Конспект урока для 3 класса "Корень слова"

Урок русского языка. Корень слова.

Предмет: Русский язык

Класс: 3-Д класс

Программа: школа России

Цели урока:

образовательные:

- закрепить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;

- закрепить умение учащихся находить и выделять корень в словах;

- закрепить знания учащихся о единообразном написании корня в однокоренных словах;

развивающие:

- развивать орфографическую зоркость учащихся;

- вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся;

воспитательные:

- формировать умение работать в группе: развитие коммуникативных умений, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.



Оборудование:

1. Карточки с заданиями.

2. На доску прикрепить части дерева: корень, ствол, ветви.

3. Кленовые листья из цветной бумаги (по количеству учащихся класса).

4. Фломастеры, маркеры.

5. Учебники по русскому языку для 3 класса (часть 1). Автор: Т.Г.Рамзаева.













Ход урока.

1.Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются. Ученики проверяют готовность к уроку.

Прежде чем перейти к новой теме, мы с вами должны проверить домашнее задание. Вам было задано упражнение 16 на странице 93. Откройте, пожалуйста, свои тетради. Что нужно было сделать в этом упражнении?

Какие части слова мы с вами уже знаем?

Скажите, что называется окончанием? Окончанием называется изменяемая часть слова.

Чтобы выделить окончание существительного, нужно… (нужно сравнить начальную форму, форму множественного числа и данную форму слова).

Что нужно сделать чтобы найти основу слова? (нужно отделить окончание)

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Тему урока вы узнаете, если правильно выполните первое задание.

Сейчас каждый из вас получит карточку со словами, в которых нужно будет вставить пропущенные буквы. После этого ниже в клеточки вам нужно будет те буквы, которые нужно было вставить в слова на место пропусков. Полученное слово - тема урока. Возьмите в руки карточку №1.

Карточки с заданиями.

№ 1. Пау , д ... рога, пер он, в ... сна, ноч .. . ой, читат .

(Паук, дорога, перрон, весна, ночной, читать.)

№ 2. Вол . , г . рох, тер . итория, ос . нь, сроч ый, рисоват .

(Волк, горох, территория, осень, срочный, рисовать.)

№ 3. Барсу . , ур . жай, пер . он, дер . во, реч ой, вырезат .

(Барсук, урожай, перрон, дерево, речной, вырезать.)

№ 4. Замо . , п. мидор, тер . итория, л . сной, песоч ые, играт .

(Замок, помидор, территория, лесной, песочные, играть.)

№ 5. Завтра . , х . роший, пер . он, б . гут, точ ый, прыгат .

(Завтрак, хороший, перрон, бегут, точный, прыгать.)

(Слова подобраны следующим образом: с парным согласным на конце слова, с непроверяемым безударным гласным, с удвоенным согласным, с безударным гласным, проверяемым ударением, с сочетанием чн, с мягким знаком показателем мягкости согласного.)

Учитель: Прочитайте тему урока. (Корень.)

Сегодня у нас урок по теме Корень слова. И мы должны будем ответить с вами на следующие вопросы

№ 1. Что такое корень слова?

№ 2. Какие слова называются однокоренными?

№ 3. Как найти в слове корень?

№ 4. Как графически обозначается корень слова?

Ответы учащихся:

1.Корень это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.

2.Слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение, называются однокоренными.

3.Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать к данному слову однокоренные слова и найти у них общую часть.

4. Корень слова графически обозначается ∩.

Учитель: Следующее задание: из данных в каждой строчке слов вам нужно будет выписать только однокоренные слова, доказать, что эти слова являются однокоренными.

Карточки с заданиями.

№ 1. Рис, рисовая, рисовать.

Желток, железо, жёлтый.

№ 2. Летать, лето, лётчик.

Белила, белка, белый.

№ 3. Столовая, столбик, столб.

Вода, водитель, подводный.

№ 4. Смелый, храбрый, смельчак.

Лень, лентяй, бездельник.

№ 5. Часовщик, часть, час.

Добрый, чуткий, доброта.

Ответы учащихся:

1. Рис, рисовая. Желток, жёлтый.

2. Летать, лётчик. Белила, белый.

3. Столбик, столб. Вода, подводный.

4. Смелый, смельчак. Лень, лентяй.

5. Часовщик, час. Добрый, доброта.

Учитель: А сейчас я расскажу вам небольшую сказку.

Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево: росли на нем слова, и у всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Я предлагаю вам всем вместе тоже вырастить словесное дерево с этим корнем.

(На доске появляется дерево без листьев. На корнях дерева записан корень -сад-.)

Запишите в тетрадь как можно больше слов с данным корнем.

Учитель: А теперь каждый учащийся прикрепит свой листочек со словом на наше словесное дерево.

Учитель: Посмотрите, какое словесное дерево мы вырастили.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово слово-корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

(Е.Измайлов)

Учитель: Как написан корень во всех однокоренных словах? (Одинаково.)

Сделайте вывод. (Корень в однокоренных словах пишется одинаково.)

Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебники на странице 98. Найдите упражнение 27. Прочитайте задание.

4. Подведение итогов урока.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Подведём итоги урока.

5. Домашнее задание.

Вырастить из слова-корня -лес- словесный лес. Задание выполнить на альбомном листе: нарисовать лес, на деревьях записать однокоренные слова. Чем больше слов подберёте, тем больше деревьев будет в вашем словесном лесу. Рисунок раскрасить цветными карандашами.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ