Конспект урока для 4 класса "Именительный и винительный падежи имён существительных"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 Саратов»
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Именительный и винительный падежи
имён существительных»
УМК «Школа 2100»
Подготовила:
Трусова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1
города Саратов
Саратов 2013
Урок русского языка в 4 классе.
 
 
 
 
Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: формирование умения различать именительный и винительный падежи; овладение навыками анализа, сравнения, обобщения и систематизации. Продолжать формировать понятийно-логическое мышление, развивать речь учащихся. Продолжать формировать культуру труда учащихся на уроках русского языка. Работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.
 
 
 
 
Задачи:
- показать отличие винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения,
- развивать наблюдательность, внимание, самоконтроль;
 Ход урока
 
I Оргмомент.
- Как ваше настроение? Готовы работать? Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи и начнём урок.
Садитесь, проверьте осанку. Откройте тетради, положите их под наклоном. Запишите число, классная работа.
 
 
II. Актуализация изученного.
- Проверка домашнего задания. 
1)Чтение составленных планов
2)Заслушивание 2-3 рассказов на тему «Падежи».
- Словарная работа. 
- Приготовьте цветные карандаши. Вспомните, каким цветом, какую букву обозначаем ( красным – гласную, синим – твёрдую согласную, зелёным – мягкую согласную).
Концерт, профессия, традиция, лаборатория, сочинить, ремонтировать, понимать, фантазировать.
- Посмотрите на доску.
Проверьте себя. У кого так же поднимите руку. Поставьте себе на полях оценку «5». У кого одно исправление – «4».
 
 
III. Мотивация на учебную деятельность.
- Что изучали на прошлом уроке?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- Что значит просклонять имена существительные?
- Что значит изменить по падежам?
- Для чего нужно уметь склонять имена существительные?
- На этом уроке мы продолжим работу над изменением имён существительных по падежам.
 
IV. Постановка проблемы урока.
- Запишите предложение. Укажите падеж имён существительных.
Миша рассматривал незнакомую местность.
-Сформулируйте своими словами основную проблему урока (Как отличить именительный падеж от винительного?)
Проблемная ситуация.
 
V. Физминутка.
 
VI Открытие новых знаний.
1. Наблюдение над употреблением имён существительных в В. п. и в И. п.
-Откройте учебник и выполните Упр. 131
- Прочитайте задание.
- Определите падеж имён существительных в предложении. Подчеркните главные члены в этом предложении.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: имя существительное, которое в предложении является главным членом предложения (подлежащим), всегда стоит в И. п.
- Как сформулировать тему урока? (Отличие И. и В. падежей имён существительных)
Тема записана на доске, но закрыта до этого момента.
- – Откройте учебник и выполните Упр. 134 
- Что вы заметили при выполнении этого упражнения?
- По какому ещё критерию можно отличить И. п. от В. п.? ( по предлогу)
 
 
VII. Работа в парах.
- Составьте предложения, в которых имена существительные употребляются в И. п. и В. п.
Взаимопроверка.
- Проверьте друг у друга предложения. Поставьте оценки простым карандашом.
 
VIII. Итог урока.
- Продолжите предложения:
1. Чтобы не путать И. и В. падежи имён существительных нужно определить… (каким членом предложения оно является)
2. Имена существительные в И. п. в предложении всегда… (являются главным членом предложения)
3. Имена существительные в В.п. в предложении всегда … (являются второстепенным членом предложения)
IX. Домашнее задание.
- Правило стр. 120. 
- Упр. 3, с 118. 
 
Самоанализ урока русского языка в 4 классе.
Тема: «Именительный и винительный падежи имён существительных.»
Тип, структура: Объяснение нового материала, повторение знаний о фонетике, словарных слов.
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
- По развитию устной и письменной речи 
- Физминутки, смена деятельности 
- Особенности учебной деятельности: 
- активность, осознанность, системность
- психологические особенности младших школьников.
Исходя из этого, были поставлены цели урока:
1.Формирование умения различать именительный и винительный падежи;
2. Овладение навыками анализа, сравнения, обобщения и систематизации;
3. Продолжать формировать понятийно-логическое мышление, развивать речь учащихся;
4. Продолжать формировать культуру труда учащихся на уроках русского языка;
5. Работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:
1)Вначале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.
2)Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения учебного материала.
3)Организована работа по закреплению нового материала.
Основные формы работы: коллективная, в парах, индивидуальная.
При построении урока пользовалась принципами: научности, проблемности, активности, доступности, системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей мною были выбраны методы и средства:
- создание проблемной ситуации;
- взаимоконтроль и самоконтроль;
- индивидуальная работа.
На уроке проводилась работа:
- По расширению словарного запаса 
- По овладению умениями и навыками устной и письменной речи, по орфографии. 
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив при этом продуктивную мотивацию учения.
 
 
 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ