Конспект урока на тему "Изменение имён существительных по падежам(склонение)"

.Тема: Изменение имён существительных по падежам(склонение).

Урок-наблюдение.
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о склонении имён существительных; формировать умение определять падеж имени существительного и его окончание; развивать культуру речи.

Предметные результаты: изменять имена существительные по вопросам; называть падежи имён существительных; определять падеж имени существительного по алгоритму.

УУД:

Познавательные: знакомятся с понятием «склонение» и «падеж»; знакомятся с алгоритмом определения падежа, со словами-помощниками при определении падежей; различают роль имени существительного в именительном и винительном падежах; делают разбор имени существительного, как части речи.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки, умеют работать в паре и группе.

Личностные результаты: работают коллективно, осознают необходимость самосовершенствования.

Оборудование: презентация, карточки с заданием.

Ход урока:

I.Орг.момент.

1.Приветствие.

2.Эмоциональный настрой.

-Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу- откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

II.Основной этап.

1.Минута чистописания.

Аа Яя

-Чем похожи и чем различаются звуки, которые они обозначают? Запишите их в тетрадь и пропишите до конца строки.

2.Слов.работа.

-Откройте учебник на стр.136.Что находится на этой странице? Найдите и запишите слова с буквами «а» и «я» в словах на тему зима. Какие слова записали? Что вы можете рассказать об этих словах? Назовите ошибкоопасные места.

Утром в школу мы бежим.
На мороз мы не глядим.
Под ногами снег скрипит,
В небе солнышко блестит.
На уроке тишина,
А на улице…(зима). 

- А само слово зима является словарным? Почему?

- Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.)

- Закроем глаза и шепотом произнесем: зима.… Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.)

-А вот какой зиму увидел А.С.Пушкин:

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла  на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы 
Проказам матушки зимы.

3.Актуализация темы урока.

1.Постановка темы и целей урока.

-Что вы видите? Можно это быстро прочитать и понять? С чем столкнулись? Как будем действовать? Какое задание можно выполнить?

-Зачеркните в буквосочетаниях буквы «а» и «я».

асякаляонаеняиае

яаимаяёяаная

асяуащяеасятяваиятаелаьаняых(на доске)

- Прочитайте, что получилось. (Склонение имён сущ-ых)

-Какая тема урока? Какую поставим цель? Чем будем заниматься? Да, мы будем наблюдать за склонением имён существительных.

2.Актуализация опорных знаний.

-После определения темы урока и постановки цели, какой следующий шаг? (Повторение необходимых знаний.)

-К какой части речи относится слово зима? А, что мы знаем про имя существительное? (Оно отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные обозначают предмет. В предложении является подлежащим. Бывают собственные и нарицательные. Неодушевленные и одушевленные. Изменяются по числам, по родам, по падежам.)

- Составьте со словом зима предложение. Первый вариант, чтобы это слово было в именительном падеже, а второй вариант в винительном падеже. (Проверка у доски.) Определим падеж сущ-ого зима. Вспомним алгоритм определения падежа.Подчеркнём главные члены предложения. Чем выражено имя сущ-ое зима в именительном падеже? (Подлежащим, гл. членом предложения.) А в винительном? (Второстепенным.)

-Давайте сделаем вывод. (Имя существительное в именительном падеже в предложении чаще всего бывает подлежащим, а в винительном падеже – второстепенным членом предложения.)

3.Физ.минутка.

4. Обобщение и систематизация знаний.
1.Работа в парах.

-После повторения, какой следующий шаг? (Открытие нового.)

-Как по- другому называется склонение имён сущ-ых? (Изменение по падежам.)

-Просклоняем существительное снег. ( В парах. Вспомнить правила.) Проверим. Что происходит с существительными при склонении? Сделаем вывод. (Изменяется окончание.)

- Ранее изученное – повторили, новое – открыли. А что дальше? (Закрепление.)

2.Самостоятельная работа.

а)- Пошел снег и закрыл несколько букв в следующих предложениях. Прочитать предложения. Списать, вставляя пропущенные буквы.

На старой березе с_дела любопытная синичка. Она с интересом наблюдала за д_тьми под деревом. (Проверяем коллективно)

- Какое правило вспомнили, вставляя буквы? (О правописании безударных гласных).

- Как же проверить безударную гласную? Определим падеж имён сущ-ых в первом предложении.

б) -К нам на урок пришёл наш зимний друг. Кто это? (Рисунок снеговика.) Он принёс конверт с заданием.

3.(Работа в группах.) Придумайте к глаголам существительные и поставьте к ним вопросы. 

Играет(?)_______________(И.п.)
Гулять (?) по ___________ (Д.п.)
Играть (?) с ____________ (Т.п.)
Катать (?) у ____________ (Р.п.)
Лепить (?) _____________ (В.п.)

Думать(?)______________(П.п.)

4. Индивидуальная и дифференцированная работа.
- Ребята, кому мы должны помогать зимой? Поднимите руки у кого есть кормушка? Снеговик каждому из вас принес задание. Сейчас (перечисляю детей) помогут птицам долететь до кормушки. Вместе со снеговиком прилетели на урок волшебные снежинки с заданием. Их надо выполнить и повесить снежинку на доску. (Каждый ученик получает свое задание. Слабые –вставить в слова безударные гласные и проверить. Средние – изменить по падежам слово метель). Сильным составить предложение по заданию.)

-Давайте прочитаем, что у вас получилось. (Например:Наступила долгожданная зима. Ночью метель замела дрожки. Тонкий ледок сковал лужи. В воздухе кружат легкие снежинки. Ребята лепят из снега большого снеговика.)
6.Рефлексия.

1.Я научился…
2.Могу помочь другим…
3.Какие задания вызвали затруднения…
4.Что мне понравилось…
6.Д/З:упр.73. Готовиться к диктанту.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ