конспект урока для 5 класса "Написание букв И-Ы после Ц"

Класс: 5

Учитель: Денисова Надежда Михайловна, учитель МБОУ «СОШ№20»

Тема урока: Написание букв И-Ы после Ц

Тип урока и его структура: Урок открытия новых знаний с элементами частично-поисковой деятельности.



Цели урока:

1. Обучающая: познакомить с условиями выбора и-ы в корнях после ц, в суффиксах и окончаниях; уметь обосновывать выбор и-ы после ц, в корнях, суффиксах, окончаниях.

Развивающая:

- Формировать логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

- Создать условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической структуре родного языка, что обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.



Воспитательная:

- Вызвать интерес к урокам русского языка, родному слову и правильной культуре общения.

Задачи:

  • Мотивировать к действию на уроке.

  • Создать мотив к учебным исследованиям.

  • Сформировать новые знания.

  • Закрепить новые понятия.

Оборудование:

Презентация методич. материала урока с заданиями, аудиофайл, экран, проектор, доска, учебник, рабочая тетрадь.

Оргмомент: Встаньте ровно, красиво, проверьте подготовку к уроку, вам сегодня понадобятся: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Присаживайтесь.

Добрый день, дорогие ребята, я рада встрече с вами, и ничего, что она короткая – всего одни урок, зато я надеюсь, что для вас и для меня он будет яркий, интересный и запомнится надолго. Для вас самое важное – получить новые знания, а для меня – раскрыть вам ещё одну истину русского языка. Мы сегодня – одна команда и всё у нас получится. Зовут меня Н.М., а с вами я познакомлюсь поближе в течение всего урока. Но, а чтобы у нас был порядок, не забываем про правило поднятой руки, уважаем мнение друг друга, поэтому на уроке говорит один, а остальные слушают.

О чём будет наш урок? Какую тему мы будем сегодня изучать? Для вас маленькое стихотворение – подсказка.



Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ и ЦЫ?


Ребята, кто догадался? Какую орфограмму мы сегодня будем изучать?


Мы с вами, в отличие от маленького цыплёнка, должны разобраться и узнать, в каких случаях после Ц пишется И, а в каких Ы. И, конечно же, будем учиться применять данное правило на практике.


Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

(Число и кл. работа записаны заранее, тему пишу вместе с учениками)


Шестое февраля.

Классная работа.

Написание букв И – Ы после Ц.

(Ребята пишут, я прохожу, смотрю их записи….)


Изучая новое правило, нам помогут ваши знания по фонетике и морфемике. Что это за разделы лингвистики? Что они изучают?


Ответы учеников : Фонетика – звуки, морфемика - части слова: корень,…


На доске делаю запись слов:





ЛЕКЦИЯ –– дети записывают звук



СТРАНИЦЫ -


Какой звук нам слышится после Ц . Нам не понятно какую букву нужно писать, в 1 и во 2 случае слышится Ы, давайте обратимся к фонетике и напишем транскрипцию этих слов.

Несмотря на то, что слышится \Ы\ везде слова написаны по-разному. В чём же принцип?


И здесь на помощь к нам приходит МОРФЕМИКА. Я разбила слова на 4 группы не случайно, посмотрите внимательно и подумайте, в какой части слова находятся буквы И - Ы после Ц.




1.Цирк 2. нация 3. страницы 4.синицын

Цифра лекция куцый курицын

Акация


Буква в слово закан. А здесь в суффик.

На – ЦИЯ в какой

корне Морф.?

В оконч.


А ПОЧЕМУ Я РАЗДЕЛИЛА СЛОВА чертой?

Слева пишется буква И, справа 2 случая пишется буква Ы.


Ребята, давайте сформулируем правило!

Несколько учеников проговаривают правило:

Написание И – Ы после Ц. буква И пишется в корне и если слово заканчивается на - ЦИЯ. Буква Ы пишется в окончании и в суффиксе – ын.


Запишем в тетрадь опорную схему.









Но вы знаете, что во многих правилах русского языка есть исключения! И здесь тоже.

Маленькая история о том, откуда произошли исключения в правиле И- Ы после Ц.

- слова с таким сочетанием чаще всего являются иноязычными. А что такое иноязычные слова? (это те слова, которые пришли к нам из других языков)

- так в других яз. Буква ц передаётся другими мягкими звуками (например, civilis – в латыни цивилизация)

- в русском же языке буква Ц передаёт только твёрдый звук.

- А так как иностранных слов с ЦЫ в корне подавляющее большинство, то русские слова с ЦЫ в корне попали в исключения. Вот такой парадокс – в русском языке исключениями стали русские слова.

ЧТО ЭТО ЗА СЛОВА? Давайте обратимся к карточкам на парте..

(1 ученик зачитывает) Ребята для того, чтобы правило или исключения лучше запоминались, придумывают «запоминалки». Попробуйте и вы сейчас составить предложение –запоминалку в течение 3 минут. Можно ли использовать производные слова? (конечно, ведь в них также будет писаться буква Ы, какие это могут быть производные слова : ЦЫГАНСКИЙ, ЦЫПЛЯЧИЙ) все молодцы…

Общую записываем: ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЁЛ К ЦЫПЛЁНКУ И ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!»

ВЫВОД: если мы не знаем, какую букву писать после Ц Ы или И. То,

  1. Смотрим, не является ли это слово исключением.

2. Смотрим, в какой морфеме находится





ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Работа с учебником УПР 488 (1)

1 уч. Читает задание - 4 ученика у доски - я им расчерчиваю колонки.

ци

-ция

цы

цын

Цитрусовые

Цистерна

Циркачка

Цитата

Циновка

цилиндр

Авиация

Эволюция

Информация

Ситуация

Лекция

Администрация

Акация

Огурцы

Две лисицы

Молодцы

Скворцы

Братцы

У границы

Лисицын

Сестрицын

Синицын




Значение слов спросить? ОБЪЯСНИТЬ

Цитрусовые – группа растений рода цитрус (Лайм, лимон…)

Цистерна – ёмкость для хранения и перевозки жидкостей

Цитата – дословная выдержка из текста

Циновка – плотное плетёное изделие из соломы.

Цилиндр – геометрич. тело, шляпа

Эволюция - развитие. Изменение.

Авиация – от лат. Слова avis – птица. Летание на аппаратах в воздушном пространстве.

Акация – ( по Ушакову) дерево или кустарник с жёлт. Или бел. Цветами.

4 ученика - 4 оценки

Ребята, а какие слова нам не встречались в упражнении?

Верно, исключения, а давайте ещё раз вспомним исключения! ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЁЛ К ЦЫПЛЁНКУ И ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!»



Физическая разминка

Ребята, а теперь давайте отдохнём. Сделаем разминку.

Укрепляем мышцы, (потягиваемся)

Разминаем пальцы,

Подтягиваемся на цыпочках.

Упражнение «Ножницы».

Ах, какие молодцы!

- Какие слова в разминке относятся к нашей теме? МУЗЫКА







Диктант-молчанка ( см. Презентация)

Учитель показывает иллюстрацию, дети записывают слово.

Акация, коллекция, синицы, цирк, циркуль, цистерна, цитрусовые, циферблат, цыгане, цыплёнок.

Проверка, ученики зачитывают.



ЗАДАНИЕ: Лексические загадки. Учитель говорит лексическое значение слова, ребята записывают, что это за слово. Если кто-то не знает, то пропускает место. С красной строки № 1

  1. Основной Закон государства. – конституция ( начинаем вместе)

  2. Точная выдержка из какого-либо текста. – цитата



  1. Род перчаток с отделением только для большого пальца – рукавицы.

  2. Тренировка театрального или иного представления без зрителей – репетиция.

  3. Кушанье из фарша, тушённого в капустных листьях – голубцы.

  4. Одноглазое мифическое существо – Циклоп

  5. Детёныш курицы. – цыплёнок





Выборочный диктант: (см. АУДИО ) Ученики прослушивают текст 1 раза. Должны определить тему текста и назвать количество микротем.( УСТНО) Второй раз - выписать все слова на правило И ,Ы после ц в два столбика. Повторяющиеся слова не писать.

В табличку И___________________Ы

Цирк, Синицын, борцы, наездницы, мотоциклисты, цифра, улицы, акации, на цыпочках, круглолицый.



(ученики пишут. 2 минуты по памяти, после взаимопроверка по слайду)

Подведение итогов работы.

Д/З Составить маленький рассказ со словами на орфограмму И-Ы после Ц

Итог урока: ребята, какую орфограмму мы изучали?

Что нам лучше всего удалось?

С каким заданием справиться было сложно?

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Рефлексия: ребята встают! Спасибо вам огромное за урок, с вами было интересно и приятно работать ! А сейчас …

У меня для вас цитрусовые. Как вы думаете почему? Снова слово на наше правило, вспомните поставленные задачи, если вы считаете, что сегодня вы всё поняли и справились с заданиями отлично. Возьмите цитрусовые из 1 корзины, если вы считаете, что всё у вас не всё получалось, то из 2 корзины.



















8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ