Конспект урока на тему "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа"
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщить знания о склонениях, о правописании окончаний имён существительных единственного числа
Задачи:
Совершенствовать знания детей о правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже.
Развивать память, мышление, речь, навыки самостоятельной работы, орфографическую зоркость, умение аргументировать свои выводы.
Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе, интерес к предмету.
План урока:
Оргмомент. ПУЗ.
Актуализация знаний (тест).
Каллиграфическая минутка:
а)словарная работа.Основная часть. Повторение изученного.
Физминутка.
Закрепление изученного.
Итог. Домашнее задание. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка учебных задач.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Слайд 2
А девиз у нас такой:
«То, что знаешь – не скрывай,
на вопросы отвечай!»
ПУЗ
– Ребята, у нас сегодня необычный урок – слайд 3 мы отправимся в путешествие по океану знаний имени существительного в поисках сокровищ, а для того, чтобы суметь добраться до них, во время путешествия вам надо быть внимательными, чтобы суметь выполнить все задания и показать свои знания
2.Откройте тетради, запишите число: с красной строки или два пальчика двадцать второе февраля, на следующей строчке – три пальчика вправо – классная работа
II. Актуализация знаний. Тест.
Слайд 4 А путешествовать мы будем на большом красивом парусном корабле, а как он называется вы узнаете, если разгадаете ребус слайд 5 (буревестник)
Слайд 6 Цель нашего путешествия вот этот остров, где находится сундук с сокровищами. Но для начала мы должны вспомнить, всё, что знаем об именах существительных. Сейчас вы будете отвечать на тест, записывая в свои листочки, только выбранные вами буквы.
слайд 7
1. Имена существительные обозначают:
К) признак предмета
Л) действие
М) предмет
слайд 8
2. Имена существительные отвечают на вопрос:
М) что делает?
Н) какой? Какое?
О) кто? что?
Слайд 9
3. Имена существительные бывают:
К) м.р., ж.р.;
Л) м.р., ж.р., с.р.
М) ж.р., с.р.
Слайд 10
4. Имена существительные изменяются:
О) по числам и падежам;
Н) по родам;
Слайд 11
5. Сколько падежей в русском языке
А) 7;
Б) 9;
Д) 6.
Слайд 12
6. Склонение – это:
Ж) словообразование;
Е) словоизменение.
Слайд 13
7. Сколько склонений в русском языке
М)1
Е) 2
Ц) 3
– Если вы правильно заполнили тест, то вы прочитаете слово, которое вас похвалит за правильно выполненную работу. Слайд 14
– Дима, какое у тебя получилось слово? (Молодец) Поднимите руки, у кого получилось такое же слово.
Итак, на тест ответили правильно, значит можем смело отправляться в путешествие. Слайд 15 И мы оказались с вами на острове «Отгадай-ка».
III. Каллиграфическая минутка.
– Посмотрите на какую букву похож наш остров? (На букву О)
– Слава, что ты можешь сказать о этой букве? (гласная) Дети прописывают в тетрадях букву О и её соединения.
Оо (до середины строки), ом ое оз (до конца строки чередуя)
– Плывём на следующий остров. И вот «Загадочный» остров. Нужно отгадать загадки
Ну что, ребята, отгадаем?
а)словарная работа
– Я вам загадываю загадки, а вы запишите отгадки через запятую
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом (портфель) слайд 16
Если будем мы трудиться,
Все, конечно уродится
При любой плохой погоде
В нашем славном ... (огороде)
Днем спит на ней подушка,
А по ночам – Андрюшка. (кровать)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нём все отражается ...
Как это зеркало называется? (озеро)
(Дети записывают слова и с места определяют орфограммы в словах)
– Что мы можем сказать об этих словах? (Они словарные)
– А какое здесь слово лишнее? Почему? (кровать, т.к. оно 3 склонения, а остальные слова-2 скл. или озеро, т.к. оно не словарное слово? Ср.рода, проверочное слово – озёра)
– Настя пойдёт к доске, а остальные на местах, запишем предложение:
Около озера отец увидел большого оленя. (найти грамматическую основу, указать все части речи, у существительных указать склонение)
– Устно дай характеристику этому предложению. Какое оно? (Простое, повествоват., невоскл., распр, грм. основа – отец увидел)
– Хорошо, молодец, садись. Слайд 17
– Ребята, а какие озёра есть в нашей Челябинской области? (Ильменское озеро, Увильды, Тургояк, Смолино и т.д.)
IV. Основная часть. Повторение.
Слайд 18 Мы попали на Парное побережье. Почему оно так называется? Здесь нужно будет поработать в парах.
– У вас на партах лежат листочки с таблицей, вы должны, работая вместе, распределить слова по столбикам, т.е. по склонениям. Слайд 19 А для этого давайте вспомним, какие существительные к какому склонению относятся(если сущ. М.р. или ж.р. с окончанием -а, -я – 1 скл.; м.р. нулевое окончание и ср.р на -ое – 2 скл.; ж.р. на ь – 3 скл.) слайд 20
– Итак, проверим, как вы справились (на экране высвечивается правильно заполненная таблица) слайд 21
– Поднимите руку, у кого всё правильно?
– А у кого1-2 ошибки?
Слайд 22-Следующий островок «Отдохни-ка».
V. Физминутка.
1. Для глаз – Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
2. Для кистей рук Возьмём ручку и покатаем её между ладонями, возьмём 2 ручки и покатаем их пальчиками обеих рук
Пора немного отдохнуть,
Ведь мы вступили на «Тропу здоровья»
Чтобы продолжить наш нелёгкий путь,
Потребуются силы и здоровье.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросить.
VI. Закрепление изученного.
Слайд 23 – А мы продолжаем наше путешествие за сокровищами и следующая остановка – остров «Выполняй-ка».
– На этом острове живут упражнения. Давайте откроем учебники на стр.38 и выполним упражнение 96. Записали посередине строки Упражнение 96. А сейчас Карина прочитает задание (Запиши формы слова с предлогами. От чего зависит выбор окончания в этих формах слов?)
– Посмотрите, в каком падеже мы должны написать все слова? (в П. п.)
– Карина, прочитай все слова первой строчки, которые нам даны (апрель, капель, мебель, карамель, сель, свиристель, председатель)
– Что мы можем о них сказать? (они оканчиваются на «ь»)
– Но чем они различаются? (они разного склонения)
– Так значит от чего будет зависеть выбор окончания в этих словах? (от склонения)
– С каким предлогом мы должны употребить слова? (с предлогом «о» или «об»)
– Давайте вспомним, когда употребляется предлог «О», а когда «ОБ» (если слово начинается на гласную-то об, если на согласную, то о.)
– Сейчас разделим тетрадный лист на два столбика, первый столбик – 2 скл., второй столбик – 3 скл.
– Лиза пойдёт к доске, записываем только по одному слову от каждого склонения в нужный столбик с предлогом.
– Первое слово-апрель (о чём? Об апреле, окончание «е», т.к. апрель это существительное 2 скл., а у сущ-х 2 склонения в П.п. окончание «е», о чём? О мебели, окончание «и», т.к. мебель- это существительное 3 скл., а у сущ-х 3 скл. в П.п окончание «и» или вспомним слово-помощник степь)
– Теперь пойдёт Уля, также берём два сущ-х, но уже с каким предлогом? (с предлогом на) и т.д.
– Наше морское путешествие на корабле «Буревестник» продолжается.
Слайд 24 И мы на острове «Молчанка». Само название за себя говорит, всё делаем молча. – Сейчас на экране появятся слова в предложном падеже, вы должны решить, с каким предлогом (о или об) это слово будет употребляться и поднять соответствующий предлог. Слайд 25
– об аллее, о деревне, о книге, об ослике, о машине, об осине, об Ане, об арбузе, о море, об обезьяне.
Слайд 26 Ребята, вот мы и приплыли к острову сокровищ, а вот и сундук. Сейчас мы посмотрим, что же в нём.Ой, а он закрыт, наверно, ребята, надо ещё выполнить одно задание и тогда мы сможем его открыть. А задание такое, нужно вспомнить все правила, которыми мы сегодня пользовались во время путешествия (как определить склонение, как правильно выбрать предлог «о» или «об»)
VII. Итог. Оценивание.
– Ну вот и ключик нашёлся (открываю сундук), а здесь, ребята, действительно сокровища – это страна знаний «Имя существительное» отблагодарила вас за вашу активность на уроке во время путешествия (раздаю «5» и «4»)
Слайд 27Домашнее задание А теперь откройте свои дневники, запишите на четверг домашнее задание, п/т стр.18, упр. 9. В этом упражнении вы должны будете дописать окончания имён сущ-х, в скобках указать склонение и падеж.
Слайд 28 Рефлексия На столе у вас картинки с клоуном. Нарисуйте карандашом такой ротик, который соответствует твоему настроению.
– Ребята, мне было очень приятно с вами путешествовать, спасибо за урок! Слайд 29
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ