Конспект урока на тему "ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ОТЛИЧИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ОТ СВОБОДНЫХ СОЧЕТАНИЙ"
Тема: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ОТЛИЧИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ОТ СВОБОДНЫХ СОЧЕТАНИЙ».
Урок подготовила: учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №3 г. Ейска муниципальное образование Ейский район Мелешко Анна Петровна
Структура и ход урока:
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
(Слайд 2)
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Ребята, запишите в тетради число и «классная работа».
Приветствуют учителя, записывают тему урока
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
2
Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
– Из приведённых слов (слова представлены на слайде с помощью компьютера) составьте пары: многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы .(слайд 3)
I вариант: орфография, над, острый (нож), карьер (глубокий), под, (скакать) в карьер, острый (язык), правописание.
II вариант: язычок (замка), лингвистика, совершенный (вид), языкознание, оптимизм, язычок (ботинка), пессимизм, совершенный (человек).
– Проверьте себя (следующий слайд с ключами).
I вариант: острый (нож), острый (язык); орфография, правописание; карьер (глубокий), (скакать) в карьер; над; под.
II вариант: язычок (ботинка), язычок (замка); лингвистика, языкознание; совершенный (вид), совершенный (человек), оптимизм, пессимизм. (слайд 4):
2. Устный рассказ на тему: «Богатство русского языка» (в качестве примеров можно использовать названные в языковой разминке слова). 1)Соответствует ли рассказ предложенному плану?
2) Насколько доказательными были утверждения автора?
3) Есть ли примеры?
4) Правильно ли подобраны примеры?
5) Общее впечатление от ответа (выразительность речи, богатство словаря, правильность произношения, наличие или отсутствие речевых ошибок и т.д.).
Выполнение задания по вариантам, самопроверка работ
Учащиеся слушают выступления и дают рецензии-оценки на ответ по плану (план можно вывести на слайде с помощью компьютера)
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать (подводить под понятие), обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.
3.
Введение в тему с постановкой вопросов к уроку.
Определение темы урока.
Прочитайте предложения в двух столбиках.
У него денег кот наплакал.
В этом деле комар носу не подточит.
В разговоре он собаку съел.
Кот замяукал тихо и жалобно.
Комар тонко пищал над ухом.
Сын давно просил купить собаку.
Объясните смысл предложений в первом столбике.
Говорится ли в них о животных (насекомом)?
Назовите сочетания, которые можно заменить одним словом.
Такие сочетания называются фразеологизмами. (слайд 5)
Сформулируем проблему урока.
Затем ученики задают вопросы по теме
(Что такое фразеологизмы? Какими признаками они обладают? Чем фразеологизмы отличаются от обычных сочетаний слов? Как найти фразеологизмы? Где узнать их значение?).
Ученики проводят наблюдение над фразеологизмами и свободными сочетаниями, включающими одни и те же слова, выписывают словосочетания, которые можно заменить одним словом, делают предположение об отличительных признаках фразеологизмов (использование слов не в их прямых значениях, возможность заменить одним словом всё сочетание).
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
4.
Открытие новых знаний.
1. Чтение текста на странице 59.
– На какие вопросы вы нашли ответы?
– Совпали ли ваши выводы об особенностях фразеологизмов с информацией, которую вы узнали из текстов определений?
– Как вы понимаете выражение «устойчивые сочетания слов»?
– Попробуйте перечислить особенности фразеологизмов и составить схему-опору для этого понятия.
Составление схемы понятия (слайд 6)
Физминутка (выполняется под музыку) (слайд
Все движения разминки повторяем без запинки!
Ученики сравнивают выражения в столбиках по заданиям, выявляют признаки фразеологизмов, делают общий вывод о характере фразеологизмов.
Составление схемы-опоры совместно с учителем
Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
5.
Развитие учебноязыковых и речевых умений.
1. Тренировочные упражнения.
а) Запишите, определите лексическое значение фразеологизмов.
Бить баклуши, попасть впросак, заклятый враг, сломя голову, точить лясы, закадычный друг, кромешная тьма, с гулькин нос. (слайд 7)
«Перекличка» между рядами: один ряд читает фразеологизм, другой объясняет значение, третий составляет предложение. Затем очерёдность меняется.
б) Игра «Веселые картинки» (задание по группам).
По картинке с изображением медведя, осла, обезьяны, лисы назвать и записать фразеологизм, содержащие название животного. (слайд 8, 9, 10, 11)
в) Очень часто мы неверно объясняем значения фразеологизмов. Найдите и исправьте ошибки в толковании фразеологизмов.
наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
кот наплакал – довести кота до слёз
подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
кот наплакал – много
спустя рукава – прилежно
мартышкин труд – бесполезная работа
знать назубок – наизусть
во весь дух – очень медленно
от доски до доски – от начала до конца
с гулькин нос – мало
горе луковое – талантливый человек
при царе Горохе – очень давно (слайд 12)
г) составить текст по рисункам:
( Не нравилось Васе в школе. «В школе, – думал Вася, – мухи от скуки дохнут». Так и продолжал бы он витать в облаках, но учительница сказала ему строго: «Если не возьмешь себя в руки, то можешь вылететь из школы!». У Васи от страха сердце в пятки ушло. Перестал он валять дурака и взялся за ум.)
2. Выборочный диктант.
Задание: выписать все фразеологизмы (текст читается 2 раза; второй раз медленно, чтобы учащиеся успели выписать фразеологизмы), объяснить их значение.
1) Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
2) Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы ему взять себя в руки. А нам дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – голову даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
3) Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
Работа по заданию
проверяется общекультурное умение – понимать (объяснять) значение разговорных фразеологизмов, правильно употреблять их в речи;
Ответы на вопросы
Работа в группах
Выполнение задания
Познавательные УУД
1. Различать словари разных типов, извлекать информацию из словарей, сравнивать её.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
3. Владеть разными видами аудирования (выборочного, ознакомительного, детального).
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
6
Рефлексия
Выберите верное утверждение (устно). (слайд 13)
Фразеологизмы являются одним членом предложения.
Фразеологизм является самостоятельным предложением.
Во фразеологизме можно менять порядок слов.
Значение фразеологизма равно значению одного слова.
Значение фразеологизма равно сумме значений слов, входящих в него.
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов.
– Опираясь на составленную схему, расскажите об особенностях фразеологизмов.
– Вспомните ключевое слово предыдущего урока и закончите фразу:
Фразеологизмы – это… (богатство русского языка).
- Что нового узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Кто доволен своей работой на уроке? (слайд 14)
Ответы на вопросы
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы
VII. Домашнее задание.
Из художественного произведения найти и выписать 10 фразеологизмов.
2)Подготовьте сообщение на одну из тем (по выбору, устно):
- Об этом фразеологизме хочется рассказать?
- Фразеологизмы – свидетели истории народа.
- Эти фразеологизмы стали пословицами. (слайд 15)
Учащиеся записывают домашнее задание дневниках.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ