Конспект урока для 7 класса «Наречие. Повторение и обобщение изученного»

Обобщающий урок в 7 классе: «Наречие. Повторение и обобщение изученного».

Цели:

Обучающие:

- повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме « Наречие»;

- совершенствовать умение работать с текстом, находить в тексте наречия;

- содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.

-раскрыть изобразительно-выразительную и текстообразующую роль наречий;

- обогатить словарный запас учащихся наречиями;

- формировать навыки правильного употребления наречий в устной и письменной речи

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Воспитательные:

- на материале текста создать условия для размышления на нравственную тему воспитания совестливости;

- способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;

- воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

доска, мультимедийный  проектор, компьютер, раздаточный материал.

Тип урока: урок обобщающего повторения .

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать и уметь применять правила правописания наречий, понимать их роль в тексте.

Метапредметные: способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их прояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация

Прочитайте высказывания А. С. Пушкина и М. Горького о наречии.

1. Наречие живописует глагол. (А.С.Пушкин, великий русский поэт)

2. Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь  точной, образной,  выразительной. (М.Горький, русский писатель)

Согласны ли вы с мнением великих знатоков русского языка. Аргументируйте свой ответ.

  1. Прочитайте выразительно текст, составленный по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина

« Пропала совесть»

ГДЕ ЖИВЕТ СОВЕСТЬ?

Как-то на дороге валялась Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начернооклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господи, — в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем — и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия». (По М. Е. Салтыкову-Щедрину)

4.Задания к тексту

1. О чем этот текст, какова его тема?

2.Определите стиль и тип текста. ( Художественный, повествование )

3. Сформулируйте основную мысль. (Совесть заставляет совершать добрые дела и стыдиться плохих, а это не всем нравится.)

4. Слова какой части речи помогают ее раскрыть? ( Глаголы: валялась, обмануть, понаушничать, польстить; настрадалась, выбрасывали и т.д., причастия: оплеванная,затоптанная)

5. Какова роль наречий? (Они уточняют, обозначают, связывают, выражают)

6. Выпишите наречия, графически объясните их правописание. Какие правила мы повторили?

( Слитное, дефисное, раздельное написание; о-а на конце наречий; Ь на конце наречий.)

7. Какие еще орфограммы в наречиях мы изучали? (правописание Н-НН ; слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)

8.Найдите устаревшие слова, объясните их значение.


5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели

Изучать характер мой.

Задание:  запишите словосочетания с наречиями (встали дружно, энергично повертелись, тихонько сели)



6.Напишите сочинение-рассуждение « Почему надо быть совестливым»

(Сочинение Губаревой Н.)



Человеку необходимо иметь совесть.

Во-первых, совестливые люди никогда не смогут совершать дурные поступки: исподтишка вредить, со зла клеветать, без спросу брать чужое, в насмешку осуждать, в отместку уничтожать.

Во-вторых, издавна людей, живущих по совести, все уважают и любят, потому что с ними можно искренне говорить, не опасаясь предательства и измены, попросту общаться, по-хорошему, по-дружески решать все проблемы.

Следовательно, крепко-накрепко навеки нужно всем запомнить, что без совести жить нельзя.



7.Сделаем вывод: какова роль наречий в тексте?

- наречие обозначает признак действия и уточняет его;

- наречие называет чувство;

- наречие может связывать предложения в тексте;

- наречие называет признак другого признака, усиливают его.

8. Рефлексия. Отметим лучшие ответы и работы.

Номинации:

- знаток наречий;

- лучшее устное высказывание;

- лучшая творческая работа;

- лучший исследователь;

9. Домашнее задание





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ