Конспект урока для 3 класса "Основа слова и окончание"
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Автор УМК (программа учебного курса): Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «Русский язык» М., 2012.
Тема урока: «Основа слова и окончание».
Тип урока: урок развития умений
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный
2.Актуализация знаний.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Чтоб не хмуриться с утра
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
- Здравствуйте ребята.
Сегодня у нас много гостей, все они пришли посмотреть наш урок. Я одна не справлюсь, мне будет нужна ваша помощь. Вы мне поможете?
- Спасибо, и начинаем урок с
Минутки чистописания ( на доске )
в о с ё
- раздели на группы
- запиши слоги
Словарная работа
- составь из букв слово
- Что такое овес?
Записываем в тетрадь это слово (овёс)
-Запишите это слово с предлогами из,с
- Изменилось ли значение слова?
- Что изменилось?
- Это однокоренные слова?
-Выделите основу слова. Одинаковы ли они?
Готовятся к работе.
Находят «лишнее» слово.
Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.
- Да, поможем!
Работа в тетради. Запись числа и классной работы
- гласные и согласные
- во, вё, со, сё, ов, ёв, ос, ёс, о, ё
- ОВЁС
- Это травянистое растение, используется для выработки крупы(она очень питательная), кондитерских изделий и даже кофе, расплющенные зёрна овса – основной компонент мюсли; используют для корма животных, чаще для лошадей; в народной медицине (как успокаивающее сердце) ( Из толкового словаря)
В тетради появляется запись:
Овёс, из овса, с овсом.
- Нет
- Окончание
- Нет, это форма слова.
-Да
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Подготовленные обучающиеся разыгрывают диалог «Овсянка»
- А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку!
– И я люблю!
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком?
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?
– Как это – про что? Про овсянку!
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела!
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слышал про такую, что ли? Пойдем ко мне – мою овсянку слушать.
–Пойдём! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
- Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу?
Запись этого слова в тетрадь
и выделение основы слова.
Слушают диалог и отвечают на вопрос:
- О чём говорится в диалоге?
- слово одно, а говорят о разном. Овсянка – это и каша и название птицы.
- Это слова омонимы
Работа в тетради
Коммуникативные-
умение слушать и говорить,
Личностные- самоопредление, оценивание.
3.Самоопределение к деятельности.
Выход на тему, цель, учебные задачи.
-Прочитайте пословицу и объясните
( на слайде)
Знание собирается по капле
- По какой теме мы собирали знания по капле?
Слайд с кластером
- Сколько нам понадобилось зернышек, чтобы сварить кашу. Все на свете из чего-то состоит: облака из мельчайших капелек, лес – из …
Речь состоит из …,
а предложения из …
Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».
Предположите тему урока
И тогда наша цель сегодня…
- Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу.
- Мы собирали все части слова
- деревьев
- предложений
- слов
- Основа слова и окончание
- учиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
4. Открытие новых знаний
Работа с текстом
- Прочитайте
Овсянка - это желтоголовая и желтогрудая птичка, немного крупнее воробья. У овсянки оперение мягкое и густое. Первая песня овсянки радует нас в феврале. Все птицы имеют относительно длинный хвост. .По этим признакам нетрудно узнать птицу из рода овсянковых. Овсяночка является представительницей довольно многочисленного семейства. К нему относится около 200 видов. В России встречается 34 вида.
-К какому типу текстов мы его отнесем?
-Почему?
-Назовите основную мысль текста.
-Озаглавьте
-Что узнали о птице интересного?
-Какое задание можно выполнить исходя из темы и цели урока?
- Прочитайте слова, где выражены формы одного и того же слова. Что в них изменилось?
- Прочитайте однокоренные слова. Назовите основы однокоренных слов.
- Сделайте вывод, какие основы у однокоренных слов, а какие у форм слова.
Работа над определением
Учебник стр. 150
- Сколько абзацев? (три) О чем это говорит?
- Читаем 1 абзац. Это новая для вас информация.
-Читаем 2-й абзац. Какие части слова могут входить в основу?
Приведите свои примеры.
-Прочитайте 3-й абзац. Объясните значения наших слов.
-На что похож значок основы?
Значение слова Основа по словарю Ушакова:
ОСНОВА
Внутренняя Часть предмета, которая служит опорой остальным частям, каркас.
Например: У этого дивана дубовая основа. Стальная основа зонтика.
Главное, на чем строится что-нибудь. За основу принято предложение докладчика.
В ткацком деле - продольные нити, идущие параллельно вдоль ткани.
Часть слова, образующая его лексическое значение и состоящая из корня, а также суффикса и приставки.
- Описание
- Отвечает на вопрос какая?
- Овсянка. (Овсяночка)
Дети рассказывают интересное, пересказывают моменты.
- Выписать однокоренные слова, выделить основы или
- Выписать формы одного и того же слова и выделить основы
В тетради запись:
овсянка овсянки
овсяночка у овсянки
овсянковых
- овсянка, овсянки, у овсянки, изменилось окончание, форма слова
- овсянка, овсяночка, овсянковых. Основы разные
- однокоренные слова имеют разные основы, а формы слова одинаковую основу слова.
- Есть три мысли, три микротемы
- Нет
- на полку, на пол, на опору
- на полочку, на пол…
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
5. Первичное закрепление нового материала
А)-Давайте посмотрим и послушаем эту птицу. Просмотр видеоролика
-Запишите предложение, в котором говорится о пении.
-Разбор предложения.
Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
Работа в учебнике
Упр. 189 1 группа слов.
Первая песня овсянки радует нас в феврале
- По цели высказывания повествов., невоскл.,простое )
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Помогите восстановить словосочетания (на карточках с проверкой у доски)
овсян…. каша
овсян… печенье
овсян…. стебелёк
овсян… зёрна
Работают самостоятельно в тетрадях.
Проверяют, делают вывод.
Коммуникативные:
распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
7.Подведение итогов
Работа в парах
Возьмите бланк, впишите недостающие слова.
Основа – это ………………………………….
Окончание – это …………. часть слова
Слова для справок: изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении, заключено значение данного слова.
- Что нужно сделать вначале: выделить основу или окончание?
Вывод по уроку: в основе слова заключено значение данного слова, а окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
8.Заключительный этап и рефлексия.
Покормите птиц. Рассади птиц на кормушку. (Работаем на интерактивной доске и рассаживаем разные виды птиц на кормушку.)
Подарком каждому будет пакетик с кормом, чтобы вышли и покормили птиц
Составляют внутреннюю речь.
Оценивают свою работу.
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
9. Этап разъяснения домашнего задания
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.
Советует поработать с орфографическим словарём.
Стр. 150 правило, упр.188
Спасибо за урок!
Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю.
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ