Конспект урока для 8 класса "Третьяковская галерея"
Однородные члены предложения
Урок-экскурсия «Третьяковская галерея» в 8 классе
Цели урока:
- повторение и контроль знаний учащихся по теме; развитие умений и навыков нахождения однородных членов в предложении, постановки знаков препинания;
- развитие устной и письменной речи, умения грамотно и эмоционально выразить свои впечатления;
- вызвать интерес к шедеврам русской живописи, развитие эстетического вкуса и кругозора учащихся.
Тип урока: урок-повторение.
Оборудование: компьютер, слайды, схемы, карточки.
Межпредметная связь: история, изобразительное искусство.
Ход урока:
Настоящее искусство всегда человечно,
потому что создает его мыслящий, чувствующий, думающий человек.
Б. Эренгросс
I. Организационный момент.
Постановка цели урока.
II. Слово учителя.
Знакомство с содержанием эпиграфа.
Сегодня на уроке мы не только повторим тему «Однородные члены предложения», но и отправимся на заочную экскурсию в Третьяковскую галерею.
Третьяковская галерея – крупнейший музей русского искусства, сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая шедевры, созданные более чем за тысячу лет. Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова, коллекционировавшего с 1856 года произведения современных ему художников.
Сегодня наши экскурсоводы познакомят вас с историей создания Третьяковской галереи, с шедеврами известных русских художников 19 века.
III. Рассказ о Третьяковской галерее. (стр. 165-166, учебник)
Третьяковская галерея – один из замечательных русских музее в Москве. Это самая крупная сокровищница русского и советского изобразительного искусства: живописи, графики и скульптуры от XI века до наших дней.
Основателем галереи был Павел Михайлович Третьяков. Он был не просто собирателем, он пристально следил за развитием русского искусства, радовался его успехам, заботился о том, чтобы лучшие произведения, отмеченные талантом, попадали в его собрание. Передовые мастера России: Перов, Крамской, Суриков, Репин и другие видели в Третьякове человека, страстно преданного интересам русской культуры. Они высоко ценили его намерение превратить свою коллекцию в национальный музей.
К 80-м годам XIX века собрание Третьякова значительно переросло рамки частной коллекции, и он сделал его доступным для общественного обозрения. В 1892 году Павел Михайлович передал свое собрание, а также коллекцию, завещанную братом С. М. Третьяковым, в дар Москве.
В Третьяковской галерее находятся богатейшие коллекции древнерусской иконописи 11-17 веков, живописи 18-20 веков, скульптуры, графики. Блистательно показано в музее творчество талантливых пейзажистов И. Левитана и И. Шишкина, мариниста И. Айвазовского.
Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами, прочитайте их и объясните расстановку знаков препинания.
IV. Фронтальный опрос.
Какие члены предложения называются однородными? Примеры.
Какими частями речи они могут быть выражены? Примеры.
В чем отличие распространенных и нераспространенных однородных членов? Примеры.
Как могут соединяться однородные члены предложения?
Задание: Расставить знаки препинания в схемах:
1. и O и O и O и O
2. O зато O
3. не только O но и O
4. как O так и O
5. ни O ни O ни O
6. O и O O и O
V. Рассказ о художнике Левитане.
Исаака Левитана (1860-1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передавать живое дыхание природы.
Исаак Левитан родился 18 августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартий в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву.
В 13 лет Исаак Левитан был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Его преподаватели были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.
Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Вечер на Волге», 1888 год; «Корниш. Юг Франции», 1894; «Озеро Комо», 1894; и другие.
В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.
Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.
Задание: Найти предложения с однородными членами, которые соответствуют схемам:
1. O, O и O
2. O и O
3. O, O, O, O
4. O, O, O
VI. Устное рисование.
Рассмотрите картину И. Левитана «Золотая осень» и ответьте на вопросы:
1. Расскажите, что вы видите на картине?
2. Какое впечатление производит на вас эта картина?
3. Какие чувства и мысли вызывает?
VII. Творческое списывание
Списать текст, выбрать и вставить подходящие по смыслу прилагательные, определить однородные и неоднородные определения.
Художник изобразил … речку с … берегами. На освещенном солнцем берегу раскинулась … роща. Величаво стоят … березки. … осинки тянутся вверх. На … траве лежит ковер … листьев.
Картина радует нас гармонией красок и в то же время пробуждает чувство … грусти.
Скоро подует … ветер и деревья уронят свой последний … наряд.
Слова для справок: тихую, задумчивыми, золотая, стройные, тонкие, побуревшей, пожелтевших, золотых, медно-красных, багряных, легкой, холодный, праздничный, золотой.
VIII. Рассказ о художнике И. И. Шишкине.
Имя И. И. Шишкина пользуется заслуженной известностью и любовью. С полотен художника смотрят на зрителя захватывающие своей величавой красотой образы русской природы: волнующиеся, как золотое море, хлебные поля, бескрайние русские равнины, одетые в седые туманы лесные дали, залитые солнцем и опьяняющие смолистым запахом сосновые леса, окутанные мглой лесные дебри. На полотнах И. И. Шишкина русская природа предстает перед нами богатырски могучей, величественной, раздольной и неисчерпаемо богатой.
Шишкин умел увидеть природу глазами самого народа и выразить в своих полотнах все сокровенные думы о земле, величавой красавице и доброй обильной кормилице.
Задание: Найти предложение с однородными членами, объяснить постановку знаков препинания. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
IX. Рассказ о картине И. И. Шишкина «Корабельная роща».
На 26 передвижной выставке появилось последнее произведение Шишкина «Корабельная роща». Эту картину художник написал у себя на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще. Картина является итогом огромной работы художника, в нее он сумел вложить весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.
1. Почему Шишкин назвал свою картину «Корабельная роща»?
2. Как бы вы по-своему назвали картину?
3. Что, по мнению художника, является главным на картине?
X. Осложненное списывание.
Списать текст. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Ра..лапистые ветви хв..я, яркая и теплая на свету и мрач(?)ная в тени, пр..зрачная вода серый камень з..леная трава серо-зеленый мох п..дмытый потоком берег выбравш..еся из-под земли наружу кривые корни все зам..чает взгляд ж..вописца. Но при этом художник помнит о главном, ради к..торого задумал и писал картину. А главное на картине – русский лес. Стройные сил(?)ные, чуть ли не до самого неба.
XI. Рассказ о художнике И. К. Айвазовском.
В погожий летний день в маленьком крымском городке Феодосии, под плеск набегающей бирюзовой волны, в армянской семье Константина Гайвазовского родился сын Ованес. Этот день был ничем особо не примечателен, но надо сказать, что он навсегда прославил и город Феодосию и Россию.
Родился великий певец Айвазовский – виртуоз кисти, постигший все тонкости изображения «марин» и достигший вершин славы. Его шедевры украшают лучшие собрания мира.
Художник, создавший этот поток шедевров, обязан не только своему таланту и трудолюбию. Прежде всего создание мира его образов определено родиной – Феодосией, где еще малышом он привык видеть и научился любить море.
Словарная работа: маринист – художник, изображающий морской вид.
Задание: Рассмотреть картину Айвазовского «Черное море» и ответить на вопросы:
1.Каким изображено на картине Черное море?
2. Какое впечатление производит на вас эта картина?
3. Какие чувства и мысли вызывает?
4. Представьте, что вы оказались на Черном море. Что вы чувствуете, видите и слышите?
XII. Графический диктант.
Расставить знаки препинания, где нужно, и объяснить их расстановку при помощи графической схемы.
1838 год. Весна. Феодосия. Перед Иваном Айвазовским родное Черное море. В тишину весеннего полдня врывается рокот прибоя.
Вспененное яростное море гонит седые валы, и они с ревом вздымаются и рассыпаются у прибрежных камней. _______________________
Только крик чаек грохот и стоны суровой стихии вспугивают разомлевшую от майского зноя тишину. ________________________________
Художник как зачарованный глядит на ярчайшую гамму красок, рожденную весной морем и солнцем. __________________________
Он весь, весь до конца отдается этой вечной музыке, повторяющейся из года в год миллионы лет.
XIII. Подведение итогов.
На уроке мы повторили однородные члены предложения. Вспомнили, какие знаки препинания ставятся, если при однородных членах предложения есть обобщающие слова. Прикоснулись к малой толике богатства Третьяковской галереи, познакомились с великими русскими художниками, с шедеврами их таланта.
Выставление оценок.
XIV. Домашнее задание. По выбору
Написать сочинение по картине, которая больше всего вам понравилась.
Найти предложения с однородными членами, графически объяснить расстановку знаков препинания.
2. упражнение 6 страница 146
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
V. Рассказ о художнике Левитане.
Исаака Левитана (1860-1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передавать живое дыхание природы.
Исаак Левитан родился 18 августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартий в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву.
В 13 лет Исаак Левитан был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Его преподаватели были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.
Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Вечер на Волге», 1888 год; «Корниш. Юг Франции», 1894; «Озеро Комо», 1894; и другие.
В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.
Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.
Задание: Найти предложения с однородными членами, которые соответствуют схемам:
1. O, O и O
2. O и O
3. O, O, O, O
4. O, O, O
VI. Устное рисование.
Рассмотрите картину И. Левитана «Золотая осень» и ответьте на вопросы:
1. Расскажите, что вы видите на картине?
2. Какое впечатление производит на вас эта картина?
3. Какие чувства и мысли вызывает?
VII. Творческое списывание
Списать текст, выбрать и вставить подходящие по смыслу прилагательные, определить однородные и неоднородные определения.
Художник изобразил ………………речку с ………………берегами. На освещенном солнцем берегу раскинулась ……………. роща. Величаво стоят ………………….. березки. …………………. осинки тянутся вверх. На ………………… траве лежит ковер ……………………………………………………………………………….. листьев.
Картина радует нас гармонией красок и в то же время пробуждает чувство ………….. грусти.
Скоро подует ……………….. ветер и деревья уронят свой последний ……………….. наряд.
Слова для справок: тихую, задумчивыми, золотая, стройные, тонкие, побуревшей, пожелтевших, золотых, медно-красных, багряных, легкой, холодный, праздничный, золотой.
VIII. Рассказ о художнике И. И. Шишкине.
Имя И. И. Шишкина пользуется заслуженной известностью и любовью. С полотен художника смотрят на зрителя захватывающие своей величавой красотой образы русской природы: волнующиеся, как золотое море, хлебные поля, бескрайние русские равнины, одетые в седые туманы лесные дали, залитые солнцем и опьяняющие смолистым запахом сосновые леса, окутанные мглой лесные дебри. На полотнах И. И. Шишкина русская природа предстает перед нами богатырски могучей, величественной, раздольной и неисчерпаемо богатой.
Шишкин умел увидеть природу глазами самого народа и выразить в своих полотнах все сокровенные думы о земле, величавой красавице и доброй обильной кормилице.
Задание: Найти предложение с однородными членами, объяснить постановку знаков препинания. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
IX. Рассказ о картине И. И. Шишкина «Корабельная роща».
На 26 передвижной выставке появилось последнее произведение Шишкина «Корабельная роща». Эту картину художник написал у себя на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще. Картина является итогом огромной работы художника, в нее он сумел вложить весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.
1. Почему Шишкин назвал свою картину «Корабельная роща»?
2. Как бы вы по-своему назвали картину?
3. Что, по мнению художника, является главным на картине?
X. Осложненное списывание.
Списать текст. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Ра…лапистые ветви хв…я, яркая и теплая на свету и мрач(?)ная в тени, пр…зрачная вода серый камень з…леная трава серо-зеленый мох п…дмытый потоком берег выбравш...еся из-под земли наружу кривые корни все зам...чает взгляд ж…вописца. Но при этом художник помнит о главном, ради к…торого задумал и писал картину. А главное на картине – русский лес. Стройные сил(?)ные, чуть ли не до самого неба.
XI. Рассказ о художнике И. К. Айвазовском.
В погожий летний день в маленьком крымском городке Феодосии, под плеск набегающей бирюзовой волны, в армянской семье Константина Гайвазовского родился сын Ованес. Этот день был ничем особо не примечателен, но надо сказать, что он навсегда прославил и город Феодосию и Россию.
Родился великий певец Айвазовский – виртуоз кисти, постигший все тонкости изображения «марин» и достигший вершин славы. Его шедевры украшают лучшие собрания мира.
Художник, создавший этот поток шедевров, обязан не только своему таланту и трудолюбию. Прежде всего создание мира его образов определено родиной – Феодосией, где еще малышом он привык видеть и научился любить море.
Словарная работа: маринист – художник, изображающий морской вид.
Задание: Рассмотреть картину Айвазовского «Черное море» и ответить на вопросы:
1.Каким изображено на картине Черное море?
2. Какое впечатление производит на вас эта картина?
3. Какие чувства и мысли вызывает?
4. Представьте, что вы оказались на Черном море. Что вы чувствуете, видите и слышите?
XII. Графический диктант.
Расставить знаки препинания, где нужно, и объяснить их расстановку при помощи графической схемы.
1838 год. Весна. Феодосия. Перед Иваном Айвазовским родное Черное море. В тишину весеннего полдня врывается рокот прибоя.
Вспененное яростное море гонит седые валы, и они с ревом вздымаются и рассыпаются у прибрежных камней. _______________________
Только крик чаек грохот и стоны суровой стихии вспугивают разомлевшую от майского зноя тишину. ________________________________
Художник как зачарованный глядит на ярчайшую гамму красок, рожденную весной морем и солнцем. __________________________
Он весь, весь до конца отдается этой вечной музыке, повторяющейся из года в год миллионы лет.
Домашнее задание. По выбору.
1. Написать сочинение по картине, которая больше всего вам понравилась.
Найти предложения с однородными членами, графически объяснить расстановку знаков препинания.
2. упражнение 6 страница 146
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ