Урок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие как часть речи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Лавы
Елецкого муниципального района Липецкой области
Урок русского языка в 7 классе
по теме: «Деепричастие как часть речи»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Фролова Лариса Ивановна
первая квалификационная категория
2014
Дидактическая цель:
Создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.
Метод обучения: проблемное обучение, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности:
парная,
групповая,
индивидуальная.
Цели урока:
Образовательные:
формировать умения находить деепричастия в тексте,
определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),
воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
формировать языковое чутье,
развивать речевую культуру и речевое творчество.
Задачи урока:
Знать:
1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;
2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.
Уметь:
1) отличать деепричастие от причастия;
2) разграничивать основное и добавочное действие;
3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.
Методическое обеспечение:
презентация,
оценочные листы,
распечатанные задания для каждого обучающегося.
Ход урока
I.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.
На протяжении многих уроков мы изучали большую и сложную тему «Причастие как часть речи».
Сегодняшний урок – это маленькая книга под названием «Деепричастие как часть речи», в которую мы должны записать полученные знания по теме. (работа в тетрадях, запись числа, темы урока). СЛАЙД.
II.Мотивация обучающихся к обучению.
Полученные вами знания о деепричастии будут востребованы на ГИА в 9 классе (а именно при выполнении тестовых заданий в части B). Чтобы получить положительный результат на экзамене, необходимо уже сегодня приложить максимум усилий.
Актуализация ранее полученных знаний. Языковая разминка.
Итак, первая страница нашей книги - орфографическая работа - и посвятим мы ее краеведению - юбилею нашей школы, которой в этом 2014 году исполнится 125 лет.
СЛАЙД
Р..дная школа, стари..ое здание, препод..вание русского языка, (сто)двадцатипятилетний юбилей, решая ур..внение, воспитывая подр..стающее поколение, изменив ра..писание.
Задание: вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, устно объяснить правописание.
Царство морфологии населяют слова разных частей речи. Назовите известные части речи, изученные вами в курсе русского языка 5-7 классов. (Ответы обучающихся).
III.Постановка учебной проблемы. Определение задач урока.
По какому признаку мы определяем частеречную принадлежность? Определите части речи записанных слов. У каких слов вы затрудняетесь определить часть речи? Какие задачи необходимо решить нам в процессе урока, чтобы не испытывать затруднения в нахождении деепричастий? СЛАЙД
IV.Введение нового материала (побуждающий и подводящий диалог)
Открываем вторую страницу нашей книги под названием «В гостях у предложений».
СЛАЙД
1.На крутом берегу Быстрой Сосны в селе Лавы наши предки выбрали место и решили построить школу.
2. На крутом берегу Быстрой Сосны в селе Лавы наши предки, выбрав место, решили построить школу.
3. На собранные деньги купца Филатова и крестьян было построено новое здание, в одной половине которого был храм, в другой – школа.
4.Собрав деньги, построили новое здание.
5.Ученики впитывали знания, отдавали все силы, старались получить образование.
6.Ученики, впитывая знания, отдавали все силы, стараясь получить образование.
Задание к предложениям. Работа в группах.(1-3) (Каждая группа записывает предложения и выполняет задания).
1. Выделите грамматическую основу предложений.
2. Найдите слова, обозначающие действие.
3. Определите действие по степени важности (какое действие является основным, какое – добавочным?)
4. От чего образуются деепричастия?
5. От каких слов вы будете задавать вопрос к деепричастию? Поставьте вопросы к деепричастию.
6. Признаки каких частей речи объединяет в себе деепричастие? Назовите свойства глагола? (вид); наречия? (неизменяемость). Работа с суффиксами деепричастий.
7. Каким членом предложения является деепричастие?
8. Какую роль играют деепричастия в тексте?
Сопоставление ответов обучающихся с учебной статьей (стр. 77 параграф 26)
СЛАЙД – ПРАВИЛА. Нахождение ключевых слов и их запись в тетрадь.
- Деепричастие
- Добавочное действие
- Неизменяемое слово
- Обстоятельство
- Свойства глагола и наречия.
Сейчас у нас будет отдых с пользой для дела.
А теперь физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты)
IV. Развитие умений.
Следующая страница нашей книги – «Участие в деепричастии»
Работа с учебником стр.77.
Задание 1: упр.159 (1чел. работает у доски + класс). Из предложений 1-го и 2-го абзацев выписать только деепричастия, определить их вид, выделить суффиксы.
Задание 2: Дифференцированные задания по степени сложности по карточкам.
Уровень А
Задание 1. Укажите верные утверждения.
Деепричастие обозначает …
основное действие предмета;
признак предмета;
качество предмета;
добавочное действие предмета.
Задание 2. Укажите верные утверждения.
Деепричастие соединило в себе признаки…
существительного;
прилагательного;
наречия;
глагола;
причастия.
Уровень В
Задание 1. Найдите предложения, в которых есть деепричастие:
Мама сидела, откинувшись в кресле.
Я открыл окно и залюбовался видом.
Брат склонил голову и писал что-то.
Разложив игры, дети сели в кружок.
Уставшая, она не хотела идти дальше.
Задание 2. Найдите словосочетание с деепричастием:
выкрашенный краской;
выкрасив краской;
устроенный по проекту;
устроившись на ночлег;
запертый дома;
заперев дом.
Уровень С
Задание 1.Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:
Держа указку
Рассматривающий картину
Пригибаясь к земле
Проверив себя
Вернувшаяся из поездки
Громко крича
Задание 2. В каких предложениях есть деепричастия?
Не зная брода, не суйся в воду.
Жалеешь – не давай, а дал – не жалей.
Не давши слова, крепись, а давши, держись.
V. Подведение итогов:
Правда ли, что в русском языке есть великое множество слов?
О каких словах мы сегодня узнали?
Каковы признаки деепричастия?
Какую роль играют деепричастия в речи?
Какова синтаксическая роль деепричастий?
Из записанных на слайде деепричастий выберите те , которые соответствуют вашему основному действию на уроке, продолжите устно предложение: Сегодня я работал… (успевая, понимая, затрудняясь, помогая, слушая, не успевая , ошибаясь, стараясь).
VI. Рефлексия.
Наша маленькая книга под названием «Деепричастие как часть речи» сегодня дописана. Все вы принимали участие в ее написании, поэтому сейчас предстоит каждому поставить оценку – знак, который является выражением вашего удовлетворения от своей работы на уроке. Соотнесите полученные результаты работы с задачами, которые были сформулированы в начале урока. СЛАЙД .
!- «Тему понял. Уроком доволен».
? – «Остались вопросы. Помогите разобраться».
…- «Затрудняюсь ответить».
VII. Домашнее задание:
1. Параграф 26 (всем); для «4» и «5» составить и записать в тетрадь вопросы к параграфу 26.
2. Упр.161
Оценки за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ