент
23-24
Развитие речи: сочинение по картине.
Продолжить форми-рование умения пи-сать сочинение по коллективно состав-ленному плану.
25-26
Контрольная работа по итогам 2-й четверти и её анализ.
Контроль за уровнем усвоения програм-много материала.
27
Урок занимательного языкознания.
Воспитание интереса к изучению русского языка.
III четверть (39 часов)
Дата
№
урока
Тема
Задачи урока
Работа над связной речью.
Словарная работа
1
Личные местоимения
Формировать предста-вление у учащихся о местоимении как «заме-стительной» части речи.
2
Лицо и число местоимений.
Формировать умение определять лицо и число местоимений.
Словарный диктант
3
Местоимения 3-го лица единственного лица.
Формировать умение находить местоимения 3-го лица в тексте.
Замена местои-мений сущест-вительными.
4
Склонение местоимений 1-го лица
Формировать умение склонять местоимения 1-го лица
Диалог: согла-сие и возра-жение.
5
Склонение местоимений 2-го лица
Формировать умение склонять местоимения 2-го лица
Диалог: согла-сие и возра-жение.
6
Склонение местоимений 3-го лица
Формировать умение склонять местоимения 3-го лица
Сокращение текста
7-8
Правописание местои-мений с предлогами
Формировать умение правильно писать место-имения с прелогами
Соединение предложений при помощи местоимений.
9
Повторение по теме «Личные местоимения».
Повторить известные сведения о местоимении как части речи, а также правильном употре-блении и написании местоимений
Регистратура
Пациент
Бюллетень
10-11
Контрольная работа и её анализ
Контроль за уровнем усвоения ЗУН по теме.
12
Деловое письмо: заявление.
Формировать навык написания заявления ( о приёме на работу, об увольнении и т.д.)
Упражнение в составлении заявления.
13-15
Глагол как часть речи.
Продолжить формиро-вание знаний учащихся о грамматических катего-риях глагола.
Диалог: состав-ление автор-ских характе-ристик.
16
Неопределённая форма глагола.
Формировать умение находить неопределён-ную форму глагола в тексте, образовывать её от личных форм.
Рентген
Операция
Санаторий
17
Правописание слов с шипящей на конце.
Продолжить формирова-ние навыка написания «ь» после шипящих на конце различных частей речи.
Составление предложений по иллюстра-циям к сказке.
18
Изменение глаголов по временам.
Учить определять время глагола, а также изменять глаголы по временам.
Работа с дефо-рмированным текстом.
19-20
Прошедшее время глагола
Учить находить форму прошедшего времени в тексте, а также изменять глагол по родам и числам
Дополнение текста описа-нием
Секретарь
Швея
21
Правописание «не» с глаголами.
Формировать навык раздельного написания глагола и частицы «не».
Формулировка правил безо-пасного пове-дения на основе знаков-плакатов.
22-28
Изменение глаголов по лицам и числам.
Учить определять лицо и число глаголов, а также изменять глаголы по лицам и числам.
Восстановление предложений с нарушенной связью слов.
Парашют
29-30
Глаголы II спряжения.
Учить находить в тексте глаголы II спряжения и спрягать их, используя таблицу.
Промышлен-ность.
31
Глаголы I спряжения.
Учить находить в тексте глаголы I спряжения и спрягать их, используя таблицу.
Краткий устный пересказ
32-33
Различение глаголов I и II спряжения.
Учить различать глаголы I и II спряжения, формировать навык правописания безудар-ных личных окончаний глаголов.
Составление рассказа по вопросам.
Коловорот.
34-35
Повторение по теме «Глагол».
Повторить и обобщить знания учащихся о глаголе.
Составление предложений из данных слов, заполнение анкеты.
Капитализм
36-37
Контрольная работа по теме «Глагол» и её анализ.
Контроль за уровнем усвоения ЗУН по теме.
38-39
Развитие речи. Сочинение «Случай на рыбалке».
IV четверть (33 часа)
1-3
Простое предложение распространённое и нераспространённое.
Продолжить формиро-вание у учащихся понятия о простом предложении.
Распространение предложений по теме «Рожь».
4-5
Знаки препинания в предложениях с одно-родными членами.
Закрепить умение постановки запятых при однородных членах.
Распространение однородных членов.
Гарнитур
6-7
Обращение.
Учить находить обра-щение в предложении, ставить знаки препи-нания в предложения с обращениями.
Частное письмо: обращение в частном письме.
8
Сложное предложение.
Учить находить сложное предложение в тексте, ставить знаки препи-нания в сложном предложении.
Составление сложных пред-ложений из двух простых.
9-10
Различение сложных предложений и пред-ложений с однородными членами.
Учить различать сложные предложения и предложения с однород-ными членами
Выявление глав-ной мысли текста.
Словарный диктант.
11-12
Сложные предложения со словами что, чтобы, который, потому что, когда, где и т.д.
Составление предложений из заданных слов.
13-14
Повторение и обобще-ние по теме «Пред-ложение»
Повторить знания учащихся по теме.
15-16
Контрольная работа по теме «Предложение» и её анализ.
Контроль за уровнем усвоения ЗУН по теме.
17-18
Развитие речи. Сочинение по личным впечатлениям.
Учить писать сочинение по личным впечат-лениям.
19-28
Повторение пройден-ного за год.
Повторить и обобщить пройденный в течение года материал
Словарный диктант
29-30
Контрольная работа по итогам года и её анализ.
Контроль за уровнем усвоения ЗУН в течение года.
31
32
Развитие речи.
Изложение.
Учить писать изложение по опорным словам.
33
Урок занимательной грамматики.
Воспитание интереса к изучению русского языка.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ