конспект урока для 3 класса "Обобщение о составе слова"
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему «Обобщение о составе слова»
Тип урока: урок обобщения знаний и выработка умений
Цель: конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с целью последующей коррекции способа действия, как со стороны учителя, так и самими обучающимися.
Задачи:
Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, родственные слова; умение разбирать слова по составу.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
3. Воспитывать уважение к окружающим людям, доброжелательность.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
– Определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
– Сопоставляют свою работу с образцом, оценивают её по критериям, выработанными в классе.
– Составляют план и последовательность действий.
– Корректируют – вносят необходимые дополнения и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона.
– Оценивают – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Личностные УУД
Познавательные УУД.
Этап
урока
Содержание урока
Формируемые УУД
Организационный
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
-Доброе утро, ребята!
-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! ( слайд 1- солнце)
–Ребята, какой у нас с вами сейчас будет урок? (Русский язык.)
– Что вы ждете от этого урока? (Мнения детей.)
– Я думаю, что все ваши ожидания будут не напрасны.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Актуализация знаний.
– Ребята, посмотрите, у меня на доске появились “значки”.
– Как вы думаете, что они могут обозначать?
– Что вы заметили? Есть ли здесь “лишний” значок? (!)
– Что он обозначает? (знак препинания).
– Кто из вас может расставить эти “значки” по порядку?
– Молодцы!
– Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).
Коммуникативные-
умение слушать и говорить,
Личностные-самоопредление, оценивание.
Самоопределение к деятельности.
Выход на тему, цель, учебные задачи.
– Ребята, а можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока?
– Молодцы! (Слайд 2)
– А чему мы будем учиться на уроке?
– Молодцы! – Ну, что ж, друзья
Примите приглашенье.
В нашей стране мы ждем вас с нетерпеньем.
Познаете вы много разных тайн.
Части слова тут живут – и здесь, и там.
- Сегодня мы будем работать под девизом: (Слайд 3)
Если знаешь части слова, то напишешь их толково.
(Слайд 4)
– Ребята, а что мы будем развивать? (Память, орфографическую зоркость, внимание.)
– Молодцы!
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Работа над темой.
3. Упражнение в распознавании родственных слов.
– Давайте мы с вами сейчас откроем тетради, запишем число, классная работа.
1. Минутка чистописания.
– Сегодня на уроке мы пропишем заглавную и строчную букву г.
– Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [г].
– Пишем красиво и аккуратно, также вспомним посадку при письме.
2. Словарная работа.
1. Минутка чистописания.
– Сегодня на уроке мы пропишем заглавную и строчную букву г.
– Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [г].
– Пишем красиво и аккуратно, также вспомним посадку при письме.
2. Словарная работа.
Мне передали тетрадь Незнайки. Кто помнит, кто такой Незнайка? (персонаж из произведения Н.Носова).
Незнайка в тетради записал словарные слова, изученные нами. Найдите ошибки, допущенные Незнайкой, запишите словарные слова в тетрадь, исправляя ошибки. Слайд 4
– Запишем слова:
Горот (д), завот (д), дарога (дорога)
– Посмотрите на эти слова.
– Что вы можете сказать о слове город? (Выслушиваются мнения детей: допущена ошибка (парная согласная на конце слова буква д), можно проверить (города), слово город – словарное, правописание нужно запомнить). – А кто нам может ещё назвать орфограмму в слове город? (Безударная гласная буква о.)
(парная согласная на конце слова буква д), можно проверить (заводы), слово завод – словарное, правописание нужно запомнить).
Дорога – непроизносимая безударная гласная, правописание, которого мы должны запомнить.– Молодцы!
– А, что ещё вы можете сказать об этих словах?
– Подберите родственные слова к этим словам.
– Молодцы!
– Давайте в этих словах выделим корень.
– Ребята, а что такое корень слова? (Общая часть родственных слов.)
– Молодцы!
– Посмотрите, как интересно получается – корень один, а слова не родственные? Как вы думаете, а такое часто встречается в русском языке?
– Послушайте рассказ, называется он “Родственники”. (Слайд 7)
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
– А я ваша тетя – Гусеница!
– Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их.
– Назовите корень в этих словах. (Гус.)
– А почему гусеница не является им родственником?
– Молодцы!
– Ребята, а кто такие гуси? (Птицы.)
– А на какие группы мы можем разделить гусей? (Домашние и дикие.)
– А какую пользу они приносят? (Перо, мясо, яйца.)
– А кто такая гусеница? (Личинка насекомых.)
– Нужно ли уничтожать гусениц?
– Почему?
– Ну, что ж, ребята, молодцы! Что мы с вами повторили? (Что не все слова с одинаковым корнем могут быть родственными.)
– Так какие же слова мы с вами можем назвать родственными? (С одинаковым корнем и близкие по смыслу.)
– Продолжим нашу работу.
4.Упражнение в распознавании однокоренных слов и форм одного и того же слова
- Ребята, у меня записано небольшое стихотворение, прочтите его. Слайд 8
На горе и под горой
Гуси гоготали.
У горной речки на пригорке
Козочки гуляли.
- Назовите пропущенные орфограммы. (безударная гласная буква о.)
- В какой части слова они пропущены? (в корне слова.)
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (подобрать проверочные слова)
- Послушайте задание. Выпишите слова с одинаковым корнем.
- Проверьте, у вас так же как у меня? Слайд 9
-На какие две группы мы можем разделить эти слова? Подумайте.
- Какой вывод мы можем сделать? (формы одного и то же слова не являются однокоренными словами.)
- Выделите корень в словах.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Физкульминутка
Учащиеся выполняют упражнения
Первичное закрепление нового материала
– Мы с вами знаем, что слова состоят не только из корня.
– У меня для вас есть очень интересное задание, но оно ещё и трудное. Попробуем его выполнить? Слайд 12 гиперссылка
– На интерактивной доске записи, посмотрите, как вы думаете что это за записи?
Ёж ок по ы гриб ый за ник
– На какие группы их можно разделить? (Части слова.)
– Молодцы!
– Ребята, а давайте вспомним, что такое приставка? Корень? Суффикс? Окончание?
– А, что такое основа слова?
– А теперь самостоятельно попробуйте из данных частей слова составить однокоренные слова. Запишите эти слова в столбик.
Гриб, грибник, грибок. Грибы, грибник, грибок.
– Скажите, ребята, а что нам может помочь правильно разобрать слова? (памятка или план разбора по составу).
– Приготовьте памятки. (Слайд 14)
Памятка.
План разбора слова по составу.
– Нам с вами сейчас предстоит разобрать слова по составу в упражнении 183 на странице 97.
– Скажите, ребята, а что нам может помочь правильно разобрать слова? (памятка или план разбора по составу).
– Приготовьте памятки. (Слайд 10)
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вы должны составить однокоренные слова при помощи суффиксов.
Если вы готовы покажите вашу готовность.
-Чья группа готова?
– Итак, ребята, чему мы сегодня на уроке учились?
– Кто из вас может сказать, что хорошо понял данную тему, подайте сигнал.
– А у кого не совсем получилось разобраться в этой теме?
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;
Коммуникативные:
- владение формами речи.
Коммуникативные:
Умение работать в группах;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Рефлексия
– Тогда сейчас я вас проверю, на сколько, каждый из вас понял данную тему, для этого мы выполним небольшой тест. (Тест у каждого ребенка.)
– Будьте очень внимательны! (Если вы считаете, что утверждение верное ставите (+), если нет (-). Таким образом, вы можете проверить себя и точнее узнать, над, чем ёще придётся поработать.
1. Корень – это главная часть предложения. (–)
2. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
3. Основа – это часть слова с окончанием? (–)
4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? (–)
5. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
6. Окончание – это изменяемая часть слова. (+)
7. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (–)
9. Корень – это общая часть родственных слов. (+)
10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными. (–)
– А сейчас проверим, как вы выполнили работу. Каждый из вас должен оценить свою работу, т. е. поставить себе отметку. (Слайд 14)
– Кто может прокомментировать свою работу? (Выслушиваются мнения детей.)
(Слайд 15)
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Познавательные:
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог;
Этап разъяснения домашнего задания
Домашнее задание
Заключительный этап. Итог урока.
КОД (контрольно-оценночная деятельность)
– Наш урок подошёл к концу.
– Скажите, чему мы учились на уроке?
– Что вам особенно удалось?
– В чем были затруднения?
– Какие выводы вы для себя сделали?
– Как бы вы оценили работу класса на уроке?
– А работу учителя?
– Спасибо большое за урок. (Выставление отметок.)
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ