Конспект урока для 4 класса "Первое склонение имени существительного"

Центр образования № 109

Учитель начальных классов - Соловьева Виктория Борисовна.

Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока. Первое склонение имени существительного.

Цель урока: закрепить знания учащихся о существительных 1 склонения, рассмотреть особенности правописания безударных падежных окончаний имен существительных, развивать внимание, память, познавательную активность детей.

Оборудование урока: индивидуальные карточки с упражнениями для детей, таблица безударных падежных окончаний существительных 1 склонения, таблица с заданиями, ноутбук, проектор.

Ход урока.

  1. Повторение изученного.

У. Прочитайте написанные на доске слова, постарайтесь их запомнить. (через одну минуту слова 2 и 3 слова закрываются) Ориентируясь на первые строки, напишите строки полностью.

Пингвин медведь бабушка

Врач лесник солнце

Море орех доктор.

У. Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

Д. Это слово – бабушка. Это существительное 1-го склонения, остальные слова относятся ко второму склонению.

2. Минутка чистописания.

У. Буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания, обозначают парные глухие согласные в лишнем слове.

Д. Мы будем писать сочетание букв шк.

(Учитель показывает образец написания букв и их соединений. Учащиеся выполняют работу.)

3. Словарно-орфографическая работа.

У. Прочитайте написанные на доске пары слов.

Нора – лиса

Муравей-муравейник

Конура – собака

Тропинка- пешеход

------ - транспорт.

У. Определите слово для словарной работы и обоснуйте свой выбор.

Д. Это слово-дорога.

Презентация 1.



У. Дорога- это полоса земли со специальным покрытием или без него. Напишите слово дорога в тетради, пользуясь орфографическим словарем.


4. Объяснение нового материала.

У. Найдите, что объединяет слова дорога и бабушка.

Д. Это слова женского рода и они имеют окончание –а-.

У. Из слов, написанных на доске, найдите существительные, которые объединены с этими словами одним из грамматических признаков, о котором мы говорили на предыдущем уроке.

Дедушка, море, ягода, солнце, дочь.

Д. Слово - дедушка. Это существительное 1-го склонения.

У. Сформулируйте тему урока.

Д. Мы будем говорить о существительных 1 склонения.

У. Ваша задача заполнить клетки кроссворда, чтобы получились четыре существительных 1 склонения, состоящие из пяти букв, с буквой – -а- в середине.

Слова должны обозначать: сырость, большую известность, острую каменную вершину, зеленый покров земли ( влага, слава, скала, трава)

  

  

  а  


  

  


У. Просклоняйте в тетради существительное, в котором только звонкие согласные.

На месте окончаний оставляйте окошечки.

У. На доске двое учеников склоняют существительные сестра, земля.

У. Назовите окончания имен сушествительных 1 склонения по порядку.

У. Какую таблицу можно составить к изучаемому материалу?

Д. Можно составить таблицу «Окончания имен существительных 1 склонения».

Таблица 1.

Названия падежей

Окончания существительных

И.п.

-а-,-я-

Р.п.

-ы-,-и-

Д.п., П.п.

-е-

В.п.

-у-, -ю-

Тв. П.

-ой,-ою,ей,ею.

4.Физкультминутка.

У. Я буду называть существительные. Если я называю существительное 1-го склонения, вы хлопаете в ладоши. Если существительные 2-го склонения, то подпрыгиваете. Если услышите существительное 3-его склонения - приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько существительных 1 склонения я назову.

Гора, улей, молодежь, нога, вишня, дочь, прогулка, кирпич, учебник, дядя, стройка ,дорога, дорожка.

У. Вспомните, какие однокоренные слова были названы?

Д. Дорога, дорожка.

5.Закрепление изученного.

У. В стихотворении, которое записано у Вас на карточке, нужно определить падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении.

Дорожка

Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет!

И если б зашел я

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

(К.Рейс)

Проверка задания.

У. Используя таблицу, найдите слова с предлогами, ориентируясь на клетки: 1, 8, 10, 12.

Таблица 2.


к

в

у

за

на

по

дорожка

1

2

3

4

5

6

школа

7

8

9

10

11

12

Д. К дороге, в школе, за школой, по школе.

-Запишите слова в тетрадь, ориентируясь на клетки: 3, 4, 7, 11, 6, 9.

Проверка выполненного задания.

У. На доске и у каждого на карточке написаны сочетания слов.

Карточка 1.

  1. Наплакал, с лодки, сходил.

  2. О солнце, полет, поход.

  3. Заваривать, вошел, с земли.

  4. На поляне, находка, нашел.

У. Выпишите лишние слова, выделите предлог, и у Вас получится слово. (Сосна).

Карточка 2.

  1. К вечеру, выплывали, побежала.

  2. отход, от берега, отбежал.

У. Самостоятельно найдите лишнее слово, выделите предлог и узнаете, о ком пойдет речь в следующем тексте.

Д. Слово- кот.

У. Подберите однокоренные слова.

Д. Кошки, котята, котенок.

Презентация 2.


Карточка 3. ( Вариант 1.)

  1. -------- часто умываются. Но они не

  2. только большие чистюли. Утром

  3. про снулись, потянулись и уже

  4. вылизывают себя от мордочки до лап.

  5. Собрались гулять – умываются.

  6. Погуляли, поели- опять умываются с

  7. ног до головы. Кошки- опытные

  8. охотники. На охоте они ждут свою

  9. добычю в засаде. Если добыча почует

  10. опасность, зверь останется голодным.

Карточка 3. ( Вариант 2).

1-------- часто у мываются. Но они не

2.только большие чистюли. Утром

3.проснулись, потянулись и уже

4.вылизывают себя от мордочки до лап.

5.Собрались гулять – умываются.

6.Погуляли, поели- опять умываются с

7.ног до головы. Кошки- опытные

8.охотники. Наохоте они ждут свою

9.добычу в засаде. Если добыча почует

10.опасность, зверь останется голодным.

У. Прочитайте текст. Напишите, о ком пойдет речь в тексте. Найдите и обозначьте строку, где вы заметили ошибку и в результате у Вас получится двузначное число. Спишите текст, решая орфографические задачи, выделяя окончания имен существительных. У существительных 1-го склонения определите падеж.




6. Итог урока.

Посчитайте сумму чисел 1 и 2 варианта и найдите, как Вы работали на уроке.


На доске.

57 56 ?

молодец ! старайся! повтори попытку снова!



Литература.


  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. Владос, 2001 г.

  2. Бетенькова Н. М. Фомин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Астрель, М. 2006.

  3. Шклярова Т.В. Учимся в школе и дома. Русский язык. 4 класс. М. Грамотей ,2005г.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ