Урок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие как часть речи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа села Лавы

Елецкого муниципального района Липецкой области









Урок русского языка в 7 классе

по теме: «Деепричастие как часть речи»















Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Фролова Лариса Ивановна

первая квалификационная категория








2014



Дидактическая цель:

Создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Метод обучения: проблемное обучение, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности:

  • парная,

  • групповая,

  • индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать умения находить деепричастия в тексте,

  • определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),

  • воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

  • формировать языковое чутье,

  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Задачи урока:

Знать:

1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;

2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Уметь:

1) отличать деепричастие от причастия;

2) разграничивать основное и добавочное действие;

3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.

Методическое обеспечение:

  • презентация,

  • оценочные листы,

  • распечатанные задания для каждого обучающегося.







Ход урока

I.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

На протяжении многих уроков мы изучали большую и сложную тему «Причастие как часть речи».

Сегодняшний урок – это маленькая книга под названием «Деепричастие как часть речи», в которую мы должны записать полученные знания по теме. (работа в тетрадях, запись числа, темы урока). СЛАЙД.

II.Мотивация обучающихся к обучению.

Полученные вами знания о деепричастии будут востребованы на ГИА в 9 классе (а именно при выполнении тестовых заданий в части B). Чтобы получить положительный результат на экзамене, необходимо уже сегодня приложить максимум усилий.

Актуализация ранее полученных знаний. Языковая разминка.

Итак, первая страница нашей книги - орфографическая работа - и посвятим мы ее краеведению - юбилею нашей школы, которой в этом 2014 году исполнится 125 лет.

СЛАЙД

Р..дная школа, стари..ое здание, препод..вание русского языка, (сто)двадцатипятилетний юбилей, решая ур..внение, воспитывая подр..стающее поколение, изменив ра..писание.

Задание: вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, устно объяснить правописание.

Царство морфологии населяют слова разных частей речи. Назовите известные части речи, изученные вами в курсе русского языка 5-7 классов. (Ответы обучающихся).

III.Постановка учебной проблемы. Определение задач урока.

По какому признаку мы определяем частеречную принадлежность? Определите части речи записанных слов. У каких слов вы затрудняетесь определить часть речи? Какие задачи необходимо решить нам в процессе урока, чтобы не испытывать затруднения в нахождении деепричастий? СЛАЙД



IV.Введение нового материала (побуждающий и подводящий диалог)

Открываем вторую страницу нашей книги под названием «В гостях у предложений».


СЛАЙД

1.На крутом берегу Быстрой Сосны в селе Лавы наши предки выбрали место и решили построить школу.

2. На крутом берегу Быстрой Сосны в селе Лавы наши предки, выбрав место, решили построить школу.

3. На собранные деньги купца Филатова и крестьян было построено новое здание, в одной половине которого был храм, в другой – школа.

4.Собрав деньги, построили новое здание.

5.Ученики впитывали знания, отдавали все силы, старались получить образование.

6.Ученики, впитывая знания, отдавали все силы, стараясь получить образование.


Задание к предложениям. Работа в группах.(1-3) (Каждая группа записывает предложения и выполняет задания).

1. Выделите грамматическую основу предложений.

2. Найдите слова, обозначающие действие.

3. Определите действие по степени важности (какое действие является основным, какое – добавочным?)

4. От чего образуются деепричастия?

5. От каких слов вы будете задавать вопрос к деепричастию? Поставьте вопросы к деепричастию.

6. Признаки каких частей речи объединяет в себе деепричастие? Назовите свойства глагола? (вид); наречия? (неизменяемость). Работа с суффиксами деепричастий.

7. Каким членом предложения является деепричастие?

8. Какую роль играют деепричастия в тексте?

  1. Сопоставление ответов обучающихся с учебной статьей (стр. 77 параграф 26)



СЛАЙД – ПРАВИЛА. Нахождение ключевых слов и их запись в тетрадь.

- Деепричастие

- Добавочное действие

- Неизменяемое слово

- Обстоятельство

- Свойства глагола и наречия.


Сейчас у нас будет отдых с пользой для дела.


А теперь физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)


Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)


Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)


Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты)

IV. Развитие умений.

Следующая страница нашей книги – «Участие в деепричастии»

Работа с учебником стр.77.

Задание 1: упр.159 (1чел. работает у доски + класс). Из предложений 1-го и 2-го абзацев выписать только деепричастия, определить их вид, выделить суффиксы.

Задание 2: Дифференцированные задания по степени сложности по карточкам.







Уровень А

Задание 1. Укажите верные утверждения.

Деепричастие обозначает …

  1. основное действие предмета;

  2. признак предмета;

  3. качество предмета;

  4. добавочное действие предмета.

Задание 2. Укажите верные утверждения.

Деепричастие соединило в себе признаки…

  1. существительного;

  2. прилагательного;

  3. наречия;

  4. глагола;

  5. причастия.

Уровень В

Задание 1. Найдите предложения, в которых есть деепричастие:

  1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

  2. Я открыл окно и залюбовался видом.

  3. Брат склонил голову и писал что-то.

  4. Разложив игры, дети сели в кружок.

  5. Уставшая, она не хотела идти дальше.

Задание 2. Найдите словосочетание с деепричастием:

  1. выкрашенный краской;

  2. выкрасив краской;

  3. устроенный по проекту;

  4. устроившись на ночлег;

  5. запертый дома;

  6. заперев дом.

Уровень С

Задание 1.Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:

  • Держа указку

  • Рассматривающий картину

  • Пригибаясь к земле

  • Проверив себя

  • Вернувшаяся из поездки

  • Громко крича

Задание 2. В каких предложениях есть деепричастия?

  • Не зная брода, не суйся в воду.

  • Жалеешь – не давай, а дал – не жалей.

  • Не давши слова, крепись, а давши, держись.

V. Подведение итогов:

  1. Правда ли, что в русском языке есть великое множество слов?

  2. О каких словах мы сегодня узнали?

  3. Каковы признаки деепричастия?

  4. Какую роль играют деепричастия в речи?

  5. Какова синтаксическая роль деепричастий?

Из записанных на слайде деепричастий выберите те , которые соответствуют вашему основному действию на уроке, продолжите устно предложение: Сегодня я работал… (успевая, понимая, затрудняясь, помогая, слушая, не успевая , ошибаясь, стараясь).


VI. Рефлексия.

Наша маленькая книга под названием «Деепричастие как часть речи» сегодня дописана. Все вы принимали участие в ее написании, поэтому сейчас предстоит каждому поставить оценку – знак, который является выражением вашего удовлетворения от своей работы на уроке. Соотнесите полученные результаты работы с задачами, которые были сформулированы в начале урока. СЛАЙД .

!- «Тему понял. Уроком доволен».

? – «Остались вопросы. Помогите разобраться».

- «Затрудняюсь ответить».

VII. Домашнее задание:

1. Параграф 26 (всем); для «4» и «5» составить и записать в тетрадь вопросы к параграфу 26.

2. Упр.161

Оценки за урок.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ