Конспект урока для 8 класса "Письмо"

Урок-презентация в 8 классе

«Письмо»

(урок развития речи)

 Цель урока:   повысить интерес у учащихся к эпистолярному

                               жанру письма;

                                помочь им осознать его особенности;

                                подготовить к высказыванию в этом жанре.

 Задачи:

  1. образовательные:

- совершенствовать навык составления письма  такой видовой принадлежности, как «письмо другу»;

- повторить изученный материал (разделы «Синтаксис» и «Пунктуация»: предложения с обращениями, вводными словами и конструкциями; типы односоставных предложений, порядок слов и др.; раздел «Культура речи»: этикетные слова);

  1. развивающие:

- развивать коммуникативные способности;

- исследовательские и творческие навыки;

  1. воспитательные:

- воспитывать уважение к ценностям русского языка, стремление в собственной речи передать его богатство;

- повысить культуру письменного общения.

 Оборудование:экран, проектор, компьютер, презентация к уроку,

                               раздаточный материал (таблицы, карточки-задания

                               для групп, письма).

 Эпиграфы к уроку:  

                                            Дневник — это Я, Письмо — это Ты.

                                                                                  Казимеж Выка

                      Пиши такие письма, которые ты хотел бы получить.

                                                                                Античный афоризм

Ход урока:

 Организационный момент. Приветствие учителя. Знакомство с классом. (1 мин)

 Цель: вызвать доверие, готовность сотрудничать.

 Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся! Зовут меня Дидковская Нина Евгеньевна. Работаю в 4-й школе в нашем городе в таком же 8-м классе как и ваш. Надеюсь, мы с удовольствием поработаем вместе и узнаем много нового и интересного. Вы готовы?

 Мотивация. Постановка целей и задач. (3 мин):

 

Цель: побудить к совместной деятельности,

          погрузить в учебный материал,

          сформировать информационное поле урока.

 Содержание: беседа, постановка проблемного вопроса (содержит

противоречие, целевые установки)

 Учитель: Сегодня я хочу пригласить вас к разговору на одну из интересных, по моему мнению, тем — тему общения.

Из своего опыта знаю, что вы очень любите общаться со сверстниками и считаете самыми популярными видами общения электронные чаты, SMS, форумы.

–         А есть ли среди вас те, кто общается с помощью писем?

–         Получаете ли вы в ваших семьях письма?

–         Хотели бы вы получить письмо?

–         Как вы думаете, можно ли современному человеку обойтись без писем? 

(создание дискуссионой ситуации)

-    Кто готов высказать иную точку зрения?

              (Участвуют 2 оппонента)

Учитель:Безусловно, достижения научно-технического прогресса вытесняют письмо из нашей жизни. Порой действительно легче позвонить другу, послать SMS и сообщить о важном событии в твоей жизни, чем написать письмо об этом.

И все-таки...  Стоит ли молодому человеку вычеркивать из жизни такую важную сферу — общение в письмах?

Попробуем вместе ответить на этот вопрос, выяснить:

–         что такое письмо,

–         какова его задача,

–         особенности,

–         как его написать?

–         Тема нашего урока «Я пишу тебе письмо».                  Слайд №1

     Эпиграфы к уроку: высказывание Казимежа Выка

«Дневник — это Я, Письмо — это Ты»

и античный афоризм

«Пиши такие письма, которые ты хотел бы получить».

III. Актуализация опорных знаний по развитию речи. (7 мин)

Цель и содержание этапа: экспертиза речи SMS-переписки и письма (в экспертизе участвует 5 групп)

Учитель: Давайте вместе сделаем первый шаг  в реализации целей урока. Предлагаю вам побыть экспертами, проверить на эффективность речь, оформленную в жанре письма. А сделать это лучше всего в сравнении!

Постановка промежуточной учебной задачи:

 Учитель: У вас на партах лежат таблицы. Посмотрите на них внимательно. Выясните, что общего и в чем различие SMS-переписки и письма. Каждая группа получает карточку:

Карточка 1

Выясните, что сближает и что различает нашу речь в SMS-общении и письме. Исправьте ошибки, отредактируйте текст письма.

SMS-переписка

Письмо ровесника

 

-Привед

-Прет

-Как дела

-норм

-Чво делаеф?

Ниче

Пшли гулять?

-ОК

-А ты чво?

- В комп рубаюсь, весело

- Ой, ща предки придут

-Ха лан бай

- Поки

 

Привет   Стас!

У нас все хорошо. Без тебя скушно. Даже поговорить нескем.

В школе все обычно, нечего особенного. Только вот на уроках часто смеюсь и балуюсь. Почти каждый день получаю замечания от учителей. Знаю что плохо делаю, а не делать не получается.  Раньше родители расстраивались  когда узнавали о моем плохом поведении. Теперь пообещались наказывать - нового мобильника мне не видать как своих ушей! А я не хочу быть наказанным, буду стараться измениться в лудшую сторону.

А что у тебя интересного? Когда ты вернешься? Мы тебя очень ждем. Жду ответа.

19.01.2009            Андрей

 

Заполните  табличку  (воспользуйтесь графическими знаками + и  -). Сделайте вывод.

Критерии сравнения

SMS

письмо

  1. По характеру речевой деятельности:

- монологическая

- диалогическая

 

 

2.  По условиям и задачам общения:

- разговорная

- книжная

- книжная, с элементами разговорной

 

 

3. По форме использования языка:

- устная

- письменная

 

 

4. По речевому жанру:

- электронное сообщение

- письмо

 

 

Карточка 2

Выясните, что сближает и что различает нашу речь в SMS-общении и письме. Исправьте ошибки, отредактируйте текст письма.

SMS-переписка

Письмо ровесника

 

-Привед

-Прет

-Как дела

-норм

-Чво делаеф?

Ниче

Пшли гулять?

-ОК

-А ты чво?

- В комп рубаюсь, весело

- Ой, ща предки придут

-Ха лан бай

- Поки

 

Привет   Стас!

У нас все хорошо. Без тебя скушно. Даже поговорить нескем.

В школе все обычно, нечего особенного. Только вот на уроках часто смеюсь и балуюсь. Почти каждый день получаю замечания от учителей. Знаю что плохо делаю, а не делать не получается.  Раньше родители расстраивались  когда узнавали о моем плохом поведении. Теперь пообещались наказывать - нового мобильника мне не видать как своих ушей! А я не хочу быть наказанным, буду стараться измениться в лудшую сторону.

А что у тебя интересного? Когда ты вернешься? Мы тебя очень ждем. Жду ответа.

19.01.2009            Андрей

 Заполните  табличку  (воспользуйтесь графическими знаками + и  -). Сделайте вывод.

Критерии сравнения

SMS

письмо

Цели:

- пообщаться

- сообщить информацию

- обменяться впечатлениями

- нарисовать картину

-создать образ

- выразить отношение к собеседнику

- дать оценку людям, себе, событию

 

 

2.  По речевой ситуации:

                               адресованная

                     1.  -?  безадресная

 

   P.S.                       обстановка:

                     -официальная

                     -неофициальная

 

                     Задачи речи: см. цели

 

 

 Карточка 3

Выясните, что сближает и что различает нашу речь в SMS-общении и письме. Исправьте ошибки, отредактируйте текст письма.

SMS-переписка

Письмо ровесника

 

-Привед

-Прет

-Как дела

-норм

-Чво делаеф?

Ниче

Пшли гулять?

-ОК

-А ты чво?

- В комп рубаюсь, весело

- Ой, ща предки придут

-Ха лан бай

- Поки

 

Привет   Стас!

У нас все хорошо. Без тебя скушно. Даже поговорить нескем.

В школе все обычно, нечего особенного. Только вот на уроках часто смеюсь и балуюсь. Почти каждый день получаю замечания от учителей. Знаю что плохо делаю, а не делать не получается.  Раньше родители расстраивались  когда узнавали о моем плохом поведении. Теперь пообещались наказывать - нового мобильника мне не видать как своих ушей! А я не хочу быть наказанным, буду стараться измениться в лудшую сторону.

А что у тебя интересного? Когда ты вернешься? Мы тебя очень ждем. Жду ответа.

19.01.2009            Андрей

 

Заполните  табличку  (воспользуйтесь графическими знаками + и  -). Сделайте вывод.

Критерии сравнения

SMS

письмо

1. По замыслу высказывания:

-стихийная, спонтанная

-сознательная, продуманная

 

 

2.  По типу речи:

- повествование (изобразительная)

                            (информативная)

- описание

- рассуждение

                           (доказательство)

                           (объяснение)

                           (размышление)

 

 

3.  По темпу речи:

 - динамичная , быстрая

- спокойная

 

 

4.  По объему речи:

- содержательная

- сокращенная

 

 

Карточка 4

Выясните, что сближает и что различает нашу речь в SMS-общении и письме. Исправьте ошибки, отредактируйте текст письма.

SMS-переписка

Письмо ровесника

 

-Привед

-Прет

-Как дела

-норм

-Чво делаеф?

Ниче

Пшли гулять?

-ОК

-А ты чво?

- В комп рубаюсь, весело

- Ой, ща предки придут

-Ха лан бай

- Поки

 

Привет   Стас!

У нас все хорошо. Без тебя скушно. Даже поговорить нескем.

В школе все обычно, нечего особенного. Только вот на уроках часто смеюсь и балуюсь. Почти каждый день получаю замечания от учителей. Знаю что плохо делаю, а не делать не получается.  Раньше родители расстраивались  когда узнавали о моем плохом поведении. Теперь пообещались наказывать - нового мобильника мне не видать как своих ушей! А я не хочу быть наказанным, буду стараться измениться в лудшую сторону.

А что у тебя интересного? Когда ты вернешься? Мы тебя очень ждем. Жду ответа.

19.01.2009            Андрей

 Заполните  табличку  (воспользуйтесь графическими знаками + и  -). Сделайте вывод.

Критерии сравнения

SMS

письмо

1. По характеру речи:

- правильная

- неправильная

- искаженная

- ясная, понятная

- затрудненная

- непринужденная

- напряженная

- эмоциональная

- нейтральная

 

 

2.  По форме речи:

- упрощенная

- сложная

 

 

3.  По стилю общения:

- искренняя, доверительная

- нейтральная

- отчужденная

- контролируемая

 

 

Карточка 5

Выясните, что сближает и что различает нашу речь в SMS-общении и письме. Исправьте ошибки, отредактируйте текст письма.

SMS-переписка

Письмо ровесника

 

-Привед

-Прет

-Как дела

-норм

-Чво делаеф?

Ниче

Пшли гулять?

-ОК

-А ты чво?

- В комп рубаюсь, весело

- Ой, ща предки придут

-Ха лан бай

- Поки

 

Привет   Стас!

У нас все хорошо. Без тебя скушно. Даже поговорить нескем.

В школе все обычно, нечего особенного. Только вот на уроках часто смеюсь и балуюсь. Почти каждый день получаю замечания от учителей. Знаю что плохо делаю, а не делать не получается.  Раньше родители расстраивались  когда узнавали о моем плохом поведении. Теперь пообещались наказывать - нового мобильника мне не видать как своих ушей! А я не хочу быть наказанным, буду стараться измениться в лудшую сторону.

А что у тебя интересного? Когда ты вернешься? Мы тебя очень ждем. Жду ответа.

19.01.2009            Андрей

Заполните  табличку  (воспользуйтесь графическими знаками + и  -). Сделайте вывод о качестве речи, культуре письменного общения.

Критерии сравнения

SMS

письмо

1. По синтаксическому оформлению мыслей

- оформленная

- неоформленная

 

 

2.  По интонационной и пунктуационной завершенности предложений   - завершенные

                                                     - незавершенные

 

 

3.  По соответствию нормам письменной речи:

- нормативная

- ненормативная, небрежная

 

 

4.  По использованию

- этикетных слов

- изобразительно-выразительной лексики

- шаблонных слов, выражений

- жаргонных ,оскорбительных слов, прозвищ

 

 

5.По соблюдению правил вежливости

 

 

6. Качество речи: - высокое

                               - низкое

 

 

Слайд 2

Выводы ( по результатам экспертизы SMS и письма)

 «Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека»

Д.С. Лихачев

 SMS

                            Цель: потребность в общении

Письмо


 

+

 

 

-

SMS

 

  • оперативность

  • скорость

  • динамичность

  • экономичность речи

 

  • нарушение норм письменной речи

  • искажения,

  • сокращения

  • упрощения

  • небрежность

  • сознательно допущенные ошибки

  • низкий уровень владения языком

 

письмо

 

  • емкость

  • содержательность

  • богатство речевых средств

  • эмоциональность

  • возможность для самовыражения

  • самоконтроль

  • качество речи

  • высокий уровень владения языком

 

 

  • пространственные и временные рамки

 

 Ребята,а сейчас я хочу показать вам дорогие моему сердцу реликвии-письма из моего детства.В вашем возрасте мы, школьники,изучая иностранный   язык(тогда это был немецкий),вели активную переписку со сверстниками из Германии.Моим другом по переписке был мальчик по имени Олаф Валь.Он писал мне на русском,изучая наш язык,я ему - нанемецком.В

моем семейном архиве сохранилось несколько писем.Я их захватила с собой.Одно из них сейчас прозвучит для вас из «далёкого  далёка».

На экране показ письма.Звучит голосовое письмо.

Беседа (5 мин):

–         Заинтересовало ли вас письмо?

–         Что можно сказать об его авторе, о культуре его письменного общения?

–         Какие трудности в освоении русского языка испытывал ваш далекий зарубежный ровесник?

–         Владеет ли он искусством писать письма?

–         Любите ли вы получать письма? А умеете ли их писать? А интересные письма? Наверно, каждый сейчас задумался...

Учитель:

Что же включает в себя искусство написания письма ? 

                                (проблемный вопрос).

Давайте попробуем вместе определить особенности письма. Откройте конверты с письмами моих 8-миклассников к вам. Для анализа используйте и другие письма у вас на партах.

Работа в группах (7 мин), 2мин-работа, 1мин- на ответ:

Группа 1: Попробуйте сформулировать правила написания письма, требования   к его      оформлению. Оформите в виде записи «Узелки на память». Начните ответ с фразы:Письмо-это... 

        Вывод. Коррекционная работа. Самопроверка (по слайду).

                                        Запись на слайде:

                                    « Узелки на память»                       

Группа 2: О чем сегодня можно написать своему другу? Какие темы, по вашему       мнению, заинтересуют его? Ответ начните с фразы: Письмо — это...

Вывод. Коррекционная работа. Самопроверка (по слайду).

 Группа 3: Попробуйте дать определение эпистолярного жанра (письма).Какие       рекомендации вы бы дали пишущим по речевому оформлению письма,чтобы оно было эмоциональным,ярким,богатым в лексическом отношении?Каких шаблонных,безвкусных выражений      рекомендаии вы бы дали пишущим по речевомуписьма,       чтобы оно было эмоциональным, ярким, живым, богатым в       лексическом отношении? Каких шаблонных, безвкусных выражений       необходимо избегать?

(Продумайте словарь слов-чувств, слов-характеристик, этикетных слов). Ответ начинайте с фразы: Письмо — это....

 Вывод. Коррекционная работа. Самопроверка (по слайду).

Группа 4: какие знания, в том числе полученные в 8 классе, необходмо        учитывать при написании грамотного, разнообразного в         синтаксическом отношении письма. Ответ начинайте с фразы:        Письмо — это....

Вывод. Коррекционная работа. Самопроверка (по слайду).

 группа 5: какова структура  письма? Каким частям соответсвуют прямоугольники? Почему один их них больше остальных? Что такое P.S?Ответ начинайте с фразы: Письмо — это....

Вывод. Коррекционная работа. Самопроверка (по слайду).

Учитель: итак, писать хорошие, интересные письма — непростое искусство, но овладеть им может каждый. Поэтому пишите письма друзьям такие, какие хотели бы получить сами. И как итог нашего урока творческое задание — написать ответные письма в адрес моих 8-миклассников. Постарайтесь в письме подчеркнуть оригинальность своей натуры, свою собственную манеру излагать мысли.

Достигли ли мы цели урока?

 Каким способом?

Урок окончен. Спасибо за работу.

                           Правила написания письма

 «Узелки на память».

     1. Письмо начинается с обращения, расположенного посередине листа :                           « Здравствуй,  дорогой друг!», «Привет, Саша!»

  1. Если обращаться на «ты», то пишите это местоимение с маленькой буквы. Если называть адресата на «Вы», то пишите это слово с большой буквы.

  2. В письме обязательно должна быть указана дата, место его написания. Можно уточнить еще и час ( например, город Саранск 16. 10. 2008, 12часов дня). Дата ставится или в правом верхнем углу письма, или внизу справа.

  3. Бумага для письма должна быть гладкой , чистой, аккуратно обрезанной. Не следует использовать листы, вырванные из тетради. Письма принято писать от  руки, но возможно и печатное письмо.

  4. Для написания письма не следует использовать карандаш, так как это затрудняет чтение, а на изгибах листа делает его и вовсе невозможным.

  5. Содержание письма должно быть подчинено логике. Не следует писать первое, что пришло в голову.

  6. После приветствия пишут несколько слов о получении письма или упоминание о последней встрече.

  7. Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем — о себе самом.

  8. Завершается письмо добрыми пожеланиями и выражениями своего отношения к адресату. Далее следует подпись ( например, «Желаю тебе всего доброго. С уважением Александр»).

  9. Если письмо окончено и подписано, а  необходимо что-то добавить, то принято ставить две латинские буквы с точками Р.  S. (постскриптум) и продолжить письмо.

  10.  Следует писать письма не слишком длинные. Но если все же в письме несколько страниц, то их нумеруют цифрами



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ