Конспект урока для 4 класса "ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ, РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ"
урок русского языка 4 класс по теме:
имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах
Педагогические задачи
Создать условия для формирования навыков распознавания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах и правописания их падежных окончаний; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять их окончания, указывать падеж имен прилагательных; способствовать развитию умений подбирать синонимы, объяснять постановку знаков препинания, составлять из словосочетаний предло-жения, составлять из слов пословицы; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты
Научатся различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах; правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; склонять имена прилагательные, выделять их окончания, указывать падеж имен прилагательных; подбирать синонимы; объяснять постановку знаков препинания; составлять из словосочетаний предложения, составлять из слов пословицы
Метапредметные УУД
Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному
признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом
(под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
Личностные
результаты
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать и прини-мать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности учащегося
1
2
3
4
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 27).
– Прочитайте получившиеся сочетания слов
с именами прилагательными в дательном падеже.
– Назовите окончания имен прилагательных.
– Прочитайте составленное с любым из слово-
сочетаний предложение.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
Читают словосочетания, называют окончания имен прилагательных.
Радовались солнечн дню, шли по зелен
лугу, летели к родн лесу, дали премию
лучш ученику, подарок настоящ другу, плыли по быстр реке, подъехали к больш селу.
Читают предложение.
Дети и взрослые радовались солнечному дню.
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей
Минутка чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и четверостишие.
– Какой звук повторяется в них?
– Дайте характеристику звукам [к’] и [к].
– Запишите соединения с буквой «к».
– Прочитайте орфоэпически верно слова на бук-ву «к».
Выполняют чистописание.
Кто веселится весной, тот плачет зимой.
Кто вовремя помог, тот дважды помог.
Крокодиловы слезы.
Красная книга.
Каждый где-нибудь живет:
Рыба в речке, в норке – крот.
1
2
3
4
Заяц в поле, мышь в соломе,
Я – в большом кирпичном доме.
В. Шуграева
Ка́мбала, катало́г, ка́шлянуть, купе [пэ].
Работа над словами с непро-веряемым
написанием
Организует работу над словом с непроверяемым написанием.
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Сообщение темы
урока.
Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
Формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы уточним роль имен прилагательных в речи; будем упражняться в различении имен прилагательных мужского и среднего
рода в именительном, родительном, дательном падежах и правописании их падежных окончаний
Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу
1
2
3
4
Объяснение нового
материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Работа по учебнику (упражнение 42)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте отрывок стихотворения С. Есенина.
– Как определить падеж выделенных имен прилагательных и имен существительных? Какие еще могут быть окончания у имен существительных
в этих падежах?
– Спишите первое предложение. Проверьте себя.
– Устно подберите синонимы к словам «пурга», «путь»
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.
Определяют падеж выделенных слов.
(Пурга) заметает (что?) путь (В. п.).
Путь (какой?) белый (В. п.).
Уснул (что?) ветер (И. п.).
Ветер (какой?) резвый (И. п.).
Подбирают синонимы.
Пурга – метель, вьюга.
Путь – дорога, тропинка
Осуществлять анализ
объектов
Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
– Прочитайте. Найдите три предложения.
– Запишите предложения. Объясните постановку знаков препинания.
– Найдите сложное имя прилагательное, обозначающее оттенок цвета снега. Каким знаком соединены части этого сложного имени прилагательного?
– Над именами прилагательными в единственном числе укажите падеж.
Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Записывают предложения.
Было тихое (И. п.) и морозное (И. п.) утро. Красное (И. п.) солнце взошло и долго не давало тепла. На вершинах гор снег окрасился в нежно-розовый (В. п.) цвет, а в теневых (П. п.) местах имел синеватый (В. п.) оттенок.
– Части сложного имени прилагательного «нежно-розовый» соединены дефисом.
Выполняют морфологический разбор слова.
Солнце – сущ., что?, нач. ф. – солнце, неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-е скл., ед. ч.,
И. п., подлежащее.
Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату
1
2
3
4
Работа по учебнику
– Прочитайте. Составьте из словосочетаний предложение.
– Запишите предложение. Укажите падеж имен прилагательных
Записывают предложение.
Пестрый (И. п.) дятел клювом барабанил о сухое (В. п.) дерево.
Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать
выводы
Работа в тетради
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Запишите падежные вопросы
и данные словосочетания в указанных падежах.
– Выделите окончания имен прилагательных.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Склоняют имена прилагательные. Выделяют их окончания.
И. п.
какой?
какой?
какое?
футбольн мяч, старш брат, стальн кольцо
Р. п.
какого?
какого?
какого?
футбольн мяча, стар-
ш брата, стальн
кольца
В. п.
какой?
какого?
какое?
футбольн мяч, старш брата, стальн кольцо
1
2
3
4
Работа в тетради
– Прочитайте стихотворение А. Лугарева.
– Укажите падеж имен прилагательных. Выпишите словосочетания с именем прилагательным
в винительном падеже.
– В чем сходство и различие выделенных слов?
Запишите слова, от которых они образовались
Объясняют значения слов.
Изморозь – снежинкообразные кристаллы льда на ветвях деревьев, проводах, образующиеся из оседающих частиц влаги в морозную погоду.
Изморось – очень мелкий, моросящий дождь.
Слово «изморозь» образовано от слова «мороз».
Слово «изморось» образовано от слова «моросит».
Выписывают словосочетание с именем прилагательным в винительном падеже.
Мелкий (В. п.) дождик
Итог урока. Рефлексия
Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.
– Что нового узнали на уроке?
– Как различить имена прилагательные мужского
и среднего рода в именительном, родительном,
дательном падежах?
– Назовите безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.
Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Продолжают высказывания:
• Я выполнял задания…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Я почувствовал, что…
• Я приобрел…
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
1
2
3
4
Домашнее
задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.
Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ