Конспект урока для 3 класса "Неопределённая форма глагола"
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей
город Орехово-Зуево
Автор: Горбачева Галина Анатольевна
Неопределенная форма глагола.
3 класс УМК Планета Знаний
Урок русского языка
3 класс
Тема урока: «Неопределённая форма глагола»
Цели урока:
продолжить работу с глаголами неопределённой формы;
развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи глаголы неопределённой формы;
закрепить знания о глаголе как части речи;
научить распознавать форму слова и однокоренные слова;
познакомить учащихся с фразеологизмами, обогащать речь учащихся;
развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку;
воспитывать толерантность, умение работать в паре, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.
Оборудование:
Карточки с записанными на них словами.
Индивидуальные листы - задания.
АРМ учителя.
Интерактивная доска.
Презентация к уроку.
Ход урока
Формируемые УУД
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной форме;
выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах;
учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания.
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
использовать в работе на уроке словари,
Познавательные: прогнозировать, предполагать;
наблюдать, устанавливать взаимосвязи;
выделять существенную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи;
ставить и формулировать проблему;
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
умение использовать фразеологизмы в своей речи;
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками;
строить монологическое высказывание;
оформлять свою речь в устной и письменной речи;
сотрудничать в совместном решении проблемы;
отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению.
Личностные: принимать образ хорошего ученика;
установка на здоровый образ жизни;
воспринимать речь учителя (одноклассников);
способность оценивать своё поведение и поведение других в соответствии с нравственными нормами;
формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению;
освоение личностного смысла учения, желания учиться.
План урока
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные действия
регулятивные
познавательные
коммуникативные
личностные
Организацион-ный момент.
- Добрый день! Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны, помогайте друг другу.
- Пожалуйста, запишите в тетрадях число.
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы.
Делают записи в тетрадях
Выполнение учебных действий в устной форме.
Формировать интерес (мотивацию) к учению
2.Чистописание
- Прочитайте слова. Какие из них вам непонятны?
Кран, воск, экран, рупор, кекс, кнут, пара, мост.
- Какая буква повторяется в словах пять раз? Запишем её в сочетании с гласными.
ро ря ры ра ру
ор яр ыр ар ур
Отвечают на вопросы.
Читают слова.
Записывают слоги.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
3. Словарная работа.
- Прочитайте. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Запишите.
(В) к..нце з..мы ж..тели Ро....ии г..товятся (к) встреч.. в..сны. Это в..сёлый праз..ник – Масленица!
- Что вы знаете об этом празднике?
Читают предложения. Объясняют написание слов.
Записывают предложения.
Отвечают на вопрос.
Уметь видеть орфограмму, выделять корни в словах, подбирать проверочные слова.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению.
4.Актуализация знаний.
- Из букв каждой строки составьте слово. (СЛАЙД 3).
е к а ь б д р (декабрь)
ь а ф л е р в (февраль)
а о л л г г (глагол)
в я р ь а н (январь)
- Найдите «лишнее» слово. Объясните свой выбор.
- Назовите тему урока.
- Что вы уже знаете про глаголы?
Составляют слова.
Называют «лишнее слово». Объясняют свой выбор.
Называют тему урока.
Отвечают на вопрос.
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить,
Работа в группах. Повторение знаний о глаголе.
- Многие задания сегодня вы будете выполнять в группах. Вспомните, пожалуйста, правила групповой работы.
-Возьмите карточку голубого цвета. Внимательно прочитайте вопросы в упражнении № 1 (Приложение 1.) и выберите правильный ответ. Объясните свой выбор.
Организует проверку.
- Поднимите руку те, кто уверен, что на все вопросы ответил правильно?
Повторяют правила работы в группах.
Выполняют задания.
Проверяют.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению.
Воспринимать речь учителя (одноклассников).
6. Работа по теме урока.
- Прочитайте текст. Подчеркните глаголы. Определите время и число глаголов. (Приложение 1.)
№ 2.
В. Лунин
… И в гостях, и дома можно
валяться на диване,
на стенке рисовать,
жука хранить в кармане,
лица не умывать,
кричать, по лужам бегать,
спилить у стула ножки,
не спать и не обедать,
скакать верхом на кошке…
- Что интересного заметили?
- Почему эта форма глагола так называется?
- Приведите примеры глаголов, которые стоят в неопределённой форме.
Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.
Приводят примеры.
Выполнение учебных действий в устной форме.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; анализировать, сравнивать.
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь.
7. Физкульминутка
Упражнения для глаз. (Приложение 2.)
Выполняют упражнения для глаз.
Установка на
здоровый образ
жизни.
8. Работа по теме урока (продолжение).
На доске записаны слова:
Помощь, речь, беречь, стеречь, полночь, стричь, тишь, лечь, течь.
№ 3.
- Прочитайте слова. Чем они похожи? На какие группы можно разделить слова?
Самостоятельная работа в группах.
1, 3 группы – запишите имена существительные.
- Почему на конце пишется мягкий знак?
2, 4 группы – запишите глаголы в неопределённой форме.
- Почему на конце пишется мягкий знак?
Организует проверку.
- Какие слова записали все группы? Почему? (Течь.)
- Составьте предложения с этими словами. Запишите два предложения, в которых одинаковое слово обозначает разные части речи. Укажите все части речи.
Читают.
Отвечают на вопросы.
Выполняют самостоятельную работу в группах.
Отвечают на вопросы.
Проверяют.
Отвечают на вопросы.
Составляют и записывают предложения.
Выполняют задания.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах.
Строить монологическое высказывание.
Сотрудничать с одноклассниками.
9. Проблемная ситуация.
- Прочитайте пары глаголов.
умываться - умывается
хвалиться – хвалится
веселиться – веселится
кружиться - кружится
- Скажите, пожалуйста, почему в первом глаголе пары пишется мягкий знак, а во втором – нет? (ПРОБЛЕМА!)
- Какое значение придаёт этим глаголам частица -ся?
- Я буду называть слова, а вы запишите глаголы в два столбика.
Мчаться, трудиться, кидается, браниться, прятаться, торопится, сдвинуться, строится, приклеится, ругаться, закрывается, не теряться, начинается, задержаться, готовится, смеётся.
Читают, отвечают на вопросы.
Высказывают предположения.
Выполняют задание в группах.
Учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания.
Ставить и формулировать проблему.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
11. Физкультурная минутка.
Проводит упражнения «Бодрость за одну минуту».
(Приложение 2.)
Выполняют упражнения.
Установка на
здоровый образ
жизни.
12. Развитие речи. Работа с фразеологизмами.
- Как называются яркие устойчивые выражения, которые мы часто слышим и употребляем в речи? (Фразеологизмы.)
Фразеологизмы – это изречения, которые образно описывают окружающую нас действительность, наши эмоции и чувства. Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение. Эти выражения можно услышать в разговоре с близкими людьми, во время просмотра телепередачи, прочитать в книге, газете, журнале.
В состав многих фразеологических сочетаний входят глаголы в неопределённой форме.
- Посмотрите на рисунки и попробуйте назвать фразеологизмы.
(СЛАЙДЫ 8, 9, 10, 11, 12).
- Соедините стрелками фразеологизмы и их значение в
упражнении № 3 (Приложение 1.)
Отвечают на вопросы.
Рассматривают рисунки. Называют фразеологизмы.
Выполняют задания на карточках, используя словари фразеологизмов.
Использовать словари.
Сотрудничать с одноклассниками.
Способность оценивать
своё поведение и поведение
других в соответствии с
нравственными нормами.
13. Рефлексия.
- Что делали на уроке?
- Что нового узнали?
- Что ещё вы хотите узнать об именах существительных?
- Какие задания вызвали затруднения?
Отвечают на вопросы.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах.
Строить монологическое высказывание.
14. Домашнее задание.
- Попробуйте самостоятельно объяснить значение фразеологизмов:
становиться на пути, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока (на карточке). (Приложение 1.)
Читают тексты, задают вопросы.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах.
Используемые ресурсы
Агеева И.Д. Весёлые диктанты. – М.: ТЦ Сфера, 2002г.
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004г.
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. - М.: Просвещение, 1995г.
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 класс. Вторая часть. – М.: Просвещение, 2009г.
Словарь фразеологизмов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Упражнение № 1.
Глагол – это часть речи,
А) которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?
Б) которая отвечает на вопросы кто? что?
Глаголы обозначают
А) обозначает предмет.
Б) действие предмета.
Глаголы имеют начальную форму,
А) которая отвечает на вопросы какой? какие?
Б) которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В предложении глагол является
А) второстепенным членом предложения.
Б) сказуемым.
Глаголы изменяются
А) по числам и падежам.
Б) по числам и временам.
В) по родам и падежам.
Упражнение № 2.
Прочитайте текст. Подчеркните глаголы. Определите время и число глаголов.
В. Лунин
… И в гостях, и дома можно
валяться на диване,
на стенке рисовать,
жука хранить в кармане,
лица не умывать,
кричать, по лужам бегать,
спилить у стула ножки,
не спать и не обедать,
скакать верхом на кошке…
Упражнение № 3.
Соедините стрелками фразеологизмы и их значение.
Ломать голову -
обманывать кого-либо, вводить в заблуждение.
Зарубить на носу -
опускать голову, задремав на мгновение.
Кусать себе локти -
напряжённо думать, размышлять.
Клевать носом -
твёрдо, раз и навсегда запомнить.
Находить общий язык -
горько сожалеть по поводу чего-либо упущенного, безвозвратно потерянного.
Водить за нос -
приходить к взаимопониманию, согласию.
Домашнее задание
Упражнение № 7.
Объясните значение фразеологизмов. Напишите.
становиться на пути –
стоять грудью –
держать оборону –
разбить в пух и прах –
сложить оружие –
беречь как зеницу ока -
Упражнение № 7.
Объясните значение фразеологизмов. Напишите.
становиться на пути –
стоять грудью –
держать оборону –
разбить в пух и прах –
сложить оружие –
беречь как зеницу ока -
Упражнение № 7.
Объясните значение фразеологизмов. Напишите.
становиться на пути –
стоять грудью –
держать оборону –
разбить в пух и прах –
сложить оружие –
беречь как зеницу ока -
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Упражнения для глаз
Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
Бодрость за одну минуту
В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся в начале учебного дня и в начале урока предлагается проведение следующих упражнений и тренингов.
Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).
Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).
Уши. Потрите уши (5 сек).
Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).
Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).
Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).
Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни вверх (5 сек).
Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.
-
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ