Урок на тему «Письмо и развития речи в 8-м классе»

ГКСОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»





Урок на тему «Письмо и развития речи в 8-м классе»















Учитель Алексеева Ольга Александровна.






















2012 г.


Пояснительная записка.


Данный тематический план составлен в соответствии с программой под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида // ВЛАДОС, 2000 г) из расчёта 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используется учебник Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской // М., Просвещение, 2006 год.


В тематический план включены следующие разделы:

-Состав слова

-Имя существительное

-Имя прилагательное

-Личные местоимения

-Глагол

-Предложение

-Повторение изученного за год


В процессе изучения этих тем проводится работа по развитию связной устной и письменной речи, которая включает в себя работу с деформированным текстом, изложение, сочинение, составление рассказа по опорным словам, продолжение рассказа по его началу, а также работа над формированием приёмов делового письма (объявление, заявление, объяснительная записка, автобиография), частного письма, поздравительной открытки.


Кроме ежеурочной работы, в план включены специальные уроки по развитию связной письменной речи.


В целях контроля усвоенных знаний запланировано 8 контрольных работ.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец года.

Учащиеся должны уметь:

-писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

-разбирать слова по составу (несложные случаи);

-различать части речи;

-строить простое распространённое предложение, предложение с однородными членами, сложное предложение;

-писать изложение и сочинение с помощью учителя;

-оформлять деловые бумаги;

-пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать:

-части речи;

-наиболее распространённые правила правописания слов (безударные гласные в корне, сомнительные согласные в корне, гласные после шипящих, падежные окончания существительных, раздельное написание предлогов, личные окончания глаголов, «ь» после шипящих).







I четверть (37 часов)


Дата

№ урока

Тема

Задачи урока

Работа над связной речью

Словарная работа


1-2

Предложения простые и сложные.

Формирование на-выка различать простое и сложное предложение, сос-тавлять предло-жение из двух про-стых, как с союзами, так и без них.




3

Сложное предложение с союзами и без них


Конституция,

Отечество, гражданин


4-5

Знаки препинания в сложном предложении

Учить расставлять запятые в сложном предложении

Составление рассказа по опор-ным словам



6

Предложения с однородными членами

Закрепить знания учащихся об однородных членах предложения и знаках препинания при них.




7-8

Знаки препинания в предложениях с однородными членами




9

Повторение по теме «Предложение»

Практическое повторение знаний о предложении.




10

Развитие речи:

Объяснительная записка

Дать представление об объяснительной записке как жанре делового письма.

Составление объяснительной записки.

Словарный ди-ктант из слов, изученных в 7 классе.


11

Контрольная работа по теме «Предложение»

Контроль за уров-нем усвоения про-граммного мате-риала.




12-13

Однокоренные слова

Продолжить фор-мирование навыка выделять корень в слове и подбирать однокоренные сло-ва.




14

Состав слова: суффикс, приставка

Продолжить фор-мирование навыка разбора слова по составу.




15-16

Орфограммы корня

Обобщение знаний учащихся об ор-фограммах корня, тренировка в право-писании слов с изученными орфо-граммами.

Раскрытие содер-жания части текста с помощью опор-ных словосо-чета-ний.



17

Правописание приставок

Продолжить фор-мирование навыка правописания при-ставок.

Продолжение сказки по опорным словам.

Демократия

Демонстрация.


18

Приставка и предлог

Совершенствование навыка раздельного написания предло-гов.

Составление рас-сказа по картинкам.



19-20

Сложные слова

Продолжить фор-мирование навыка разбирать и сос-тавлять сложные слова с помощью соединительных гласных.

Составление пре-дложений из слов с иноязычными корнями (микро-, теле-, фото- и т.д.

Аэродром, типография, телеграф, электростанция.


21

Повторение по теме «Состав слова»





22

Развитие речи: Автобиография

Познакомить с автобиографией как жанром делового письма.

Написание автобиографии.



23

Повторение по теме «Состав слова»

Практическое пов-торение сведений по теме.


Словарный диктант


24 -25

Контрольная работа по теме «Состав слова» и её анализ

Контроль за уров-нем усвоения про-граммного матери-ала.




26

Части речи

Обобщить знания об известных час-тях речи, учить различать части ре-чи и находить их в тексте.


Образование

квалификация


27

Имя существительное как часть речи

Обобщить знания о грамматических ка-тегориях существи-тельных, познако-мить с ролью су-щеествительных в тексте.

«Словесное рисо-вание» с помощью существительных.



28

Имя собственное

Продолжить фор-мирование навыка правописания соб-ственных имён су-ществительных




29

Существительные в единственном числе с шипящей на конце

Продолжить фор-мирование навыка правописания су-щеествительных с шипящей на конце

Продолжить ска-зку по её началу, используя опорные слова.

Крепыш

Ловкач


30

Склонение существительных в единственном числе

Учить изменять существительные по числам и падежам.

.

Национальность

Территория


31-33

Правописание паде-жных окончаний имён существительных в единственном числе

Продолжить фор-мирование навыка правописания паде-жных окончаний сущ-х в един-ственном числе.

Деление текста на части, составление плана



34

Развитие речи: сочи-нение-описание кар-тины Кустодиева «Масленица»


Продолжить фор-мирование умения описывать картину, опираясь на вопро-сы.



35

Правописание падеж-ных окончаний имён существительных во множественном числе

Продолжить фор-мирование навыка правописания паде-жных окончаний сущ-х во множест-венном числе.

Расположение час-тей текста в нужной последовательности

Экскаватор

Элеватор

Экскалатор.


36-37

Развитие речи: сочинение «Спасибо тебе, лес»




II четверть (27 часов).

Дата

№ урока

Тема

Задачи

Работа над связной речью

Словарь


1-2

Существительные с шипящей на конце.

Продолжить форми-рование навыка пра-вописания сущеест-вительных с шипя-щей на конце.




3-4

Несклоняемые существительные

Познакомить учащих-ся с несклоняемыми существительными.


Фойе, кафе, пианино, по-ни, шимпанзе,

Кенгуру.


5-6

Повторение и обоб-щение по теме «Имя существительное»

Повторить и система-тизировать знания учащихся по теме.

Деловое письмо. Адрес отправителя и получателя.



7-8

Контрольная работа по теме «Имя сущее-ствительное» и её аннализ.

Контроль за уровнем усвоения програм-много материала.




9

Развитие речи: сочинение по картине.

Продолжить форми-рование умения пи-сать сочинение по коллективно состав-ленному плану.




10

Имя прилагательное как часть речи.

Дать понятие о роли прилагательного в речи, учить находить прилагательные в тексте, а также ис-пользовать прилага-тельные при состав-лении предложений.

Составление пред-ложений с испо-льзованием древних выражений

Галантерея

Кулинария


11

Согласование прила-гательного с сущест-вительным.

Упражнять учащихся в согласовании при-лагательных с суще-ствительными.


Словарный диктант


12-13

Родовые окончания прилагательных

Учить выделять окон-чания прилагатель-ных, изменять прила-гательные по родам.




14-15

Правописание безу-дарных окончаний имён прилагательных.

Учить проверять око-нчания прилагатель-ных при помощи вопросов.

Составление пред-ложений с данными словами.

Экспедиция

Континент


16

Притяжательные при-лагательные.

Учить образовывать притяжательные при-лагательные

Расстановка пред-ложений в нужном порядке.



17-19

Склонение притяжа-тельных прилага-тельных

Формировать навык склонения притяжа-тельных прилага-тельных

Составление текста из частей, озаглав-ливание текста.



20-22

Повторение по теме «Имя прилагатель-ное»

Систематизировать знания учащихся об имени прилагатель-ном.

Восстанавление по-рядка частей текста по заданному плану

Искусство

Фестиваль

Абонемент


23-24

Развитие речи: сочинение по картине.

Продолжить форми-рование умения пи-сать сочинение по коллективно состав-ленному плану.




25-26

Контрольная работа по итогам 2-й четверти и её анализ.

Контроль за уровнем усвоения програм-много материала.




27

Урок занимательного языкознания.

Воспитание интереса к изучению русского языка.



III четверть (39 часов)

Дата

урока

Тема

Задачи урока

Работа над связной речью.

Словарная работа


1

Личные местоимения

Формировать предста-вление у учащихся о местоимении как «заме-стительной» части речи.




2

Лицо и число местоимений.

Формировать умение определять лицо и число местоимений.


Словарный диктант


3

Местоимения 3-го лица единственного лица.

Формировать умение находить местоимения 3-го лица в тексте.

Замена местои-мений сущест-вительными.



4

Склонение местоимений 1-го лица

Формировать умение склонять местоимения 1-го лица

Диалог: согла-сие и возра-жение.



5

Склонение местоимений 2-го лица

Формировать умение склонять местоимения 2-го лица

Диалог: согла-сие и возра-жение.



6

Склонение местоимений 3-го лица

Формировать умение склонять местоимения 3-го лица

Сокращение текста



7-8

Правописание местои-мений с предлогами

Формировать умение правильно писать место-имения с прелогами

Соединение предложений при помощи местоимений.



9

Повторение по теме «Личные местоимения».

Повторить известные сведения о местоимении как части речи, а также правильном употре-блении и написании местоимений


Регистратура

Пациент

Бюллетень


10-11

Контрольная работа и её анализ

Контроль за уровнем усвоения ЗУН по теме.




12

Деловое письмо: заявление.

Формировать навык написания заявления ( о приёме на работу, об увольнении и т.д.)

Упражнение в составлении заявления.



13-15

Глагол как часть речи.

Продолжить формиро-вание знаний учащихся о грамматических катего-риях глагола.

Диалог: состав-ление автор-ских характе-ристик.



16

Неопределённая форма глагола.

Формировать умение находить неопределён-ную форму глагола в тексте, образовывать её от личных форм.


Рентген

Операция

Санаторий



17

Правописание слов с шипящей на конце.

Продолжить формирова-ние навыка написания «ь» после шипящих на конце различных частей речи.

Составление предложений по иллюстра-циям к сказке.



18

Изменение глаголов по временам.

Учить определять время глагола, а также изменять глаголы по временам.

Работа с дефо-рмированным текстом.



19-20

Прошедшее время глагола

Учить находить форму прошедшего времени в тексте, а также изменять глагол по родам и числам

Дополнение текста описа-нием

Секретарь

Швея


21

Правописание «не» с глаголами.

Формировать навык раздельного написания глагола и частицы «не».

Формулировка правил безо-пасного пове-дения на основе знаков-плакатов.




22-28

Изменение глаголов по лицам и числам.

Учить определять лицо и число глаголов, а также изменять глаголы по лицам и числам.

Восстановление предложений с нарушенной связью слов.

Парашют


29-30

Глаголы II спряжения.


Учить находить в тексте глаголы II спряжения и спрягать их, используя таблицу.


Промышлен-ность.


31

Глаголы I спряжения.

Учить находить в тексте глаголы I спряжения и спрягать их, используя таблицу.

Краткий устный пересказ



32-33

Различение глаголов I и II спряжения.

Учить различать глаголы I и II спряжения, формировать навык правописания безудар-ных личных окончаний глаголов.

Составление рассказа по вопросам.

Коловорот.


34-35

Повторение по теме «Глагол».

Повторить и обобщить знания учащихся о глаголе.

Составление предложений из данных слов, заполнение анкеты.

Капитализм


36-37

Контрольная работа по теме «Глагол» и её анализ.

Контроль за уровнем усвоения ЗУН по теме.




38-39

Развитие речи. Сочинение «Случай на рыбалке».





IV четверть (33 часа)


1-3

Простое предложение распространённое и нераспространённое.

Продолжить формиро-вание у учащихся понятия о простом предложении.

Распространение предложений по теме «Рожь».



4-5

Знаки препинания в предложениях с одно-родными членами.

Закрепить умение постановки запятых при однородных членах.

Распространение однородных членов.

Гарнитур


6-7

Обращение.

Учить находить обра-щение в предложении, ставить знаки препи-нания в предложения с обращениями.

Частное письмо: обращение в частном письме.



8

Сложное предложение.

Учить находить сложное предложение в тексте, ставить знаки препи-нания в сложном предложении.

Составление сложных пред-ложений из двух простых.



9-10

Различение сложных предложений и пред-ложений с однородными членами.

Учить различать сложные предложения и предложения с однород-ными членами

Выявление глав-ной мысли текста.

Словарный диктант.


11-12

Сложные предложения со словами что, чтобы, который, потому что, когда, где и т.д.


Составление предложений из заданных слов.



13-14

Повторение и обобще-ние по теме «Пред-ложение»

Повторить знания учащихся по теме.





15-16

Контрольная работа по теме «Предложение» и её анализ.

Контроль за уровнем усвоения ЗУН по теме.




17-18

Развитие речи. Сочинение по личным впечатлениям.

Учить писать сочинение по личным впечат-лениям.




19-28

Повторение пройден-ного за год.

Повторить и обобщить пройденный в течение года материал


Словарный диктант


29-30

Контрольная работа по итогам года и её анализ.

Контроль за уровнем усвоения ЗУН в течение года.




31

32

Развитие речи.

Изложение.

Учить писать изложение по опорным словам.




33

Урок занимательной грамматики.

Воспитание интереса к изучению русского языка.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ