Конспект урока для 5 класса "Грамматическая основа предложения"
Конспект урока русского языка в 5 классе
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Грамматическая основа предложения
Класс 5
УМК Н.М.Шанского
Тип урока Урок открытия нового знания
Технологии Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, РКМЧП и ИКТ
Решаемые проблемы Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения?
7. Цели урока:
содержательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;
деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока .
Предметные:
повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;
сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;
научиться находить грамматическую основу предложения.
Личностные:
формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;
формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
УУД
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.
Содержание учебного материала (СУМ): определение «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание».
Единица содержания образования (СО) : способ нахождения подлежащего и сказуемого.
Технологическая карта урока
Этап
Действия учителя
Действия учащихся
Формируемые УУД
I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» - «надо» - «могу» , создание положительного эмоционального настроя.
(1-2 минуты)
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Высказывание добрых пожеланий.
- Организация самопроверки д/з.
- Запись числа и «Классной работы».
Учитель:
Вот и прозвенел звонок.
Ты готов начать урок?
Все на месте?
Всё в порядке?
И учебник, и тетрадки?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
- Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, пожелайте и вы друг другу удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех!
- Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность.
- Откройте тетради для проверки домашнего задания. Заполните «Лист контроля».
Желают друг другу удачи.
Высказываются.
Проводят самопроверку д/з (упр. 159) по эталону ПРИЛОЖЕНИЕ 1(слайд №2).
Заполняют «Лист контроля». ПРИЛОЖЕНИЕ 18
Делают записи в тетрадях (число, «Классная работа»)
Регулятивные УУД:
целеполагание
эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Оценка выполнения д/з:
Выполнено в соответствии с эталоном (1 недочёт) – 3 балла; выполнено с небольшим отклонением (2-3 недочёта) – 2 балла; выполнено с существенным отклонением – 1 балл.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД:
мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Познавательные УУД:
Выдвижение гипотез и их обоснование (П).
II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
(4-5 минут)
1. Организует работу по повторению, подводит итог беседы. Использует ИКТ.
- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест «Верные – неверные утверждения» Вы читаете данные на слайде утверждения и отвечаете «ДА» или «НЕТ». За правильный ответ 1 балл.
2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.
- Почему последнее утверждение неверно?
- Чем является сочетание слов «ПРИШЛИ ГОСТИ»?
О чём пойдёт речь на уроке?
3. Ведение «Бортового журнала». Заполнение таблицы ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (слайд 4). У каждого ученика имеется распечатанная таблица.
- Заполните 1-ю графу «Бортового журнала». Возьмите примеры из карточки №1.
- Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
- Прочитайте предложение ПРИЛОЖЕНИЕ 5(слайд 5). Всё ли вы знаете о подлежащем и сказуемым? Над чем нужно поработать?
Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Слайд №3) и проверяют по эталону. За верный ответ выставляют 1 балл в «Лист контроля»
Отвечают на вопрос.
Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста.
Отвечают, вспоминая изученное ранее.
Высказываются.
Работа в парах.
Заполняют таблицу примерами из карточки №1.ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Отвечают на вопросы, записывают ответы в «Бортовой журнал»:
На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражается? В каком падеже стоит подлежащее? Как графически выделяется?
На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется?
Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, чем ещё может выражаться подлежащее и сказуемое
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
достижение договоренностей и согласование общего решения.
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;
умение планировать и оценивать свои действия;
умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.
Познавательные УУД :
умение анализировать языковой материал;
поиск и выделение необходимой информации.
III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?
(4-5 мин.)
Использует приемы создания проблемной ситуации.
- Поработаем с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (слайд №6). Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.
- Почему возникли затруднения при выполнении задания? - Всё ли мы знаем о подлежащем и сказуемом?
Организует работу по уточнению и конкретизации первичных знаний:
- Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (слайд 7).
Постановка проблемы.
- Достаточно ли рассмотренного материала для выполнения упражнений?
Отвечают, испытывая затруднения в определении подлежащего и сказуемого.
Высказываются.
Проверяют по эталону.
Познавательные УУД :
извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД:
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Регулятивные:
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).
IV.Этап построения проекта выхода из затруднения.
Цель:
постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
(2 минуты)
Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей:
- Как можно решить возникшую проблему?
- Это и есть цель нашего урока. Сформулируйте тему.
- Уточняет (слайд 8).
- Где найти необходимый материал?
Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения:
- проанализировать языковой материал;
- разобраться при помощи объяснения учителя;
- обратиться к учебнику.
Высказываются:
- Нужно знать все способы выражения подлежащего и сказуемого.
Предлагают тему урока.
Высказываются:
- Нужно обратиться к учебнику.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД:
коррекция (внесение необходимых корректив в план и способ действия).
Познавательные:
анализ с целью выделения общих признаков,
подведение под понятие,
построение логического рассуждения.
V. Этап реализации построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
(5-6 минут)
Организует реализацию построенного проекта :
- прочитать теоретический материал учебника (стр. 76-77) а также ПРИЛОЖЕНИЕ 8 слайд 9;
- предлагает с помощью материала (ПРИЛОЖЕНИЕ 9, 10) слайдов 10,11 заполнить вторую графу таблицы «Бортового журнала»:
запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемое – прилагательным и существительным.
Читают вслух теоретический материал § 32,33, стр.76-77 учебника.
Заполняют вторую графу таблицы «Бортового журнала».
Регулятивные УУД:
контроль;
оценка;
коррекция.
Познавательные УУД :
поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель:
усвоение учащимися нового способа действия.
(4 минуты)
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль:
- предлагает выполнить упр. 164, проговаривая вслух вопросы к подлежащему и сказуемому.
- Работа в парах. Карточка №2
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Выполняют упражнение «по цепочке».
Выполняют задания и проверяют у соседа по парте, обсуждают, исправляют возможные ошибки.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
Регулятивные УУД:
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
оценка деятельности; саморегуляция.
Познавательные УУД :
поиск и выделение необходимой информации.
Физкультминутка
(1 минута)
Давайте отдохнём. Сделаем зарядку. Слайд 12
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
Повторяют действия за учителем.
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель:
каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
(10 минут)
Организует деятельность по применению новых знаний.
- Работа с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 12(слайд 13) с последующей проверкой по эталону.
Выполняют задания в тетради.
Проверка по образцу с экрана.
Выставляются баллы в «Лист контроля»
Познавательные:
Выполнение действий по алгоритму;
Самостоятельное решение задачи.
Регулятивные УУД:
умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном.
Оценка выполнения :
Выполнено в соответствии с эталоном (1 недочёт) – 3 балла; выполнено с небольшим отклонением (2-3 недочёта) – 2 балла; выполнено с существенным отклонением – 1 балл.
VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.
Цель:
включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
(7 минут)
- Организует проверку знаний о правописании гласных в корнях слов ПРИЛОЖЕНИЕ 13 (слайд 14).
- Организует выполнение задания «Собери предложение» ПРИЛОЖЕНИЯ 14,15,16(слайды 15,16,17).
- Отгадайте загадки. Соберите предложение.
Проверка по образцу с экрана с проговариванием в речи.
Отгадывают загадки. Составляют предложения из предложенных слов, записывают в тетради, подчёркивают грамматические основы.
Выставляются баллы в лист контроля. За каждое правильно составленное предложение – 1 балл.
Регулятивные УУД:
умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном;
коррекция;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.
Личностные УУД:
самоопределение
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание учащимися своей учебнй деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
(2-3 минуты)
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Задаёт домашнее задание:
- обязательное для всех: выучить определения с.76,77;
- на выбор:
рабочая тетрадь с.21, упр.38 или упр. 166 (творческая работа).
Комментирование оценок.
Подсчёт баллов в «Листе контроля»:
Домашнее задание - максимум 3 балла.
Тест «верные - неверные утверждения» 1-2 балла.
Самостоятельная работа с текстом - максимум 3 балла.
Составление предложений без ошибок – максимум 3 балла.
Итого: максимум – 10-11 баллов.
Ключ к оценке:
9 -1 0 баллов- оценка "5";
7 - 8 баллов – оценка "4";
5 - 6 баллов - оценка "3".
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
Отвечают на вопросы:
Сегодня мы узнали о …
Теперь я могу…
Я научился…
Мне было трудно…
Своей работой я ….
- Записывают домашнее задание в дневники.
Регулятивные УУД:
саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;
Личностные УУД:
оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли.
инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.
Дидактический материал к уроку
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Поднялась за рекой большая тёмная туча.
(6 слов, 5 членов предложения)
Пронёсся по лесным макушкам сильный вихрь.
(6 слов, 5 членов предложения)
Упали первые тяжёлые капли.
(4 слова, 4 члена предложения)
Вскоре хлынул тёплый проливной дождь.
(5 слов, 5 членов предложения)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. НЕТ
Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. НЕТ
Словосочетания изучает синтаксис. ДА
Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого. ДА
Зависимое слово связывается с главным только по смыслу. НЕТ
ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч. ДА
РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосоч.
ДА
ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосоч. НЕТ
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Что мне известно по данной теме
Что нового я узнал по данной теме
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Карточка №1
Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее
На какие вопросы отвечает подлежащее? Незримо по лесам бродит осень. (Что бродит? – Осень. ) Осень – это подлежащее.
Какой частью речи выражается? Сухие листья тихо шуршат под ногами.
В каком падеже стоит подлежащее? К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу. Высушил – это сказуемое.
Как графически выделяется? Луч солнца осветил вершины могучих дубов.
На какие вопросы отвечает сказуемое?
Какой частью речи выражается?
Как графически выделяется?
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Наступила осень. Она прекрасна.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Потянуло вечерней прохладой. Сумерки. Вечерело. Я иду за дровами для костра. Улетают последние перелетные птицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Потянуло вечерней прохладой. Сумерки. Вечерело. Я иду за дровами для костра.
Улетают последние перелетные птицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком.
подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? что такое предмет? кто такой? какой (каков) предмет?
ПРИЛОЖЕНИЕ №9
Чем может быть выражено подлежащее?
Существительным Ветер унёс лодку
в Им. падеже в море.
Местоимением Я не приду к обеду.
в Им. падеже
Словосочетанием Отец с сыном пошли на рыбалку
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
Чем может быть выражено сказуемое?
Глаголом Мы (что делаем?) живём на Земле.
Что такое?
Существительным Земля – наш дом.
Какова?
Прилагательным Она прекрасна.
ПРИЛОЖЕНИЕ №11
Карточка №2
Самостоятельная работа
Из данных предложений выпишите грамматические основы:
Тускло светит луч лампады.
Летом воробьи – самые яростные защитники зелени.
Тиха украинская ночь.
Мы утомились за день.
Смелый к победе стремиться.
Входят семь богатырей.
Шубка у лисы тёплая, пушистая.
ПРИЛОЖЕНИЕ №12
Много по осен… грибов ур…дилось. Да какие моло…цы!
Под тёмными ёлками б…ровики стоят. У них к…фтаны белые, шляпы на головах б…гатые. Грибы – загл…денье!
Под высок…ми соснами м…слята с сырое…ками растут. Они тоже хороши!
ПРИЛОЖЕНИЕ №13
Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы!
Под тёмными ёлками боровики стоят. У них кафтаны белые, шляпы на головах богатые. Грибы -загляденье!
Под высокими соснами маслята с сыроежками растут. Они тоже хороши!
ПРИЛОЖЕНИЕ №14
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А потом под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Собери предложения, подчеркни главные члены:
Зиму, в, берлоге, медведь, спит, долгую.
ПРИЛОЖЕНИЕ №15
Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает. (Белочка)
Собери предложения, подчеркни главные члены
Делает, зиме, к, припасы, съестные, белочка.
ПРИЛОЖЕНИЕ №16
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Собери предложения, подчеркни главные члены
Солью, лосей, подкармливают, зимой, люди
ПРИЛОЖЕНИЕ №17
Рефлексия
Сегодня мы узнали о …
Теперь я могу…
Я научился…
Мне было трудно…
Своей работой я …
ПРИЛОЖЕНИЕ №18
Лист контроля
1. Проверка домашнего упражнения
2. Тест «Верные – неверные утверждения»
3. Работа с текстом
4. Составление предложений
Список литературы
Учебник Ладыженская ТА., Баранов М.Т., ТростенцоваЛ.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Е.А.Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: «Просвещение», 2013
Русский язык в школе №5 1989, стр. 14-15 (карточки).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ